Развитие когнитивных способностей у учеников 10–11-х классов посредством решения стереометрических задач векторно-координатным методом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (346) январь 2021 г.

Дата публикации: 22.01.2021

Статья просмотрена: 163 раза

Библиографическое описание:

Полковникова, И. А. Развитие когнитивных способностей у учеников 10–11-х классов посредством решения стереометрических задач векторно-координатным методом / И. А. Полковникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 356-359. — URL: https://moluch.ru/archive/346/77810/ (дата обращения: 22.12.2024).



В данной статье рассмотрены особенности интеллектуальных способностей учеников, обоснована необходимость индивидуально находить подход ученику при изучении той или иной темы. Особое внимание уделяется формированию такого когнитивного стиля, как поленезависимость, который связан с высоким показателем невербального интеллекта (образным мышлением) и более высокой обучаемостью, посредством элективного курса по геометрии.

Ключевые слова: когнитивные технологии в обучении, полезависимость, элективный курс, уроки математики, методика преподавания математики, формирование поленезависимости.

Изучение индивидуальных различий в когнитивной сфере традиционно является одной из острейших проблем психологии. Когнитивно-стилевой подход является одной из форм анализа интеллектуальных возможностей человека. Кто-то решает быстро, но может быть делает это не очень качественно, а кто-то медленно, но добивается большей правоты. Кому-то больше даются точные науки, кому-то гуманитарные, поэтому по утверждению сторонников когнитивно-стилевого подхода важно именно каким образом достигается решение [1].

В современной зарубежной и отечественной литературе можно встретить описание около двух десятков различных когнитивных стилей. Среди большого набора психологических характеристик личности можно выделить те, которые в наибольшей степени существенны в индивидуальной познавательной деятельности учащихся и определить 2 когнитивных стиля: полезависимость — поленезависимость.

Изучение математики, а в частности стереометрии, не вызывает у учащихся высокой мотивации, очень трудно пробудить у них интерес к геометрии. Для этого нужно найти индивидуальный подход к каждому ученику, чтобы любой мог свободно ориентироваться в «море» математических построений, чтобы предмет не был в тягость, а наоборот, заинтересовал и подтолкнул к изучению стереометрии. Чтобы оказать помощь учащимся в ходе поиска решения каждой конкретной задачи, следует выявить их индивидуальные способности и возможности принятия информации. А для этого предлагаю учитывать когнитивные стили, которые помогут учителю в выборе того или иного решения задачи для каждого ученика. У каждого человека присутствует своё, индивидуальное сочетание этих стилей, обуславливающих его мыслительную деятельность и ее результаты.

С помощью теста включённых фигур [2] измеряется такой параметр, как полезависимость-поленезависимость (ПЗ — ПНЗ). Поленезависимость связана с высоким показателем невербального интеллекта (образным мышлением), более высокой обучаемостью, успешностью решения задач на сообразительность, легкостью смены установок, с автономностью, стабильностью образа Я, более объективными подходами к проблемам, устойчивостью к внушению, критичностью, более высокой моральностью. [1]

Как определить?

Для того, чтобы выяснить, к какому стилю относится ученик было проведено тестирование. В нем приняло участие 22 ученика 11 класса МБОУ СОШ № 3 г. Уссурийска. Им было предложено пройти тест включенных фигур по методике «Фигуры Готтшальдта» [2].

Ученикам предложили пройти электронную версию либо печатную, все выбрали первый вариант. Испытуемым в данном тестировании предлагается в тридцати замаскированных фигурах найти одну из пяти эталонных фигур и указать ее. Сложные фигуры предъявляются по одной. Фиксируется общее время выполнения задания. После предъявления инструкции следует демонстрация примеров с указанием правильных ответов.

Инструкция

В каждом сложном рисунке имеется один из следующих элементов:

Назовите в каждом случае, какой из этих элементов содержится в рисунке. Например:

https://www.psyoffice.ru/uploads/news/3/2012/praktikum-00299-2.gif

Результат

Подсчет сырых баллов производится в соответствии с ключом, приведенным в таблице 1:

Таблица 1

1. А

6. В

11. Б

16. Д

21. Г

26. Б

2. Б

7. А

12. А

17. А

22. Б

27. А

3. В

8. В

13. А

18. Д

23. Г

28. Д

4. Г

9. Д

14. В

19. Б

24. А

29. В

5. В

10. Д

15. Б

20. В

25. Д

30. Б

За каждый правильный (совпадающий с ключом) ответ присваивается 1 балл.

Индекс полезависимости рассчитывается по формуле:

, где N — общая сумма баллов (т. е. число правильно выполненных заданий), а t — время работы над всем тестом в минутах. Интерпретация

Если I больше 2,5, то можно делать вывод о выраженной поленезависимости.

Если I меньше 2,5, то можно делать вывод о выраженной полезависимости [2].

Таким образом, чем больше правильно выполненных заданий и меньше время работы с тестом, тем более выражена поленезависимость.

Результаты тестирования приставлены в таблице 2.

Таблица 2

Номер ученика

Балл

Намерен сдавать проф. матем (да/нет)

Номер ученика

Балл

Намерен сдавать проф. матем (да/нет)

1

3,2

Да

12

1,3

Нет

2

2,25

Да

13

1,24

Да

3

2,12

Нет

14

1,2

Нет

4

2,1

Нет

15

1,13

Да

5

2,04

Да

16

1,11

Нет

6

1,95

Да

17

1,6

Да

7

1,8

Да

18

1,06

Да

8

1,75

Да

19

1,01

Да

9

1,6

Нет

20

0,93

Нет

10

1.55

Да

21

0,92

Да

11

1,3

Нет

22

0,62

Нет

После тестирования ученикам с наиболее высокими баллами и ученикам, собирающимся сдавать профильную математику, предложила посетить элективный курс по геометрии.

Сформировалась небольшая группа, а именно ученики из таблицы 3:

Таблица 3

Ученик

Балл

Пол (м/ж)

1

Ученик 1

3,2

Ж

2

Ученик 2

2,25

М

3

Ученик 3

2,12

М

4

Ученик 5

2,04

М

5

Ученик 6

1,95

Ж

6

Ученик 7

1,8

М

7

Ученик 8

1,75

Ж

8

Ученик 10

1,55

Ж

9

Ученик 13

1,24

М

10

Ученик 18

1,06

М

ИТОГО:10 учеников, из них девочек — 4, мальчиков — 6.

Проведённое первичное тестирование показало, что в данном классе один ученик с выраженной поленезависимостью, причем с высоким баллом, треть учеников близки к поленезавимости, а остальные явно полезависимы. Некоторые ученики так сильно хотели ответить на все задания верно, что забыли о таком критерии, как время выполнения, поэтому это учитывалось при наборе в группу (таблица 3) для проведения элективного курса.

Так как элективные курсы выбираются самими учащимися, они должны соответствовать их потребностям, целям обучения и мотивам выбора курса. Следует отметить, что к основным мотивам выбора элективных курсов в 10–11 классе, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов относятся: подготовка к ЕГЭ по профильным предметам; приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма»; поддержка изучения базовых курсов; профессиональная ориентация [3]. Так и в разработанном элективном курсе по геометрии для 11 класса «Векторно-координатный метод решения задач стереометрии» все это учитывалось. Элективный курс расширяет базовый курс по математике, дает более глубокие знания, связанные с понятием вектор в пространстве, способствует более полному усвоению векторно-координатного метода в стереометрии. Данный курс посвящен систематическому изложению учебного материала, связанного с понятием ненулевого вектора и аспектами его применения. Элективный курс вызывает познавательный интерес учащихся, способствует интеллектуальному развитию личности, тем самым развивает когнитивные способности, а особенно такой важный в обучении когнитивный стиль, как поленезависимость.

Данное событие можно заметить после повторного тестирования на полезависимость/поленезавимость. В нем приняло участие 22 ученика 11 класса МБОУ СОШ № 3 г. Уссурийска. Им было предложено снова пройти тест включенных фигур по методике «Фигуры Готтшальдта».

Результаты тестирования приставлены в таблице 4.

Таблица 4

Номер ученика

Балл в первичном тестировании

Балл в повторном тестировании

Номер ученика

Балл в первичном тестировании

Балл в повторном тестировании

1

3,2

3,3

12

1,3

1,3

2

2,25

2,4

13

1,24

1,4

3

2,12

2,35

14

1,2

1,2

4

2,1

2,05

15

1,13

1,1

5

2,04

2,0

16

1,11

1,2

6

1,95

2,2

17

1,06

1,0

7

1,8

2,15

18

1,06

1,9

8

1,75

2,2

19

1,01

1,1

9

1,6

1,5

20

0,93

0,9

10

1.55

1,6

21

0,92

1,0

11

1,3

1,2

22

0,62

0,6

*Жирным выделена группа, которая прошла элективный курс

Проведённое вторичное тестирование показало, что в данный элективный курс повысил балл на 0,2/0,3, а у ученика № 18 на 0,8 (в первичном тестировании у этого ученика большое количество времени ушло на тестирование, во втором время сократилось почти вдвое). Предполагаю, что это связано с тем, что курс повышает способность к пространственному мышлению, что помогло быстрее пройти тест, если и были ошибки в выполнении заданий, то скорость решения это компенсировала, т. к. является важным фактором. Контрольная группа почти без изменений: выше/ниже на 0,1.

Подводя итог всей работы, которая направлена повышение когнитивных способностей, находим подтверждение того, насколько элективные курсы незаменимы для достижения основных целей образования. С хорошо разработанной системой элективных курсов каждый ученик может получить образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную область знаний.

Литература:

  1. Когнитивные стили [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.psyworld.ru/for-students/stories-for-students/571–2008–12–12–21–08–08.html
  2. Тест включённых фигур [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Тест_включённых_фигур
  3. Рытченко, И. Н. Роль элективных курсов в системе подготовки учащихся к ЕГЭ / И. Н. Рытченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 292–294. — URL: https://moluch.ru/archive/253/58105/
Основные термины (генерируются автоматически): ученик, элективный курс, балл, нет, номер ученика, курс, первичное тестирование, повторное тестирование, таблица, высокая обучаемость.


Ключевые слова

элективный курс, уроки математики, когнитивные технологии в обучении, полезависимость, методика преподавания математики, формирование поленезависимости

Похожие статьи

О развитии критического, латерального и инвариантного мышления у студентов высших учебных заведений

Данная статья посвящена развитию критического, латерального и инвариантного мышления у студентов вуза. Уделяется особое внимание результатам исследований и психологическим опросам. По нашему мнению, приемлемыми инструментами облегчения понимания учеб...

Использование когнитивных стратегий на уроках информатики

В статье представлен материал исследовательской практики по использованию когнитивных стратегий на уроках информатики. Исследование выполнено в рамках проекта «Action research», на базе средней школы № 7. Согласно цели исследования конкретизировано п...

Когнитивно-визуальный подход к обучению математике как эффективное средство математического развития учащихся

В статье рассматривается одна из важных проблем в теории и методике обучения математике, связанная с учетом психофизиологических особенностей обучающихся при выборе технологии обучения, представлены примеры и приемы работы с учебным материалом, раскр...

Профилактика конфликтного поведения у подростков

Данная статья исследования состоит в предположении о том, что проведение тренинговых занятий способствует снижению уровня склонности подростков к конфликтному поведению и выбору ими оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Методами ис...

Развитие навыков самостоятельной работы на уроках химии посредством интеллектуальных карт

В данной статье рассматривается вопрос успеваемости детей и их интереса к изучаемому предмету. Для решения этих трудностей, а также запоминания, анализа изучаемой информации и другого предлагается метод интеллект-карт. Приведены факторы, которые помо...

Особенности работы педагога в дистанционном формате

Данная статья подробно исследует особенности выполнения профессиональных обязанностей педагогическими работниками в условиях реализации дистанционной формы обучения. В частности, в ней рассматриваются такие аспекты, как необходимость овладения навыка...

Развитие мышления (логического, комбинаторного, алгоритмического) учащихся младшего школьного возраста на уроках математики

В статье рассматриваются используемые на уроках математики способы и приемы, которые позволяют формировать и развивать логическое, комбинаторное и алгоритмическое мышление школьников 1–4 классов. Применение нестандартных, творческих решений в педагог...

Технология развития критического мышления как средство формирования метапредметных знаний и умений школьников на уроках биологии

В статье описывается технология, направленная на развитие критического мышления при обучении биологии, которая отличается от других образовательных предметов высоким метапредметным потенциалом. Сущностью технологии является ориентация на развитие так...

Развитие эмоциональной сферы у ребенка младшего школьного возраста

В статье анализируются результаты формирующего эксперимента, направленного на развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста. Приводятся результаты первичной диагностики, позволившей очертить круг проблем, описывается программа форм...

Применение интерактивных методов обучения на уроках английского языка

В статье рассмотрены основные критерии интерактивной модели обучения и различные аспекты методики, применяемые на уроках английского языка. Для эффективного усвоения и активизации лексики и для поддержания целостности группы предлагается упражнения, ...

Похожие статьи

О развитии критического, латерального и инвариантного мышления у студентов высших учебных заведений

Данная статья посвящена развитию критического, латерального и инвариантного мышления у студентов вуза. Уделяется особое внимание результатам исследований и психологическим опросам. По нашему мнению, приемлемыми инструментами облегчения понимания учеб...

Использование когнитивных стратегий на уроках информатики

В статье представлен материал исследовательской практики по использованию когнитивных стратегий на уроках информатики. Исследование выполнено в рамках проекта «Action research», на базе средней школы № 7. Согласно цели исследования конкретизировано п...

Когнитивно-визуальный подход к обучению математике как эффективное средство математического развития учащихся

В статье рассматривается одна из важных проблем в теории и методике обучения математике, связанная с учетом психофизиологических особенностей обучающихся при выборе технологии обучения, представлены примеры и приемы работы с учебным материалом, раскр...

Профилактика конфликтного поведения у подростков

Данная статья исследования состоит в предположении о том, что проведение тренинговых занятий способствует снижению уровня склонности подростков к конфликтному поведению и выбору ими оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Методами ис...

Развитие навыков самостоятельной работы на уроках химии посредством интеллектуальных карт

В данной статье рассматривается вопрос успеваемости детей и их интереса к изучаемому предмету. Для решения этих трудностей, а также запоминания, анализа изучаемой информации и другого предлагается метод интеллект-карт. Приведены факторы, которые помо...

Особенности работы педагога в дистанционном формате

Данная статья подробно исследует особенности выполнения профессиональных обязанностей педагогическими работниками в условиях реализации дистанционной формы обучения. В частности, в ней рассматриваются такие аспекты, как необходимость овладения навыка...

Развитие мышления (логического, комбинаторного, алгоритмического) учащихся младшего школьного возраста на уроках математики

В статье рассматриваются используемые на уроках математики способы и приемы, которые позволяют формировать и развивать логическое, комбинаторное и алгоритмическое мышление школьников 1–4 классов. Применение нестандартных, творческих решений в педагог...

Технология развития критического мышления как средство формирования метапредметных знаний и умений школьников на уроках биологии

В статье описывается технология, направленная на развитие критического мышления при обучении биологии, которая отличается от других образовательных предметов высоким метапредметным потенциалом. Сущностью технологии является ориентация на развитие так...

Развитие эмоциональной сферы у ребенка младшего школьного возраста

В статье анализируются результаты формирующего эксперимента, направленного на развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста. Приводятся результаты первичной диагностики, позволившей очертить круг проблем, описывается программа форм...

Применение интерактивных методов обучения на уроках английского языка

В статье рассмотрены основные критерии интерактивной модели обучения и различные аспекты методики, применяемые на уроках английского языка. Для эффективного усвоения и активизации лексики и для поддержания целостности группы предлагается упражнения, ...

Задать вопрос