О некоторых проблемах молодежного экстремизма и вооруженных нападений на образовательные учреждения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

LXVI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, октябрь 2023)

Дата публикации: 05.10.2023

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Поддубная, Е. В. О некоторых проблемах молодежного экстремизма и вооруженных нападений на образовательные учреждения / Е. В. Поддубная. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 21-28. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/500/18168/ (дата обращения: 16.11.2024).



Проблема данного вида преступлений в настоящее время стала особенно актуальна в российском социуме, поскольку девиантное поведение подростков, проявляющееся в вооруженных нападениях на образовательные учреждения, является одной из форм молодежного экстремизма, масштаб которого увеличивается с каждым годом.

Общепризнано, что основным информационным каналом для подростков являются социальные сети. Воздействию сети Интернет склонна та часть молодежи, которая наиболее подвержена субкультуризации, в силу влияния окружающего коллектива в образовательном учреждении и выстроенных взаимоотношений в семье.

Анализируя приговоры по уголовным делам данной категории, на основании показателей свидетелей, родителей обвиняемых и заключений экспертов, можно составить криминалистический портрет преступников, и сделать вывод, что все из них были подвержены буллингу в учебном коллективе, в той или иной степени, что в большинстве случаев выражалось в форме психологического насилия. Однако, свидетели из числа одноклассников очень неохотно признавались в подобном поведении, покрывая друг друга. Педагоги и психологи напротив часто обращали внимание на признаки девиантного поведения у будущего стрелка, но не оценивали его как реальную угрозу для окружающих и самого подростка.

Еще одной общей чертой является, безразличие, непонимание и отсутствии интереса со стороны родителей. Степень благополучия и спокойной атмосферы в семье сказываются на социальном поведении подростков. Находясь в зависимости от взрослых и условий, в которых они находятся, несовершеннолетние лица подвержены воздействию негативных событий, которые влияют на их незрелую психику. В некоторых случаях родители сами воспитывали в детях модель девиантного поведения, выражающееся в поощрении увлечением оружием. А также, подавляли и игнорировали чувства, желания и интересы ребенка.

Абсолютно в каждом случае, подростки готовились к нападению заранее, от 2 лет до 2–3 месяцев, и в этот промежуток времени неоднократно заявляли о своем решении в разговорах с друзьями, и даже с преподавателями, но никто не воспринимал их всерьез.

Так, педагог-психолог, проведя тестирование, и выявив у будущего стрелка низкую самооценку, не приняла никаких мер. Не посчитала нужным уведомить родителей, профилактической беседы с этим учеником так же не состоялось. Позднее этот ученик высказывал преподавателю аморальные мысли экстремистского характера и в поддержку нацизма, что так же не удостоилось внимания преподавателя и не последовало никаких мер. При этом подросток был замкнутым и вспыльчивым, с одноклассниками заводил разговоры об убийствах, показывал видео с элементами насилия над людьми. Делился с друзьями о ненависти к людям, несправедливости в мире, желании убить как можно больше людей и совершить самоубийство. Одному из одноклассников даже предложил совершить убийство совместно. Родители также были осведомлены о его посещениях открытого стрельбища и желании приобрести охотничье ружье. Позднее этот ученик совершил нападение, убив 6 человек. [1]

В другом случае, у подростка не заметили признаков шизофрении, которую выявили при экспертизе уже после нападения. Родители не знали о заболевании. Ребенок страдал выраженными тревожными фобиями, спонтанно сменяющимся кратковременными улучшениями настроения, а затем новыми эпизодами растерянности, страха, отчужденности в школе, холодности к родным, отсутствию сопереживания, бредовыми идеями превосходства, парадоксальностью, параноидным восприятием. Родители и педагоги в школе не замечали этих симптомов или списывали на подростковое созревание. Учился он на отлично, открытых конфликтов ни с кем не имел, поэтому волнения со стороны взрослых не вызывал. Но напав на свой класс, он не имел мотива кого-либо убить или отомстить, подросток хотел, чтобы его выслушали. Закрывшись с одноклассниками и убив двух человек мешавших ему осуществить свой план, он 40 мин сумбурно вел монолог о том, что жизнь — это иллюзия, о вере в жизнь после смерти, об усталости от этой жизни и желании увидеть, что же будет после, открыто заявляя, что хочет просто, что бы его выслушали. [2]

Еще одно нападение произошло с участием двух подростков. Бывшие одноклассники, сошлись в следствие общей ненависти к людям, отсутствию интереса к жизни. Один отстраненный от общества, спокойный и замкнутый отличник, родителей которого, кроме успехов в учебе, жизнь сына не волновала. Второй открыто выражающий агрессию, состоявший на учете в ОДН, воспитанием которого родители не занимались, считая, что он неуправляем. Нападавшие заранее продумали план и выбрав в качестве цели лиц, которые не могут оказать сопротивление, напали на малолетних учеников в своей школе, после пытались по взаимной договоренности убить друг друга. [3]

Необходимо отметить, что в каждом случае вооруженного нападения подросток, заранее обдумывавший план, сообщал лицам из круга своего общения о намерении совершить вооруженное нападение, совершить убийство или причинить материальный ущерб образовательному учреждению. И подобное желание убийства и мести отражалось на его поведении и общении с другими людьми. Проблема заключается в отсутствии контроля и заинтересованности со стороны лиц, которые несут за него ответственность — родителей, опекунов, и со стороны преподавателей, психологов в образовательном учреждении. Немаловажную роль в профилактике молодежного экстремизма играет именно образовательное учреждение, где основную часть дня проводят несовершеннолетние. Требуется своевременное выявление тревожного и отчужденного состояния ребенка, незамедлительное уведомление об этом органов и учреждений системы профилактики, обеспечение оказания экстренной помощи и безопасности несовершеннолетнего. В связи с этим особую значимость приобретает вовлеченность и профессионализм педагогического состава, школьных психологов, которые не должны игнорировать тревожные сигналы, а наоборот проявлять индивидуальный подход к каждому ребенку.

Вторая проблема состоит в широкой освещенности преступных деяний в сети Интернет. Например, несовершеннолетний Л. долго готовился и обдумывал план нападения, но не мог решиться на совершение преступного деяния. В это время в другом субъекте РФ произошло вооруженное нападение бывшим учеником на образовательное учреждение, что послужило толчком для Л. Он высказывал свое восхищение одноклассникам, знал все детали нападения, и через несколько месяцев совершил свое, которое было практически скопировано с кумира, даже внешний облик. При отсутствии такой подробной информации, Л. возможно так и не решился, и не смог бы придумать и осуществить свой план. А при наличии должного контроля со стороны взрослых, получил своевременную помощь, и не совершил общественно-опасное деяние. [1]

Проблема низкой выявляемости лиц склонных к подобному виду преступлений, обуславливается недостаточной профилактикой молодежного экстремизма и терроризма в образовательных учреждениях, просвещенностью и вовлеченностью преподавателей. Необходимо изменить подход к планированию, подготовке и проведению учебных мероприятий, направленных на предупреждение молодежного экстремизма. Такие мероприятия должны быть интересны для современной молодежи. Формальный подход к проведению таких мероприятий недопустим. Отношение ответственных лиц учебных заведений к работе по предупреждению правонарушений, должно быть сформировано на основании полного осознания высокой степени общественной опасности проявлений экстремизма и терроризма среди подростков. Так же в планах работы учебных заведений, необходимо предусмотреть проведение семинаров для преподавателей и школьных психологов в качестве повышения их квалификации, для научного просвещения о природе «буллинга» и «скулшутинга», о типичных изменениях в поведении подростков при попадании под влияние групп «Колумбайнеров» и им подобных.

Стоит отметить, что ещё одной важной проблемой является недостаточное обеспечение безопасности образовательных учреждений, что приводит к угрозе совершения экстремистских, террористических актов и иных противоправных действий. Проводя анализ вооруженных нападений, совершенных учениками, можно сделать вывод, что наиболее уязвимым местом образовательных учреждений является контрольно-пропускной пункт, через который беспрепятственно может пройти ученик с огнестрельным или холодным оружием, спрятав его под верхнюю одежду.

Некоторые авторы приводят примеры решения данной проблемы, установкой пропускных пунктов по типу аэропорта и верно отмечают о нецелесообразности подобных мер в учебном заведении, так как такие проверки будут занимать слишком много времени и создавать массовое скопление людей на входе. [4]

Согласно статистическим данным, в 79 % российских школ есть «тревожная кнопка». Около 75–78 % школ имеют систему видеонаблюдения и охрану. В отдаленных регионах показатели не такие высокие. В крупных городах образовательные учреждения оснащены лучше. Так, в г. Санкт-Петербург рамки металлоискателей и тревожная кнопка установлены в 93 % дошкольных учреждений, в 99 % общеобразовательных учреждений, в 90 % среднего профессионального образования, 81 % в учреждениях высшего образования. [5]

Много споров и непонимания в обществе возникает, по факту ношения лицами, осуществляющими охранную деятельность огнестрельного оружия. Остановимся на этом вопросе.

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 г. № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов Министерства Просвещения РФ и объектов, относящихся к сфере деятельности министерства Просвещения РФ, а также формы паспорта безопасности этих объектов. Объекту присваивается категория опасности, которая определяется на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью в результате возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории), показатель принимается равным максимальному количеству единовременно пребывающих людей на объекте (территории) в рабочие дни. Перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) определяется с учетом категории объекта.

Согласно подпункту «б» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов Министерства Просвещения РФ, обеспечение охраны объектов (территорий) осуществляется «сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны».

В положениях п. 5 ст. 6 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» указано о запрете ношения гражданами огнестрельного оружия на территориях образовательных организаций, за исключением ношения такого оружия лицами, осуществляющими в соответствии с законодательством РФ охрану указанных объектов.

В соответствии с п. 3.1 Типовой должностной инструкцией охранника образовательной организации, утвержденной «ГОСТ Р 58485–2019 Национальный стандарт Российской Федерации. Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Общие требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 09.08.2019 N 492-ст) охранник обязан обеспечивать защиту объектов охраны от противоправных посягательств. А в соответствии с п. 2.1 этой же Инструкции имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены законодательством РФ. [6] Соответственно, лица, охраняющие школу, гимназию, колледж и т. п., имеют право находиться на территории с огнестрельным оружием и применять его в случае необходимости, если это предусмотрено уставными актами образовательной организации.

При этом в соответствии со ст. 18 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487–1 (ред. от 04.08.2023) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» лицам осуществляющим охрану запрещено применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику — кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемому имуществу, а также при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица. [7]

Общеобразовательные учреждения, на которые в большинстве своем и происходят нападения, и учреждения высшего образования, являются местом значительного скопления людей, в том числе несовершеннолетних. При отражении охраной нападения, слишком высок риск увеличить количество пострадавших. Также, как и использовать оружие в отношении нападавшего, так как более 50 % стрелков являлись несовершеннолетними, и охрана знала их как учащихся, в некоторых случаях не владея информацией об отчислении ученика или достижении им возраста 18 лет.

Необходимо использовать существующий зарубежный опыт, ввести новые криминологические методики, для создания необходимой системы мер безопасности по предупреждению вооруженных нападений и массовых убийств в образовательных учреждениях. И усилить контроль со стороны надзирающих органов, более тщательно проводить мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности образовательных организаций.

Литература:

  1. Архив Пермского краевого суда, приговор по делу № 2–11–22.
  2. Архив Бутырского районного суда г. Москвы, Постановление о применении принудительной меры медицинского характера.
  3. Архив Мотовилихинского районного суда г. Перми, приговор по делу № 1–420–2018.
  4. Глухарев, Д. С. Профилактика экстремизма и предупреждение терроризма в учебных заведениях: учеб.-метод. пособие / Д. С. Глухарев, К. В. Ершов; МОиН Челяб. обл.; ГБУ ДПО ЧИРПО. — Челябинск, 2016. — 44 с.
  5. Архив ГУ Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
  6. «ГОСТ Р 58485–2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Общие требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 09.08.2019 N 492-ст) Типовая должностная инструкция охранника образовательной организации (работника по обеспечению охраны образовательной организации) на объекте охраны.
  7. Закон РФ от 11.03.1992 N 2487–1 (ред. от 04.08.2023) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»/ справочная правовая система «Консультант Плюс».

Похожие статьи

Актуальные проблемы противодействия преступлениям, совершенным против несовершеннолетних

Правовые аспекты вовлечения несовершеннолетних лиц в религиозные объединения

Гендерные особенности детей в организации образовательного процесса

Некоторые аспекты правовой регламентации посягательства на религиозные чувства

Типичные следственные ситуации на первоначальном этапе расследования грабежей и разбоев и их особенности

Возможности школьной педагогики в вопросах профилактики негативного информационного воздействия

Исторический аспект дополнительного образования детей в сфере технического творчества

О некоторых особенностях подростковой преступности и уголовной ответственности несовершеннолетних

Некоторые проблемы законодательного регулирования изъятия электронных носителей информации в процессе осуществления следственных действий

Диагностика агрессивного поведения подростков в общеобразовательных учреждениях

Похожие статьи

Актуальные проблемы противодействия преступлениям, совершенным против несовершеннолетних

Правовые аспекты вовлечения несовершеннолетних лиц в религиозные объединения

Гендерные особенности детей в организации образовательного процесса

Некоторые аспекты правовой регламентации посягательства на религиозные чувства

Типичные следственные ситуации на первоначальном этапе расследования грабежей и разбоев и их особенности

Возможности школьной педагогики в вопросах профилактики негативного информационного воздействия

Исторический аспект дополнительного образования детей в сфере технического творчества

О некоторых особенностях подростковой преступности и уголовной ответственности несовершеннолетних

Некоторые проблемы законодательного регулирования изъятия электронных носителей информации в процессе осуществления следственных действий

Диагностика агрессивного поведения подростков в общеобразовательных учреждениях