В статье определена роль органов внутренних дел в обеспечение общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий. Проанализированы задачи, стоящие перед сотрудниками органов внутренних дел, для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий.
Ключевые слова: общественный порядок, безопасность, органы внутренних дел, массовое мероприятие, охрана, беспорядки.
Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время главенствующая роль в обеспечение общественного порядка при проведении массовых мероприятий отведена органам внутренних дел.
Рассматривая роль органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий, следует отметить, что она очень значима и по сути главенствующая, имеющая законодательное закрепление.
Согласно ч. 1 п. 6 ст. 12 Федерального закона «О полиции», «органы внутренних дел обязаны «обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий» [1].
Законодательно установлено, что, «функции по обеспечению порядка на крупных массовых мероприятиях возлагаются на самостоятельные структуры МВД. К ведущим задачам деятельности ОВД в рассматриваемых условиях относят:
— направленность на создание благоприятных условий для проведения такого рода мероприятий;
— обеспечение защищенности граждан;
— проведение профилактических мероприятий и пресечение противоправных деяний в период проведения массового мероприятия;
— оказание всяческой помощи организаторам мероприятий с целью обеспечения соблюдения установленных правил поведения и др.». [2].
Если говорить в целом, то «основная задача деятельности ОВД в данной области направлена на создание нормальных условий и обеспечение безопасности, участвующих в таких мероприятиях граждан. Для реализации стоящих перед ОВД задач по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности в период проведения массовых мероприятий и их организации, сотрудниками данного ведомства совершается ряд целенаправленных действий» [6].
Как отмечают в своем учебном пособии Л. Ю. Воронков, С. И. Муфаздалов, А. Б. Смушкин, «все направленные действия сотрудников ОВД подразделяются на три этапа:
- Первоначальный (подготовительный) этап направлен на изучение места, обстановки и условий проведения массового мероприятия, а также подготовку плана по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, подготовку личного состава, необходимого технического оборудования и др.
- Исполнительный этап — ограничение движения транспортных средств, пешеходов, организация и размещение постов регулирования, наблюдения.
- Заключительный этап — обеспечение условий для приведения местности в «первоначальное состояние». Несомненно, для реализации в полном объеме стоящих перед ОВД задач по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, сотрудникам данного ведомства необходимо иметь широкий спектр прав и полномочий» [4].
Продолжая анализировать систему задач, стоящую перед сотрудниками ОВД, особое место можно отвести задачам, позволяющим избежать массовых беспорядков и групповых конфликтов.
Среди таких задач Ю. Н. Демидов, М. В. Костенников, А. В. Куракин «выделяют следующие:
— получение объективной и своевременной информации о групповых правонарушениях;
— предупреждение разрастания группового правонарушения в массовые беспорядки;
— пресечение правонарушений;
— протоколирование противоправных действий;
— выявление зачинщиков правонарушений;
— усиление охраны для объектов особой важности и др.». [5].
Как правило, участники массовых беспорядков, по мнению М. В. Костенникова А. В. Куракина, «в случае отклонения их требований, переходят к активным действиям, а именно: блокируют движение транспортных средств, пешеходов, переворачивают автомобили, наводят хаос на улицах города, осуществляют разбои, что зачастую может сопровождаться актами насилия и даже доходить до убийств» [3].
Конечно же, как верно отмечает Ю. Д. Дубынина, «главная цель сотрудников ОВД в данных ситуациях — не навредить, не вызвать негативных последствий, но в случае серьезной угрозы они обязаны предпринять все возможные меры для предотвращения правонарушений» [6].
Таким образом, роль органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий значима и законодательно закреплена, а к основным задачам при этом относят, прежде всего, обеспечение условий, позволяющих нормально провести массовые мероприятия, а также обеспечить безопасное участие в них граждан. При этом следует отметить, что меры по обеспечению нормальных условий и безопасности обеспечиваются органами внутренних дел как непосредственно в процессе проведения массового мероприятия, так и на этапе его организации и завершения.
Литература:
- О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
- Об утверждении Положения об Управлении по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 25.06.2011 № 724 [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru
- Административная деятельность ОВД: учебник / отв. ред. М. В. Костенников А. В. Куракин. М.: Юрайт, 2022. С. 328.
- Воронков Л. Ю., Муфаздалов С. И., Смушкин А. Б. Тактико-специальная подготовка: учебное пособие. М.: Юстиция, 2021. С. 148.
- Демидов Ю. Н., Костенников М. В., Куракин А. В. Административная деятельность органов внутренних дел: учебное пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2020. С. 199.
- Дубынина, Ю. Д. Роль органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий // Социальное управление. 2022.Т. 4, № 3. С. 132/