В статье рассмотрены формы и методы, применяемые органами внутренних дел, в процессе обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности в период проведения массовых мероприятий
Ключевые слова: органы внутренних дел, массовые мероприятия, убеждение, принуждение, меры пресечения, предупреждения, юридическая ответственность
Органы внутренних дел являются основным субъектов организации охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий. Свое предназначение они выполняет с учетом определенных форм и методов, утвержденных ведомственными актами.
Под формой административной деятельности понимается определенное административно-правовыми нормами внешне выраженное действие органа внутренних дел (полиции) или конкретного должностного лица, осуществляемое в рамках их компетенции и вызывающее определенные правовые последствия [1].
Одной из важнейших форм правоприменительной деятельности является принятие индивидуальных актов, имеющих значение для конкретного массового мероприятия. Содержание таких актов позволяет привлечь силы и средства, необходимые для проведения массовых мероприятий, назначить руководителей подразделений, определить план действий участников охраны массового мероприятия и др.
Принимаемые акты чаще всего носят письменный характер. С помощью письменного документа отданные распоряжения получают необходимую правовую основу и дают исполнителям четкие ориентиры, что повышает исполнительскую дисциплину.
Но возможно существование и устных распоряжений, которые носят распорядительный характер. Они могут быть названы тактическими решениями, так как позволяют направлять и корректировать действия сотрудников полиции, обеспечивающих охрану общественного порядка. Содержанием устных распоряжений будет инструктирование сотрудников полиции о порядке проведения праздника, фестиваля, митинга и расстановке постов на местах.
Используемые формы административной деятельности могут быть разделены по характеру распоряжений на следующие группы:
1) юридически значимые акты. К ним относятся принятые приказы, направляющие действия участников и организаторов.
2) юридические значимые действия. К ним относятся действия, влекущие последствия для участников. Например, в случае совершения административного правонарушения, могут быть применены последствия в виде составления протокола и оплаты штрафа.
Для анализа деятельности сотрудников полиции важное значение имеет и анализ методов, которые применяются для организации деятельности участников массового мероприятия. Традиционно под методом понимается способ, прием практического осуществления чего-либо [2]. В работе полиции применяется метод убеждения и принуждения.
В работе с участниками массовых мероприятий ключевым является метод убеждения, так как он позволяет поддерживать участников в их стремлении реализовать свои политические или культурные потребности. Но поддержка должна основываться на воспитании сознательной дисциплины и ответственности.
По мнению П. Н. Сафоненкова убеждение представляет собой «систему мер правового и неправового характера, применяемую государственными и общественными органами, которая заключается в осуществлении воспитательных, разъяснительных и поощрительных мер, направленных на формирование у граждан понимания необходимости чёткого выполнения требований законов и других правовых актов» [3].
Убеждение необходимо рассматривать как средство воздействия на дисциплину и сознательность среди организаторов и участников массовых мероприятий. Разъяснение представляет собой информирование граждан о конкретных правилах, которые необходимо соблюдать при проведении массовых мероприятий. Обоснование предполагает указание на наличие некоторых правил, которые необходимо соблюдать желающим принять участие в каком-либо мероприятии. Обсуждение предполагает вовлечение организаторов в диалог о конкретных правилах и требованиях, которые могут быть применены в рамках конкретного массового мероприятия. Внушение представляет собой назидательную беседу, во время которой сотрудник полиции обращается к участникам с призывом не допустить нарушение общественного порядка. Поощрение может состоять в нравственно положительных оценках действий конкретных участников, которые сыграли позитивную роль в проведении массового мероприятия.
Принуждение в теории административного права признается дополнительным методом воздействия на граждан при проведении массовых мероприятий. В большинстве случаев они являются средством противодействия каким-либо нарушениям установленного порядка. По содержанию они делятся на меры административного предупреждения и меры административного пресечения, меры административной ответственности [4].
В зависимости от стадии организации и проведения массового мероприятия среди них можно выделить: 1) применяемые до проведения массового мероприятия; 2) во время массового мероприятия; 3) после его проведения.
Меры административного предупреждения на этапе подготовки носят профилактически характер и состоят в официальном предупреждении участников массового мероприятия о недопущении нарушений порядка подготовки и проведения массового мероприятия. Действенной мерой административного предупреждения является отказ в согласовании хода массового мероприятия. Такая мера воздействия носит предупредительный характер [5]. По сути она равна запрету на проведение массового мероприятия. Основаниями для запрета являются назначение мероприятия в неположенном месте или в такое время, которое создаст наибольшее число проблем пешеходам и водителям. Также орган внутренних дел не даст согласие на проведение массового мероприятия, если его организаторы являются недееспособными или ранее привлекались к ответственности за нарушение порядка проведения массовых мероприятий.
Меры административного предупреждения на этапе проведения массового мероприятия ориентированы на недопущение причинения вреда гражданам. Например, сотрудники полиции могут просить опасную зону движения техники на параде или демонстрации. К участникам автомобильного движения может быть предъявлено требование объезда возникшего препятствия.
Чаще всего среди мер административного принуждения применяются меры пресечения, представляющие собой ряд действий, ориентированных на прекращение уже совершаемого противоправного действия или правонарушения. В Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» к мерам пресечения относятся: требование прекратить противоправные действия; требование оставаться на месте до прибытия сотрудников полиции; блокирование места проведения массового мероприятия; применения оружия или специальных средств и др.
Полиция имеет право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий от всех участников и организаторов массовых мероприятий. Значение данной меры пресечения состоит в возможность прекратить совершение правонарушений и иных противоправных действий.
В качестве меры пресечения может быть применено требование оставаться на месте до прибытия сотрудников полиции, или доставить в отделение полиции для составления протокола.
В соответствии с п. 20 ст. 11 Федерального закона РФ «О полиции» органам полиции предоставлено право производить по решению начальника ОВД или его заместителя оцепление (блокирование) участков местности при пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений, организаций».
Особое значение среди мер пресечения играет применение специальных средств в практике охраны общественного порядка и общественной безопасности. Сотрудники полиции имеют право применять специальные средства, имеющиеся на вооружении полиции в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 21 Закона «О полиции». Цель их применения — прекращение «действительного» преступного или административно наказуемого посягательства. Их применение имеет вынужденный характер, так как предполагает прямое физическое воздействие на виновных [6].
Во время проведения массовых мероприятий и других публичных акций его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта России или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел, соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия. В случае нарушения этих требований в качестве мер принуждения к ним могут быть применены меры административной ответственности, предусмотренные КоАП РФ.
К административным правонарушениям, нарушающим порядок проведения массовых мероприятий, относятся составы, предусмотренные статьей 20.2.2 КоАП РФ. Ответственность по ст. 20.2.2 КоАП РФ наступает за организацию массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, а также за публичные призывы к таким действиям либо участие в них, в результате которых происходит нарушение общественного порядка, санитарных норм и правил, функционирование и сохранность объектов жизнеобеспечения или связи. Также может быть выявлен факт причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу и др.
Таким образом, органами внутренних дел применяются в большинстве случаев правоприменительные формы управления. В качестве методов воздействия используются меры административного убеждения и принуждения. Среди мер принуждения при проведении массовых мероприятий применяются меры административного пресечения, предупреждения, а также меры административной ответственности.
Литература:
- Сафонов А. Ю. Содержание и формы административной деятельности органов внутренних дел // Актуальные проблемы административной деятельности и охраны общественного порядка: материалы регионального межведомственного научно-практического семинара. М., 2015. С. 142.
- Звягин В. А., Елисеева О. А., Гараева Т. Б. Тактика действий нарядов полиции в период проведения массовых общественно-политических мероприятий. М., 2019. С. 200.
- Сафоненков П. Н. Административное убеждение и принуждение как методы государственного управления // Финансовое право и управление. 2017. № 2. С. 112.
- Конин Н. М., Маторина Е. И. Административное право: учеб. для бакалавров. М., 2020. С. 126.
- Косяченко В. И., Пахомов М. Е. Взаимодействие нарядов патрульно-постовой службы с другими правоохранительными органами и организациями в сфере охраны общественного порядка // Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник материалов Внутриведомственного круглого стола. М., 2018. С. 44.
- Пономарев Н. Н. Тактика действий с огнестрельным оружием при несении службы по охране общественного порядка // Актуальные вопросы тактики охраны общественного порядка и общественной безопасности: сборник научных статей: Материалы межвузовского научно-практического семинара. М., 2018. С. 89.