Данная научная статья посвящена анализу особенностей обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности в особых условиях. Особые условия в рамках настоящего исследования — различные чрезвычайные ситуации, которые требуют перехода подразделений ОВД на специальный режим службы. В статье рассматриваются методы и подходы к управлению общественным порядком в контексте сложных ситуаций. Особое внимание уделяется организационным аспектам взаимодействия между правоохранительными органами, гражданской обороной и другими учреждениями в условиях непредвиденных событий.
Ключевые слова: общественная безопасность, особые условия, правопорядок, сотрудник ОВД, граждане, специальные методы, массовый беспорядок, охрана, чрезвычайные ситуации.
В рамках правопорядка и общественной безопасности, функционирование полиции связано с разнообразными случаями, многие из которых выходят за рамки будничной рутины. Значительная часть этих инцидентов классифицируется как особые условия, которые Б. П. Кондрашов квалифицирует как моменты, осложняющиеся изменчивой оперативной обстановкой и сопутствующие с угрозой физическому благополучию населения в силу бедствий природного характера, огня, массовых беспорядков и распространения зараз. В свете указанных происшествий, существует ощутимая необходимость в особых мерах, с учётом специфики правовых, организационных и стратегических подходов, нацеленных на стабилизацию и урегулирование критических ситуаций [6].
Отметим, что научные рассуждения в данной области далеки от консенсуса относительно всестороннего определения термина «особые условия». Вариации трактовки данной концепции охватывают от простого признания биологических и климатических аномалий до более широкого анализа, подчёркивающего многоаспектные источники общественной угрозы, выделяя такие факторы, как увеличение риска для жизни и здоровья граждан, а также опасность потери имущественных и культурных благ, как это определено Усмановым Д. Р. и Ковалевым Т. В. [5]. Сотрудники полиции, в своей профессиональной деятельности, сталкиваются с испытанием определения и реагирования на эти кризисные моменты. Законодательные акты, к сожалению, не предоставляют единую юридическую концепцию того, что следует понимать под особыми условиями, оставляя пространство для профессиональной интерпретации и усовершенствования подходов к обеспечению порядка.
В мире правоохранительной деятельности, термин «особые условия» подразумевает комплексную сеть уникальных обязанностей и операций. В рамках этих условий, полиция неукоснительно стремится к сохранению общественного порядка и безопасности граждан, а также к пресечению каких-либо признаков паники в обществе. Ключевые приоритеты включают в себя предотвращение любого использования сложившихся обстоятельств преступными элементами для осуществления незаконных действий. Чрезвычайно важно идентифицировать и привлечь к юридической ответственности лиц, виновных в правонарушениях.
Одной из существенных задач является защита жизни и здоровья граждан, особенно посредством оперативного реагирования и эвакуации людей из зон повышенной опасности, оказание неотложной помощи пострадавшим. Помимо этого, крайне важно предпринимать меры по сохранению имущества лиц, а также эффективно организовывать надежный контроль.
Сотрудничество с другими органами власти, как, к примеру, структурами охраны здоровья и ветеринарными службами во время эпидемий или карантинных ограничений, является неотъемлемой частью работы полиции в уникальных обстоятельствах. Добавленная ценность полицейской работы проявляется и в усиленной бдительности против угона транспортных средств, мероприятиях по предотвращению террористических угроз, а также в розыске и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений [1].
Для гарантий общественной безопасности и её надзора, необходима организованная деятельность полицейских подразделений. Эта задача подразделяется на двухэтапные периоды: этап подготовки и этап прямого исполнения. На подготовительной стадии осуществляются мероприятия по планированию, адаптации сотрудников к специфическим обстоятельствам работы, тщательная подготовка оборудования, а также выстраивание кооперации с другими ответственными организациями. На этапе непосредственного выполнения обязанностей, органы полиции занимаются внедрением ранее подготовленных планов, налаживают утверждённые ранее ограничения, принимают специфические меры и задерживают лиц, совершивших правонарушение.
Помимо этого, необходимо подчеркнуть активное использование различных ресурсов и постоянное наблюдение за изменениями в условиях чрезвычайных ситуаций. Происходит бесперебойный обмен информацией между полицией и другими участниками порядка, что позволяет обеспечить координированную и эффективную работу в борьбе с правонарушениями.
В условиях особых условий, таких как экологические аварии, эпидемии, техногенные происшествия, непредвиденные катаклизмы природы, социальные потрясения или проведение многочисленных общественных событий, обязанности органов внутренних дел (ОВД) в России резко усиливаются. Требуется не просто бдительность, но стойкость координации между подразделениями, а иногда и расширение штата для активизации служебной деятельности. Законодательство подчеркивает необходимость принятия специфических действий со стороны ОВД с целью сохранения общественной и индивидуальной безопасности, в том числе культурных и материальных созданий, в периоды, когда угроза повышается из-за определенного сочетания обстоятельств [2].
ОВД надлежит применять особые подходы для охраны права и безопасности личности и собственности. Особые сценарии, несущие в себе повышенную опасность для здоровья и благополучия людей, служат триггерами для внедрения усиленных мер охранительного характера. Стремление к сохранению ценностей и спокойствия в обществе всегда остается императивом, причем реализуется через мудрое и разумное усиление возможностей ОВД.
В современном обществе часто приходится сталкиваться с задачами, связанными с организацией масштабных событий и необходимостью урегулирования вопросов социального характера. Проблемы возникают тогда, когда нужно взаимодействовать с массами людей, чьи действия обычно скоординированы. В контексте Российской Федерации, массовые события, доступные для широких слоев населения, предполагают организацию в местах с общественным доступом, чем вызывают приток значительного числа участников. Особенности данных событий хорошо исследованы и классифицируются в соответствии с их характером: спортивным, культурно-развлекательным, политическим либо религиозным [3].
В задаче обеспечения непроницаемости мероприятий, проводимых на массовую аудиторию, ключевым аспектом выступает строгая регламентация поведения участников, направленная на минимизацию возможных рисков. Разрешение участия в этих событиях подразумевает безотлагательное отстранение или недопущение людей, нарушивших ряд законодательных запретов. Кроме этого, строго ограничено присутствие в зонах, несущих вероятность травматизма, действия, создающие риск нарушения жизни как самим участникам, так и окружающих их лиц, а также ведение себя и высказывание мыслей, которые могут задеть честь, достоинство граждан.
На протяжении эпидемиологических угроз, аналогичных распространению COVID-19, органы обеспечения правопорядка осуществляют контроль за соблюдением карантинных предписаний. Обязанности сотрудников полиции включают мониторинг за исполнением населением обусловленных ограничительных актов, направленных на предотвращение дальнейшего распространения болезни. Полиция реализует процедуры по предупреждению нарушений установленных мер, в то время как Росгвардия и подразделения ОВД контролируют недопущение незаконных массовых мероприятий. Возложено обязательство на правоохранительные органы о использовании непременных технических и спецсредств без нанесения излишнего вреда. Стратегическое планирование применения сил и ресурсов является центром действенного реагирования на эти вызовы. Элементарно важным аспектом в процессе информирования граждан выступает объяснение значимости и необходимости применения правовых ограничений, а также просвещение в области правового сознания населения [4].
В контексте непредвиденных чрезвычайных обстоятельств, органы внутренних дел (ОВД) принимают ключевую роль в совместных операциях с МЧС, формированиями вооруженных сил, а также другими подразделениями. Среди основных функций таких объединенных усилий четко прослеживается главенство задач, направленных на сохранение порядка и общественной защищенности, включая охрану культурных ценностей. В чрезвычайных условиях ОВД осуществляют действия, направленные на ограничение доступа в районы, где требуется минимизация угрозы для населения и предотвращение беспорядков, которые могут нарушить стабильность функционирования критически важной инфраструктуры. Действия по оцеплению и блокированию территорий регламентируются необходимостью эффективного реагирования на последствия природных и техногенных бедствий, а также предотвращения социальных потрясений, способных дестабилизировать жизнедеятельность общества и его безопасность.
В ситуациях, требующих незамедлительного реагирования на общественные потрясения, автоматически активизируются заранее организованные комбинированные силы реагирования. К их числу относятся диверсифицированные подразделения: подразделения контроля публичной безопасности, подразделения для защиты ключевых объектов инфраструктуры, мобильные патрули, посты, отвечающие за соблюдение доступа и перемещения лиц, экипажи, нацеленные на регулирование дорожного движения, подразделения сопровождения, тактические резервы. Основная функция этих сформированных на превентивной основе подразделений заключается в нейтрализации негативных последствий чрезвычайных происшествий. План действий, предусмотренный для таких сценариев, предопределяет шаги управления и координации работы оперативных штабов, задействованных для чрезвычайных обстоятельств.
На основании изложенного, особенность трудовой деятельности сотрудников органов внутренних дел (ОВД) заключается в необходимости проявления в высшей степени квалификации и безукоризненного понимания возложенных на них обязанностей. В критических происшествиях, требующих немедленного перевода подразделений на особый режим функционирования, профессионализм становится решающим фактором. Значимость скоординированной деятельности, наряду с оперативными службами и другими структурами, направлена на обеспечение сохранности культурных ценностей, материального благополучия граждан, а также поддержание общественного порядка в условиях, выходящих за рамки обычной жизнедеятельности. Ключ к успешной работе в таком контексте заложен в предварительно составленном алгоритме действий, предназначенном для оперативного реагирования на нестандартные сценарии, исключая возможность произвольных решений. Признавая значимость проблемы поддержания правопорядка в особых условиях, следует отметить, что это неотъемлемая часть функционала ОВД, требующая специфической подготовки и четкости действий всех вовлеченных сторон.
Литература:
- Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О полиции» // Российская газета. — 08.02.2011. — № 25.
- Агарзаев, С. К. Особенности охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности органами внутренних дел Российской Федерации в период действия военного положения / С. К. Агарзаев // Академическая мысль. — 2023. — №. 2 (23). — С. 11–14.
- Губатенко, В. А. Деятельность органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и безопасности / В. А. Губатенко // Концепции устойчивого развития науки в современных условиях. — 2021. — С. 142–148.
- Климова, О.В. Проблемы организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении массовых мероприятия / О. В. Климова //Актуальные вопросы юридической науки и практики. — 2021. — С. 94–101.
- Усманов, Д. Р. Особенности обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности в особых условиях / Д. Р. Усманов, Т. В. Ковалев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2023. — №. 11–4 (86). — С. 235–237.
- Ченчиковский, А. Д. Особенности обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности в особых условиях / А. Д. Ченчиковский // Актуальные вопросы совершенствования тактико-специальной, огневой и профессионально-прикладной физической подготовки в современном контексте практического обучения сотрудников органов внутренних дел. — 2020. — С. 443–445.