Правовой основой деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при возникновении ЧО (ЧС) является конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы (от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»), федеральные законы, в том числе Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», указы и распоряжения Правительства Российской Федерации постановления и распоряжения Президента Российской Федерации, межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты, законы субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданные в пределах их компетенции, а также Наставление по организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при возникновение чрезвычайных обстоятельств (чрезвычайных ситуаций) утвержденное приказом МВД России от 20.10.2020 г. № 720дсп.
Настоящее Наставление определяет порядок подготовки органов внутренних дел Российской Федерации к действиям, а также порядок их действий при возникновение чрезвычайных обстоятельств и чрезвычайных ситуаций, содержание деятельности, в том числе по подготовке и выполнению задач, органов оперативного управления системы Министерства внутренних дел Российской Федерации при возникновении ЧО (ЧС).
Деятельность органов внутренних дел при возникновении чрезвычайных обстоятельств (чрезвычайных ситуаций) осложняется некоторыми особенностями: подвергается угрозе жизнь и здоровье людей, сохраняется угроза причинения вреда жизни и здоровью сотрудников органов внутренних дел, в условиях быстроменяющейся обстановки руководству территориального органа МВД России приходится в кратчайшие сроки принимать управленческие решения, направленные на обеспечение безопасности и охрану общественного порядка в местах возникновения ЧО (ЧС).
В этих целях силами ОВД с участием подразделений федеральных органов исполнительной власти могут проводиться специальные операции (специальные мероприятия) по предупреждению, пресечению преступлений (правонарушений), обезвреживанию преступников и задержанию правонарушителей.
Существенная роль в решении задач по поддержанию правопорядка и нормализации обстановки при оказании содействия Федеральной службе безопасности Российской Федерации, органам уголовно-исполнительной системы и другими федеральными органами исполнительной власти отводится органам внутренних дел.
От грамотно спланированной спецоперации (спецмероприятия), умелого руководства органов оперативного управления и профессиональных действий сотрудников функциональных групп в полной мере зависят жизни людей и в целом конечный результат.
В этой связи при планировании и проведении спецоперации (спецмероприятия) целесообразно использовать методические рекомендации, содержащие основные положения и последовательность действий сотрудников ОВД, основанные на действующей нормативной правовой базе и апробированные на практике в реальных условиях.
При возникновении чрезвычайных обстоятельств органы внутренних дел организуют и обеспечивают:
пресечение массовых беспорядков и иных противоправных насильственных действий, создающих непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающих права и свободы граждан, движение транспорта, работу средств связи и организаций;
пресечение захвата особо важных объектов или отдельных местностей, критически важных объектов, объектов органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления;
розыск и задержание вооруженных и иных особо опасных преступников (вооруженных дезертиров);
освобождение заложников (за исключением случаев, когда их захват осуществляется с целью дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятые ими решения);
Органы внутренних дел привлекаются к выполнению следующих совместных задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств (чрезвычайных ситуаций):
оказания содействия органам Федеральной службы безопасности Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
оказания содействия пограничным органам Федеральной службы безопасности Российской Федерации в проведении мероприятий по Защите, участие в осуществлении контроля за соблюдением пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, обеспечение по представлениям пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации временного ограничения или воспрещения доступа граждан на отдельные участки местности или объекты вблизи Государственной границы Российской Федерации во время проведения пограничных поисков и операций, при отражении вооружённого вторжения на территорию Российской Федерации или воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям Государственной границы Российской Федерации, обеспечение правопорядка в приграничных районах при возникновении ЧО (ЧС);
оказание содействия учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка при введении режима особых условий в исправительном учреждении в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации;
участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
План действий при возникновении чрезвычайных обстоятельств (чрезвычайных ситуаций) территориального органа МВД России
(далее — план ЧО) разрабатывается в территориальных органах МВД России на региональном уровне. В территориальных органах МВД России на районном уровне план ЧО разрабатывается по решению вышестоящего руководителя территориального органа МВД России. Для территориальных органов МВД, на районном уровне не разрабатывающих план ЧО, оформляется выписка.
План должен содержать:
— перечень задач, к решению которых при возникновении чрезвычайных обстоятельств (чрезвычайных ситуаций) реально могут привлекаться силы и средства территориального органа МВД России;
— состав оперативного штаба, группы управления;
— силы и средства, привлекаемые к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств (чрезвычайных ситуаций);
— порядок действий и расчет сил и средств для выполнения задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств (чрезвычайных ситуаций);
— оперативно-розыскное обеспечение;
— организация взаимодействия;
— организация управления.
Для реализации плана ЧО разрабатываются документы:
— рабочая карта руководителя;
— схема оповещения и сбора личного состава;
— мероприятия тылового обеспечения;
— мероприятия по связи при возникновении ЧО (ЧС).
План ЧО согласовывается с взаимодействующими органами, силы и средства которых привлекаются для решения задач.
Эффективность выполнения задач при осложнении оперативной обстановки во многом будет зависеть от готовности органов оперативного управления к работе и в значительной степени определяется уровнем подготовки руководящего состава и сотрудников этих органов, их морально-деловыми качествами.
Органы оперативного управления для осуществления своих функций в условиях осложнении оперативной обстановки имеют соответствующую систему управления, которая представляет собой совокупность функционально связанных между собой органов оперативного управления, пунктов управления и средств управления.
Исходя из специфики выполнения задач органами оперативного управления при осложнении оперативной обстановки, определяются формы и методы подготовки соответствующих органов оперативного управления.
Приоритетными формами подготовки, которые позволяют в сравнительно короткие сроки обучать руководящий состав, сотрудников органов оперативного управления умело и грамотно действовать при осложнении оперативной обстановки, являются ШТ и КШУ.
Сущность ШТ и КШУ заключается в практическом выполнении должностными лицами органов оперативного управления функциональных обязанностей при осложнении оперативной обстановки, а также в проверке реальности планов, разработанных в территориальных органах внутренних дел для действий при осложнении обстановки.
КШУ, ШТ являются формами совместного обучения соответствующих должностных лиц и подготовки органов оперативного управления совместно с подчиненными подразделениями.
Подготовка Министерства внутренних дел Российской Федерации к действиям при осложнении оперативной обстановки — это комплексная многоуровневая задача по обеспечению достаточного уровня готовности при ограниченности ресурсов (численности личного состава, материальных и финансовых ресурсов).
Порядок и методика подготовки и проведения КШУ, ШТ однотипны. Особенности заключаются в специфике определения целей, задач, места и времени проведения, состава и содержания отрабатываемых учебных вопросов.
Тема КШУ, ШТ должна предусматривать отработку вопросов, связанных с основными задачами органов оперативного управления.
Исходя из содержания темы КШУ, ШТ формируются соответствующие цели, которые подразделяются на учебные цели и исследовательские цели. Они могут быть общими для всех обучаемых частными для отдельных категорий.
На основе сформулированных темы и целей КШУ, ШТ определяются этапы КШУ, ШТ и учебные вопросы, отрабатываемые на этапах КШУ, ШТ.
Количество, объем и содержание документов, разрабатываемых органами оперативного управления при подготовке КШУ, ШТ определяются исходя из темы, целей и учебных вопросов, которые выносятся на практическое мероприятие, а также с учетом других факторов.
КШУ, ШТ (далее — учения) являются наиболее распространенной и основной формой подготовки органов оперативного управления. Они проводятся под руководством старших, а также непосредственных руководителей. Их периодичность и продолжительность определяются исходя из задач органов управления и их подчиненных подразделений по выполнению мероприятий непосредственной подготовки к действиям при осложнении оперативной обстановки.
На учении обучаемые выполняют весь комплекс своих должностных обязанностей по управлению подчиненными подразделениями в составе органов оперативного управления при постановке задач в условиях непрерывно развивающейся оперативно-служебной обстановки по учению.
При выработке решения руководителя органа оперативного управления территориального органа МВД России при возникновении чрезвычайных обстоятельств (чрезвычайных ситуаций) к нему предъявляются следующие требования:
— принятие уполномоченным должностным лицом органа оперативного управления;
— эффективность, т. е. всестороннее обеспечивать достижение поставленной цели, учитывать всевозможные повороты событий и наиболее вероятный исход. Важнейшими факторами в выполнении этого требования является оперативность в принятии решения и гибкость реакции на происходящие изменения, обеспечение достижения поставленной цели с наименьшими ресурсными затратами;
— своевременность, действие органов внутренних дел при возникновении ЧО (ЧС) происходят в условиях постоянно меняющейся оперативной обстановки и жесткого лимита времени;
— обоснованность, надлежащее информационное обеспечение — одно из непременных условий выполнения указанного требования, позволяющее своевременно выявить проблемы и установить причины их возникновения. Даёт возможность обосновать цель, пути и средства её достижения, оперативно регулировать процесс реализации решения;
— реальность осуществления, т. е. соответствовать имеющимся силам и средствам;
— важное значение имеют оперативность его оформления и доведения до исполнителей.
Руководитель органа оперативного управления территориального органа МВД России при возникновении на территории обслуживания ЧО (ЧС):
оценивает полученную информацию и оперативную остановку, уясняет задачу (цель предстоящих действий; место роль и задачу вверенного подразделения, задачи сопредельных территориальных органов МВД России, порядок взаимодействия с ними; срок готовности к выполнению задачи), масштабы ЧО (ЧС) и действия должностных лиц территориального органа МВД России по его локализации.
определяет мероприятия по организации действий подчиненных подразделений, направленных на пресечение преступлений, розыск лиц, их совершивших, ООПиООБ, которые подлежат незамедлительному исполнению.
отдаёт распоряжение:
— о сборе личного состава, привлекаемого к действиям по плану ЧО (ЧС), выдаче оружия, патронов к нему, специальных средств и связи;
— — выполнении незамедлительных мероприятий подчиненными подразделениями по поддержанию правопорядка в районе возникновения ЧО (ЧС);
— развёртывание пунктов управления;
— приведении в готовность группировки сил и средств;
— подготовке транспортных средств для перевозки личного состава органа внутренних дел в район возникновения ЧО (ЧС);
— решении вопросов оказания медицинской помощи, обеспечения питанием, укрепления психологической устойчивости привлекаемого личного состава.
В рамках профессиональной служебной и физической подготовки организуется изучение нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность полиции по защите прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных посягательств, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а так же обеспечивается формирование соответствующих умений и навыков, с последующий сдачей зачётов по теоретическим положениям изученных нормативных правовых актов, практическим навыкам применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Подготовка руководящего и личного состава является частью профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, проводится в целях обеспечения слаженности действий, служит успешному выполнении задач при возникновении ЧО (ЧС) и включает в себя: совершенствование деятельности руководящего состава, индивидуальную подготовку личного состава, подготовку функциональных групп, морально-психологическую подготовку, материально-техническое обеспечение.
Обучение руководящего става проводится на методических занятиях, штабных тренировках; личного состава функциональных групп — на тактико-специальных занятиях; тактико-специальных тренировках; резерва — на командно-штабных, тактико-специальных учениях. Практические занятия, учения и тренировки, как правило, проводятся на местности, при этом создаётся обстановка, максимально приближенная к реальной.
Для оценки реальной готовности на региональном уровне смогут назначаться внезапные проверки эффективности системы оповещения, выполнения норматива по сбору сотрудников, состояния транспорта для перевозки сотрудников и имущества в район предполагаемых действий и другие вопросы. По результатам проверки принимаются соответствующие управленческие решения по совершенствованию готовности к действиям при возникновении ЧО (ЧС).
Оповещение и сбор личного состава резерва проводится согласно разработанной схеме оповещения, с указанием места и времени сбора.
Для проверки готовности, постановки задач и организованного выдвижения резерва может назначаться иной район сбора, в качестве которого задействуется территории, площади и другие открытие места, позволяющие сосредоточить транспортные средства, личный состав и построить автомобильную колонну.
Виды вооружения и экипировки личного состава резерва определяет руководитель (начальник) территориального органа МВД России с учётом планируемых задач в условиях осложнения обстановки.
Литература:
- Олейник, А. С. Методы и модели принятия решений по охране и обороне важных государственных объектов / А. С. Олейник. — Москва: Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2017. — 92 с.
- Олейник, А. С. Применение методов системного анализа, математического моделирования и специального программного обеспечения для создания комплексных систем безопасности и антитеррористической защиты объектов: Монография / А. С. Олейник. — Москва: ЦНТБ пищевой промышленности, 2017. — 68 с.
- Абаев, Л. Ч. Антитеррористическая защита ядерно-опасных объектов Российской Федерации: методы и технологии / Л. Ч. Абаев, А. С. Олейник // Военно-политическая ситуация в мире и вопросы обеспечения национальной безопасности России: сборник материалов / Российский ин-т стратегических исслед.. — Москва: Российский ин-т стратегических исслед., 2011. — С. 175–180.
- Олейник, А. С. Методы оценки эффективности защиты критически важных объектов / А. С. Олейник // Вестник Московского университета МВД России. — 2017. — № 4. — С. 280–286..
- Олейник, А. С. Методика использования имитационной модели для совершенствования системы физической защиты ядерно-опасных объектов / А. С. Олейник // Труды Академии управления МВД России. — 2011. — № 4(20). — С. 114–117.
- Олейник, А. С. Система физической защиты важных государственных объектов: моделирование и управление: монография / А. С. Олейник, Л. Ч. Абаев. — Москва: Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2015. — 144 с.
- Олейник, А. С. Обработка результатов вычислительных экспериментов с применением ситуационного моделирования / А. С. Олейник // Экология и развитие общества. — 2020. — № 4(34). — С. 9–15.
- Олейник, А. С. Повышение уровня безопасности важных государственных объектов / А. С. Олейник // Экология и развитие общества. — 2020. — № 4(34). — С. 62–68.