Организация территориального планирования и градостроительного зонирования составляют одну из стратегических сфер государственного управления землепользованием. Актуальность исследуемой деятельности проявляется в том, что она является прямым аналогом общемирового процесса «пространственного планирования». Исследуемая категория предполагает создание в определенных масштабах эффективной системы государственного управления природопользованием, размещением и развитием элементов отраслевой структуры экономики, сети населенных мест, инженерно-транспортного и энергетического обеспечения территорий.
Ведущие мировые державы, в том числе Российская Федерация, а также Республика Башкортостан на настоящем этапе озабочены проблемами устойчивого государственного управления на основе эффективности использования имеющихся природных ресурсов и социальных преимуществ нашей страны.
Под территориальным планированием следует понимать деятельность органов государственной власти или органов местного самоуправления по установлению и утверждению положений о развитии территорий, местах размещения объектов для государственных и муниципальных нужд. В связи с этим задачами территориального планирования как деятельности являются:
‒ разработка мероприятий по модернизации административно-территориального деления территории субъекта Российской Федерации;
‒ формирование проектной документации по перераспределению земель по формам собственности;
‒ определение по периодам динамики перераспределения земель по категориям и угодьям;
‒ определение потребности в земельных ресурсах на перспективу для различных отраслей экономики;
‒ формирование фонда перераспределения земель для обеспечения земельными участками граждан и юридических лиц в целях развития садоводства, личного подсобного хозяйства, при расселении беженцев, военнослужащих, продаже на аукционах и др.;
‒ упорядочение структуры землепользований и землевладений;
‒ разработка мероприятий по совершенствованию планирования рационального использования земель сельскохозяйственного назначения;
‒ территориальная привязка всей системы природоохранных мероприятий по защите земель от негативных воздействий;
‒ определение потребности в инвестициях, необходимых для осуществления организационно-территориальных мероприятий, намеченных в схеме землеустройства;
‒ оценка экологической, экономической и социальной эффективности мероприятий по планированию рационального использования земель и их охраны в регионе [3].
Необходимо отметить, что территориальное планирование выступает важнейшей функцией государственного управления и приоритетной стратегической задачей на федеральном и региональном, а также местном уровнях. В то же время пространственное планирование играет роль государственного обеспечения конституционного права граждан России на здоровую и безопасную среду обитания, иных имущественных прав и экономических свобод населения.
Повышение эффективности государственного управления территориальным планированием в Республике Башкортостан должно реализовываться в системе регионального взаимодействия и функционирования.
На современном этапе развития государственного управления территориальным планированием существует следующие проблемы.
Во-первых, необходимо исключить конкурентность между субъектами России и создать базу для развития и поддержания партнерских отношений. Тем самым развитие государственной политики в исследуемой области должно быть направлено на создание клиентоорганизованного подхода к населению.
Суть эффективного государственного управления территориальным планированием региона заключается в создании территорий (города) для человека. На практике, к сожалению, складывается такая ситуация, что городская территория — это некая антагонистически противопоставленная человеку структура, в которой человек не живет, а старается быстрее передвигаться, замкнуться в какой-то своей капсуле, где он может создать для себя подходящие условия. При разработке государственной политики в области территориального планирования, необходимо учитывать все индивидуальные особенности, которые делают жизнь населения удобной и красивой [4]. Для этого необходимо привлечение к принятию документов территориального планирования местного населения, так как именно таким образом возможно выявление его мнения.
Ярким примером игнорирования местного населения в Республике Башкортостан является строительство завода «Кроношпан», вокруг которого не утихают судебные тяжбы. Или судьба гор Торатау и Юрактау уже несколько месяцев обсуждается в Комиссии Общественной палаты РФ. Повышение эффективности государственного управления территориальным планированием зависит от того, насколько удается привлечь к решению проблем территориального планирования и градостроительства население. Привлечение мнения населения к вопросам территориального планирования используется органами государственной власти во всем мире. Претворение указанного аспекта в практике усиливает роль демократизации современного общества, тем самым позволяет повысить эффективность общественного, и в том числе государственного, управления.
Во-вторых, Градостроительный кодекс РФ основывается на принципе разделения государственных полномочий и ответственности между уровнями власти и местным самоуправлением. При этом законодателей не смущает, что исчезает территория как единый объект управления. Вместо нее появляются участки для реализации государственных нужд федерального и регионального уровней и участки муниципальной, частной и иной собственности, на которых градостроительную деятельность осуществляет конкретный правообладатель. Следовательно, функции градорегулирования исполняют соответственно федеральные, региональные и местные органы управления [2].
Это порождает проблемы формирования адекватных потребностям страны положений градостроительного права, проблемы информационного, организационного и кадрового обеспечения градостроительной деятельности.
Мы считаем, что от качества эффективности государственного управления территориальным планированием зависит результат принимаемых решений в указанной области. Цена неэффективной государственной политики и связанных с ней градостроительных ошибок здесь очень высока. Их последствием становятся многочисленные чрезвычайные ситуации и огромные социально-экономические ущербы.
В-третьих, территориальное планирование — это инструмент осуществления земельной политики государства. Поэтому оно должно быть сквозным, то есть иерархически взаимосвязанным на различных уровнях государственного управления, реализовывая и увязывая федеральные, региональные и местные интересы через систему логически, информационно и технологически взаимосвязанных документов территориального планирования. Во всем мире разработка документов территориального планирования идет от общего к частному как по вертикали (государство — регион — муниципалитет), так и по горизонтали (вся экономика — отрасли экономики). В этой связи территориальное планирование должно являться или комплексным, или отраслевым.
Вместе с тем, Градостроительный кодекс Российской Федерации не предусматривает разработки комплексных документов территориального планирования. В результате это несет серьезные трудности при балансировании развития отраслей и составлении сводной земельной экспликации обустраиваемой территории. Кроме того, различные виды документов территориального планирования, относящиеся к разным уровням управления, не соотносятся между собой ни по названию, ни по содержанию.
Предусмотренные же ст. 19 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования муниципальных образований имеют разное назначение, а, следовательно, должны иметь и разное содержание: схемы территориального планирования муниципальных районов — это документы территориального планирования, а генеральные планы поселений и генеральные планы городских округов — это предпроектные документы [1].
Повышение эффективности государственного управления территориальным планированием должно быть направлено на обеспечение согласованного со стратегическими целями планирования устойчивого, комплексного развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В формирующейся современной системе государственного территориального планирования стратегические программы и предложения должны быть тесно увязаны с единой системой территориального планирования Российской Федерации.
Литература:
- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 30.12.2015 г. №459-ФЗ ) // Собрание законодательства РФ. 2005. №1. ст. 16.
- Алпацкая Е.Г. Территориальное планирование: основные подходы // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 3 (294). С. 56-57.
- С.Н. Волков. «Территориальное планирование использования земель в России: проблемы и пути решения». Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.с.н. 12.01.13. Москва, 2013.
- Посохин М.М. Наша главная работа – город для человека // Промышленное и гражданское строительство. 2014. №12. С. 43.