В статье приведены основные правовые регуляторы управления земельными отношениями в Республике Башкортостан. Авторами рассмотрены изменения распределения земель по категориям на территории Республики Башкортостан за период 2018–2020 гг. Показаны задачи, решение которых позволит сохранить и эффективно использовать государственное имущество и земельные ресурсы в целях обеспечения государственных интересов Республики Башкортостан, улучшения инвестиционной привлекательности экономики, создания условий для удовлетворения общественных потребностей.
Ключевые слова: земельные ресурсы, земельно-имущественные отношения, кадастр, стратегия, управление.
Земельные ресурсы — это основа национального богатства страны, потенциальный источник экономического роста, определяющий могущество экономических и природных свойств, а также особый объект социально-экономических и общественно-политических отношений. В соответствии с этим возникает необходимость создания принципиально иной системы управления земельными ресурсами, отличающейся от других систем управления.
Цель управления земельными ресурсами заключается в обеспечении потребностей государства и общества, удовлетворяемых за счет свойств самой земли. Основная цель достигается путем решения следующих задач: рациональное, эффективное использование и охрана земель; формирование перспективного перераспределения земельных ресурсов и характера их использования; высокий уровень экологических и социальных условий жизни населения; эффективное развитие предпринимательской и общественной деятельности; сохранение и восстановление свойств окружающей природной среды, в том числе земли; получение максимума поступлений платежей за землю.
Государственное управление земельными ресурсами — это сложная система экономически обоснованного, целенаправленного воздействия на земельные отношения с целью их упорядочивания в соответствии с установленными нормативными требованиями [1], а также ведением государственного кадастрового учета и мониторинга земель. Правовой контроль земельными отношениями регулируется федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, законами субъектов федерации, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований, принятыми в пределах их полномочий.
Управление земельными ресурсами в Республике Башкортостан охватывает весь спектр общественных отношений — от социального до экономического, правового, экологического и других видов управления, тем самым доказывая, что управление земельными ресурсами является сложноорганизованной системой, которое осуществляют многими методами и средствами, и оно является предметом изучения многих наук.
Наиболее важные вопросы управления земельными ресурсами решаются на федеральном уровне, что определено Земельным Кодексом Российской Федерации, которым разграничены компетенции всех уровней власти в области земельных отношений [2]. Решения по принятию законов в области земельных отношений, установлению порядка владения, пользования и распоряжения землями, находящимися в государственной собственности Республики Башкортостан и иные компетенции, переданы Государственному Собранию — Курултаю Республики Башкортостан [3]. Республиканский орган исполнительной власти — Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, совместно с территориальными органами, организует единую систему органов по приватизации, управлению и распоряжению земельными ресурсами и государственным имуществом. Широкими полномочиями в области земельных ресурсов наделена Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Росреестр), территориальные органы которой осуществляют функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функции государственного земельного контроля [4].
Законодательство в области государственного управления земельными ресурсами постепенно дополняется новыми положениями, государственными программами. Так, в 2018 году была разработана и утверждена Положением Правительства Республики Башкортостан Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года. Данная стратегия направлена на достижение долгосрочной цели: «Башкортостан в 2030 году — конкурентоспособный регион с устойчивой экономикой и развитой социальной инфраструктурой, входящий в десятку ведущих регионов Российской Федерации» (НУЖНА ССЫЛКА!!!). Указанная цель объясняется системой стратегических приоритетов, сформированных на основе выявленных конкурентных преимуществ, «точек роста» республики в экономической и социальной сферах.
Согласно стратегии, одна из значимых целей заключается в обеспечении эффективного управления и распоряжения земельным, и имущественным комплексами Республики Башкортостан. Наиболее перспективные целевые индикаторы по созданной Стратегии к 2030 году, направленные на земельный сектор, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Прогнозируемые результаты мероприятий по повышению эффективности управления государственной земельной собственностью к 2030 году
Наименование показателя |
Единица измерения |
Факт за 2010 год |
Факт за 2015 год |
Цель к 2030 году |
Доля земель сельскохозяйственного назначения, вовлеченных в хозяйственный оборот |
% |
51,8 |
53,5 |
58,9 |
Доля общей площади земельных участков, вовлеченных в хозяйственный оборот, в общей площади земельного фонда Республики Башкортостан |
% |
87,3 |
89,1 |
93,0 |
Доля актуализированных сведений о государственном имуществе, учтенном в Реестре государственного имущества Республики Башкортостан |
% |
96,9 |
97,0 |
97,28 |
Для принятия комплексных мер, направленных на решение поставленных задач и достижение заданных целевых ориентиров, потребуется: переход на налогообложение объектов исходя из их кадастровой стоимости вне зависимости от размера площадей; завершение работ по обеспечению территорий Республики Башкортостан единой актуальной цифровой картографической основой в виде сформированной интерактивной карты; определение плодородия почв путем проведения работ по почвенным обследованиям, корректировке и оцифровке почвенных карт, формирования экспликаций; создание механизма правового регулирования, позволяющего проводить мониторинг целевого использования земель арендаторами и обеспечивать реализацию оперативных мер реагирования; создание рынка земли: увеличение количества земельных участков, находящихся в частной собственности; обеспечение электронной регистрации прав собственности и пользования государственным и муниципальным имуществом [5]. Достижение перечисленных задач предоставит возможность сохранить и эффективно использовать государственное имущество и земельные ресурсы в целях обеспечения государственных интересов Республики Башкортостан, улучшения инвестиционной привлекательности экономики, создания условий для удовлетворения потребностей общества.
Общая площадь земельного фонда в Республике Башкортостан составила 14294,7 тыс. га. Распределение земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов и запаса за период 2018–2020 гг. представлены в таблице 2.
Таблица 2
Распределение земельного фонда Республики Башкортостан по категориям земель за период 2018–2020 гг.
Наименование земель |
Год |
|||||
2018 |
2019 |
2020 |
||||
тыс. га |
% |
тыс. га |
% |
тыс. га |
% |
|
Земли сельскохозяйственного назначения |
7273,7 |
50,9 |
7269,2 |
50,9 |
7265,9 |
50,9 |
Земли населенных пунктов |
670,2 |
4,7 |
673,6 |
4,7 |
675,9 |
4,7 |
Земли запаса |
21,4 |
0,2 |
21,4 |
0,2 |
20,7 |
0,2 |
За период 2018–2020 годов переводы земель из одной категории в другую затронули в большей степени земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов. Изменения в структуре земельного фонда связаны в основном с предоставлением земель для несельскохозяйственных целей, изменением (установлением) границ населенных пунктов согласно утвержденным и согласованным Правительством Республики Башкортостан генеральным планам, учтенным в Едином государственном реестре недвижимости.
Учитывая, что наивысшие размеры ставок земельного налога установлены Налоговым кодексом Российской Федерации, причинами низкого показателя поступлений земельного налога также могут быть в связи с низкой кадастровой стоимостью земель и несвоевременной актуализации показателей кадастровой стоимости. Поэтому обеспечение эффективного использования земельных ресурсов, выявления дополнительных источников поступления доходов с учетом обеспечения интересов государства, граждан и бизнес-структур, зависит не только от действия контролирующих органов и структур, но и от постоянного обновления цифровой картографической основы, проведение иных землеустроительных, геодезических и кадастровых работ для наполнения базовыми и пространственными данными инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации на территории Республики Башкортостан. Постоянное обновление таких данных позволит продуктивнее производить работу по изысканию пустующих земельных участков и их предоставлению, изысканию земельных участков, права пользования которыми до настоящего момента не оформлены, а также решить проблему самовольно застроенных территорий. Также это позволит активизировать существующую проблему не вовлечения в оборот большого количества объектов незавершенного строительства, которое влияет на неполучение дохода от использования таких объектов недвижимости: как в виде налоговых платежей, так и в виде арендной платы. В настоящее время в целях автоматизации управления земельно-имущественными отношениями в республике используется автоматизированная информационная система «Имущество», которая представляет собой сложный программный продукт, выполненный по многоступенчатой технологии и требующий доработки.
Таким образом, несмотря на изменения в законодательстве, тем не менее, в республике остается низкий процент земель, находящихся в собственности физических и юридических лиц. В связи с этим наблюдается недостаточная развитость рынка земли на территории республики и оказание льгот по земельному налогу в виде полного освобождения значительному количеству юридических лиц.
Литература:
- Дудник Д. В. Система государственного управления земельными ресурсами Российской Федерации и пути её совершенствования [Электронный ресурс]: / Д. В. Дудник // Государственное управление. — 2008. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-gosudarstvennogo-upravleniya-zemelnymi-resursami-rossiyskoy-federatsii-i-puti-eyo-sovershenstvovaniya/viewer.
- Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Статья 7 пункт 1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/368cb949273de5fecbcf2586fbf84ef05bd1a781/.
- Сулейманова Д. Р. Система государственного управления земельного ресурсами в Республике Башкортостан [Электронный ресурс]: / Д. Р. Сулейманова // Экономика и управление. — 2019. № 23. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/261/60358/.
- Сайт Главы Республики Башкортостан [Электронный ресурс]: официальный сайт. — Режим доступа: https://glavarb.ru/rus/president/statusipolnomochiya/.
- Постановление Правительства Республики Башкортостан от 20.12.2018 № 624 «О Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2030 года» [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консорциум кодекс». Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/550329714.