В статье проанализированы нормы российского законодательства, обеспечивающие реализацию охраны земель сельскохозяйственного назначения, проблемы сокращения территорий земель сельскохозяйственного назначения, проблемы деградации и ее причины. Земля Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности проживающих на ее территории народов. Использование земель должно осуществляться методами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть естественным основным средством производства в лесном и сельском хозяйстве.
Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения, деградация земель, охрана земель, правовой режим, земельное законодательство.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли по целевому назначению делятся на категории. Самой первой из них выделяется категория земель сельскохозяйственного назначения. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся вне пределов населенных пунктов и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей [2].
Одной из актуальных проблем России являются вопросы охраны земель сельскохозяйственного назначения. Эти земли выступают основным средством сельскохозяйственного производства, они обеспечивают продовольственную безопасность, являются сферой существования и средством повышения качества жизни значительной части населения страны.
На 2021 год площадь земель сельскохозяйственного назначения составила 380,8 млн га и уменьшилась на 0,9 млн га. Общая площадь категории земель сельскохозяйственного назначения и включенных в состав земель фонда перераспределения, уменьшилась на 115,5 тыс. га и составила 42,8 млн га. Площадь сельскохозяйственных угодий, фонда перераспределения, уменьшилась на 38,8 тыс. га и составила 11,2 млн га, в том числе площадь пашни уменьшилась на 34,3 тыс. га (таблица 1).
Таблица 1
Состояние сельскохозяйственных земель РФ в период 2020–2021 гг [1]
Площадь земель сельскохозяйственного назначения |
Общая площадь категории земель сельскохозяйственного назначения |
Площадь сельскохозяйственных угодий, вошедших в фонд перераспределения, уменьшилась |
|||
2020 г. |
2021 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2020 г. |
2021 г. |
377,37 млн га |
380,8 млн га |
42,915 млн га |
42,8 млн га |
11,238 млн га |
11,2 млн га |
Правовая охрана земель сельскохозяйственного назначения понимается система правовых и иных мероприятий, направленных на их рациональное использование, защиту от вредных воздействий и ухудшения качественного состояния (ст. 12, 13 ЗК РФ). Сама необходимость охраны земель закреплена в Конституции РФ, ЗК РФ, земельном законодательстве и в правовых актах субъектов [7–9].
Охрана земель направлена на предотвращение и ликвидацию загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв, и иного негативного воздействия на земли и почвы. На обеспечение рационального использования земель и их восстановления.
Анализ государственного мониторинга земель и других систем наблюдений за состоянием окружающей среды, показал, что практически во всех субъектах РФ сохраняется тенденция по ухудшению их состояния земель [10].
В настоящее время отслеживать состояние помогает государственный мониторинг земель — часть государственного экологического мониторинга, представляющий собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв [2].
Регламентируется Федеральным законом от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
В 2021 году территориальными управлениями Россельхознадзора проведено более 30 тыс. контрольных (надзорных) мероприятий на землях сельскохозяйственного значения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Обследовано более 4,1 млн га угодий. Нарушения требований земельного законодательства в 2021г. выявлено на общей площади более 600 тыс. га [5].
Основные нарушения, выявленные Службой на площади более 511 тыс. га, связаны с зарастанием участков сорной, древесной и кустарниковой растительностью и неиспользованием их для ведения сельского хозяйства или иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Обнаружено уничтожение плодородного слоя и порчи земель на 2 тыс. га,700 га загрязнено отходами животноводства и птицеводства. Выявлены и несанкционированные свалки на более 1,3 тыс. га. Обнаруженные за 2021 год несанкционированные карьеры по добыче общераспространенных полезных ископаемых занимают 975 га, из них рекультивировации подвергнуто только 120 га.
За нарушения требований законодательства Российской Федерации наложены административные штрафы на сумму более 385 млн рублей [2].
Нарушения требований земельного законодательства по состоянию 2021 г. представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Нарушения требований земельного законодательства по состоянию 2021 г.
Судебными органами приняты решения об изъятии у правообладателей за нарушения законодательства земель площадью 7,1 тыс. га.
До собственников участков также была доведена информация о необходимости расторжения договоров аренды в связи с ненадлежащим использованием земель арендаторами на общей площади более 16,2 тыс. га. Принято решение о расторжении таких договоров на 13,2 тыс. га.
На площади около 30 тыс. га собственниками оформлен добровольный отказ от угодий.
Территориальные управления Россельхознадзора в сельскохозяйственный оборот вовлекло более 276 тыс. га нарушенных и неиспользуемых земель [1].
С 1 января 2020 года началась реализация Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», в рамках которой предусмотрены мероприятия по сохранению и восстановлению природных ландшафтов [4].
Следует отметить, что действующее законодательство не обеспечивает достаточную защиту земель сельскохозяйственного назначения. Допускается включение таких земель, в том числе особо ценных, в границы населенных пунктов, а также размещение на таких землях объектов транспорта, энергетики и связи.
Проблемой является отсутствие порядка определения разрешенного использования сельскохозяйственных земель. Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540, не решает этой проблемы [3].
Подводя итог сказанному, следует отметить, что Россия располагает огромными земельными ресурсами, но это национальное богатство страны используется крайне неэффективно.
В результате проведенного исследования определены меры для повышения уровня эффективного использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения:
- Завершить формирование субъектами РФ перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, отнесенных к землям, использование которых для других целей не допускается;
- Усовершенствовать порядок установления и изменения видов разрешенного использования земельных участков в составе сельскохозяйственных земель;
- Исключить случаи размещения объектов, не связанных с сельскохозяйственным производством, на сельскохозяйственных угодьях;
- Выполнить комплекс мероприятий, обеспечивающих увеличение доли мелиорируемых земель в составе сельскохозяйственных угодий;
- Усовершенствовать порядок оформления земельных долей;
- Установить обязанности для правообладателей земельных участков в составе сельскохозяйственных земель проводить работы по охране сельскохозяйственных земель, повышению плодородия земель и организации их рационального использования.
- Необходима полная инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения, включающей оценку качества земель, актуализацию природно-сельскохозяйственного районирования.
Наиболее эффективным будет ужесточение ответственности за нарушения требования земельного законодательства по охране земель сельскохозяйственного назначения.
Литература:
- Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2020 году
- Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://zemkod.ru/ (дата обращения 15.11.2022).
- Моисейкина, Л. Г. Статистический анализ структуры земель сельскохозяйственного назначения / Л. Г. Моисейкина, Е. С. Дарда. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 91–94. (дата обращения: 13.11.2022).
- Доклад «О реализации в 2018 году Плана деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на 2016–2021 годы». — Текст: электронный // КиберЛенинка:: [сайт]. — URL: https://vk.com/away.php?utf=1&to=http %3A %2F %2Fagro.cap.ru %2FUserContent2019 %2Fminselhoz %2Ffile %2Fd79be125–3717–402b-9c5c-42f6a2dbcd83 %2Fdoklad-o-realiz-vedom-plana.pdf (дата обращения: 17.11.2022).
- Давлатов, И. П. Обеспечение охраны земель сельскохозяйственного назначения / И. П. Давлатов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 18(204). — С. 224–226 (дата обращения: 15.11.2022).
- Ведышева, Н. О. Проблемы охраны земель сельскохозяйственного назначения на современном этапе / Н. О. Ведышева. — Текст: непосредственный // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА).. — 2017. — № 2. — С. 61–64 (дата обращения: 14.11.2022).
- «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022) ЗК РФ Ст. 13 Содержание охраны земель (дата обращения: 17.11.2022).
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Ст. 9. (дата обращения: 15.11.2022).
- Государственный мониторинг земель. — Текст: электронный // Государственный мониторинг земель: [сайт]. — URL: rosreestr.gov.ru (дата обращения: 15.11.2022).