Встатье рассматривается Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203, проводится анализ принципов Стратегии, рассматриваются положительные и отрицательные стороны информационно-телекоммуницкационных технологий, приводится анализ классификации преступлений в РФ за 2022, 2023 и 9 месяцев 2024 года, а также выдвигаются необходимые ключевые тенденции, которые будут направлены на повышение эффективности работы правоохранительных органов и улучшение качества обслуживания граждан.
Ключевые слова: информационно-телекоммуникационные технологии, правоохранительные органы, преступления, эффективность государственного управления.
The article examines the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017–2030, approved by Decree of the President of the Russian Federation dated 05.09.2017 № 203, analyzes the principles of the Strategy, examines the positive and negative sides of information and telecommunication technologies, analyzes the classification of crimes in the Russian Federation for 2022, 2023 and 9 months of 2024, and puts forward the necessary key trends that will be aimed at improving the efficiency of law enforcement agencies and improving the quality of public services.
Keywords : information and telecommunication technologies, law enforcement agencies, crimes, efficiency of public administration.
Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 была утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы[1]. В данной Стратегии утверждены цели, задачи, принципы и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, которые направлены на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов.
К основным принципам в Стратегии относят:
– обеспечение прав граждан на доступ к информации;
– обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией;
– сохранение традиционных и привычных для граждан форм получения товаров и услуг;
– приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий;
– обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях;
– обеспечение государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере.
Одним из основных направлений реализации положений Стратегии становится повышение эффективности государственного управления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг, в том числе за счет дальнейшего развития.
В процессе развития и внедрения информационно-телекоммуникационных технологий в современную жизнь каждого человека, активно используются системы online-обслуживания клиентов в различных сферах жизнедеятельности. К основному значению современных технологий можно отнести оптимизацию процессов сбора, хранения, предоставления и распространения информации, практичность использования, минимизация потраченного времени на получение какой-либо услуги. Однако, любое положительное явление влечёт за собой и отрицательные стороны.
С одной стороны, инновации предоставляют возможность для потребителя получить услугу удалённо, в независимости от территориального местонахождения, при этом, обратная сторона инноваций — рост преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
С развитием информатизации преступные деятели не отстают в совершенствовании способов и создании новых видов мошеннических схем. К ним можно отнести не только хищения денежных средств с банковских счетов граждан, а также и подмену голосов родственников, близких людей с помощью искусственного интеллекта; возможность доступа к личным кабинетам граждан, влекущие получения дистанционных кредитов без ведома потребителей; дополнительные услуги за отдельную плату абонентам сотовых связей и многое другое.
При анализе видов преступлений в Российской Федерации и их динамики, можно наблюдать тенденцию снижения общего числа краж имущества, грабежей, разбойный нападений, поджогов и т. д., при тенденции роста числа хищений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Согласно статистики МВД России следует, что в 2023 году сохранилась тенденция прошлых лет к снижению количества зарегистрированных на территории Российской Федерации преступлений. По сравнению с 2022 годом их стало меньше на 1 %. При этом, число преступлений против личности сократилось на 5,3 %, в том числе убийств и покушений на убийство — на 2,1 %, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью — на 4 %. Также отмечается снижение количества зарегистрированных разбоев на 15,4 %, грабежей на 23,9 %, краж — на 16,4 %, в том числе квартирных — на 24,6 %, краж транспортных средств — на 23,6 % и их угонов — на 8,6 %.
Стоит отметить, что каждое третье преступление совершено с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. В этой сфере зарегистрировано на 29,7 % больше уголовно наказуемых деяний, чем в январе-декабре 2022 года. Подобных преступлений раскрыто на 21 % больше, чем в 2022 году.
Согласно анализу статистических данных за 9 месяцев 2024 года, МВД России информирует, что в январе-сентябре 2024 года количество зарегистрированных в Российской Федерации преступлений уменьшилось на 2,5 % в сравнении с 2023 годом. Число противоправных деяний против личности сократилось на 6,8 %, в том числе убийств и покушений на убийство — на 7,5 %, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью — на 7,6 %. Отмечается снижение количества зарегистрированных разбоев на 15,8 %, грабежей — на 20,2 %, краж — на 16,8 %, в том числе квартирных — на 27,6 %, краж автомобилей — на 25,6 % и их угонов — на 13,2 %.
Злободневным вопросом остаются преступления с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, совершается более трети от общего количества данных преступлений. Данных деяний зарегистрировано на 15,3 % больше, чем в январе-сентябре 2023 года. Их профилактика по-прежнему остается одной из важнейших задач органов внутренних дел.
Признавая бесспорный вклад инноваций и правоприменительную практику и учитывая реалии стремительных изменений криминогенной обстановки в стране и классификации преступлений, необходимо создание комплексных мер, которые будут направлены на искоренение всевозможных видов преступлений и их профилактику и предупреждение. Внедрение в практическую деятельность правоохранительных органов современных научных достижений позволит эффективнее противодействовать возникающим преступлениям.
Таким образом, современные тенденции цифровой трансформации государственного управления в органах внутренних дел должны быть направлены на повышение эффективности работы правоохранительных органов и улучшение качества обслуживания граждан. К ключевым тенденциям в данной сфере можно отнести:
Автоматизация процессов. Внедрение информационных систем для автоматизации рутинных операций, таких как обработка заявлений, регистрация преступлений и управление документооборотом.
Использование больших данных. Применение аналитики больших данных для выявления преступных паттернов, прогнозирования преступности и оптимизации распределения ресурсов.
Цифровые платформы для взаимодействия с гражданами. Создание онлайн-порталов и мобильных приложений для подачи жалоб, заявлений и получения информации, что упрощает взаимодействие с гражданами.
Кибербезопасность. Укрепление мер по защите данных и информационных систем от киберугроз, что особенно актуально в условиях увеличения числа киберпреступлений.
Электронные услуги. Разработка и внедрение электронных услуг, таких как онлайн-оплата штрафов, запрос справок и документов, что повышает доступность и удобство для граждан.
Интеграция с другими государственными системами. Создание интегрированных информационных систем, позволяющих обмениваться данными между различными государственными органами для более эффективного управления.
Использование искусственного интеллекта. Внедрение технологий искусственного интеллекта для анализа данных, распознавания лиц и автоматизации принятия решений.
Обучение и повышение квалификации сотрудников. Обеспечение сотрудников ОВД необходимыми знаниями и навыками для работы с новыми технологиями и системами.
Открытые данные и прозрачность. Публикация открытых данных о работе ОВД для повышения прозрачности и доверия со стороны граждан, а также для вовлечения общества в процесс контроля за действиями правоохранительных органов.
Поддержка инновационных стартапов. Сотрудничество с частным сектором и стартапами для внедрения инновационных решений в области безопасности и правопорядка.
Именно такие тенденции будут способствовать не только повышению эффективности работы органов внутренних дел, но и улучшению качества обслуживания граждан, что в свою очередь способствует формированию доверия к правоохранительным органам и повышению общественной безопасности.
Литература:
- Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы»;
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2024);
- Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. Раздел статистики и аналитики. https://мвд.рф.
[1] Далее — Стратегия