В статье рассматриваются некоторые направления информатизации, информационных технологий в цивилистическом процессе в контексте федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы», Концепции информационной политики судебной системы на 2020–2030 гг. Активное внедрение информатизации в судопроизводство Российской Федерации началось после 2000 г.; был принят ряд федеральных законов, регулирующих данную деятельность и утверждающих концепции развития процесса информатизации.
Ключевые слова: информатизация, информационные технологии, судопроизводство, технологии электронного правосудия, гарантии реализации права на судебную защиту.
The article considers some directions of informatization, information technologies in the civilistic process, as well as in the context of the federal target program «Development of the judicial system of Russia for 2013–2024", the Concept of information policy of the judicial system for 2020–2030. The Active introduction of informatization in the judicial proceedings of the Russian Federation began after 2000, a number of federal laws regulating this activity and approving the concepts of informatization process development were adopted.
Keywords : informatization, information technologies, legal proceedings, electronic justice technologies, guarantees of realization of the right to judicial protection.
В настоящее время использование информационных технологий в цивилистическом процессе является уже не нововведением в нашей стране. При внедрении в указанный процесс новых технологий следует помнить, что эта деятельность обладает следующими специфическими требованиями.
Во-первых, будучи государственной (по общему правилу) деятельностью, направленной на принудительную реализацию норм материального права, цивилистический процесс выступает если не обязательным, то одним из важных условий эффективного функционирования гражданского оборота, и случаи даже временной остановки данного правоохранительного механизма, особенно если они не вызваны необъективными причинами, могут иметь для участников гражданского оборота весьма печальные, а иногда фатальные последствия. То, что такое обстоятельство осознается российским законодателем и научным сообществом, косвенно подтверждается тем вниманием, которое в последнее время уделяется проблематике разумных сроков судопроизводства и исполнения судебных актов, ускорения и упрощения, а также оптимизации судопроизводства С этой точки зрения цивилистический процесс как деятельность должен отвечать требованию непрерывности (бесперебойности).
Во-вторых, будучи деятельностью правоприменительной, предполагается установление фактических обстоятельств дела, для чего, в свою очередь, необходимо исследование судом самых разных сведений, в том числе конфиденциальных и охраняемых законом. При этом цивилистический процесс продолжает оставаться деятельностью публичной и осуществляется на основе принципа гласности (ст. 10 ГПК РФ, ст. 11 АПК РФ, ст. 11 КАС РФ) и на условиях транспарентности [1, с. 62].
Развитие современного общества, активно идущее реформирование гражданского права неизбежно требует модернизации гражданскопроцессуальных норм в соответствии с реалиями и вызовами современного мира [2, 49–52].
В действующем российском законодательстве понятие «цифровые технологии» не раскрывается. Зато российский закон дает легальную дефиницию неидентичного, но, как представляется, близкого по своему содержанию термина «информационные технологии». В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» под информационными технологиями понимаются процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов [3]. В целом аналогичный подход к пониманию информационных технологий реализован в программных документах, регулирующих развитие цифровых и информационных технологий в гражданском процессе Российской Федерации (например, в постановлении Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1406 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы на 2013– 2024 годы») [4].Данный подход во многом основывается на буквальном (словарном) значении слова «технология», в рамках которой под «технологией» понимается совокупность средств и методов организации определенного процесса, как правило, производственного. С учетом этого в рамках данного подхода на первое место выступает инструментальный аспект технологий, их способность влиять на скорость, и, как следствие, эффективность определенных процессов. Несмотря на очевидную неидентичность содержания терминов «информационные технологии» и «цифровые технологии», на нормативном и доктринальном уровне в восприятии и того, и другого понятия господствует прежде всего обозначенный выше «инструментальный подход».
При этом, рассматривая теоретическую основу понятия электронное правосудие, укажем, что в отечественной процессуальной доктрине высказано несколько подходов относительно содержания данного понятия, которые дифференцируются от исключительно информационного элемента государственной деятельности до целой системы разрешения споров. [5]
Использование таких технологий направлено на обеспечение:
— открытости и доступности информации о деятельности судов;
— достоверности информации о деятельности судов и своевременность ее предоставления;
— соблюдения прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности судов;
— невмешательства в осуществление правосудия при предоставлении информации о деятельности судов.
Приведем примеры, показывающие необходимость в настоящее время применения информационных технологий в цивилистическом процессе. Так, в федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы» говорится о мобильном правосудии, электронном правосудии, внедрении программных средств аналитического обеспечения деятельности и осуществлении сканирования всех поступающих в суды документов, а также формировании электронных дел и формировании электронного архива судебных дел, что позволят обеспечить доступ граждан к правосудию, качественную и эффективную работу судов. Важнейшим фактором обеспечения доступа к правосудию являются создание необходимых условий для осуществления правосудия, то есть:
1) участия граждан в проведении открытых судебных заседаний;
2) воспроизведения фото-, кино-, аудио- и видеоматериалов в процессе судебного заседания;
3) получения и обмена информацией с использованием современных электронных средств связи общего пользования и т. д.
В «Концепции информационной политики судебной системы на 2020–2030 годы» сказано, что «успешная реализация мероприятий информационной политики судебной системы способствует выходу на новый уровень развития информационной среды, внедрению современных информационных и коммуникационных технологий в процесс судопроизводства, трансформации способов распространения информации, улучшению технического оснащения судов, эффективному функционированию сайтов судов и государственных автоматизированных систем» [6]. Итак, исходя из федеральной целевой программы, Концепции информационной политики судебной системы на 2020–2030 годы, видно, что развитие информационных технологий является необходимым и важным условием для гарантии реализации права на судебную защиту граждан. Об эффективном внедрении информационных технологий в правоприменительную деятельность судов заявляет Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» 2 (статья 1; 6) по внедрению информационных технологий в деятельность судов установлены: Судебный департамент организует разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; осуществляет мероприятия по формированию единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей [7].
Резюмируя вышесказанное, отмечаем, что активное внедрение информатизации в судопроизводство Российской Федерации приведет к более оперативной и эффективной защите нарушенных прав и свобод человека, что является гарантией реализации права на судебную защиту.
Литература:
- Цифровые технологии в цивилистическом процессе: некоторые проблемы и перспективы / К. Л. Брановицкий, И. Г. Ренц, А. В. Незнамов [и др.]. — Текст: непосредственный // Вестник гражданского процесса. — 2019. — № 4. — С. 62–67.
- Н. В. Валуйсков, Л. В. Бондаренко, А. Д. Арутюнян. — Текст: непосредственный // Развитие науки и практики гражданского процесса: критика традиционных подходов. Вестник Евразийской академии административных наук. — 2017. — № 3. — С. 49–5
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ»Об информации, информационных технологиях и о защите информации. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://www.alta.ru/tamdoc/06fz0149/ (дата обращения: 25.12.2023).
- О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/902391636 (дата обращения: 25.12.2023).
- Колобашкина, С. С. Обеспечение доступа к правосудию: правовая природа и проблемы реализации / С. С. Колобашкина. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: http://www.juristlib.ru/book_9690.html.
- Концепция информационной политики судебной системы на 2020–2030 годы. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73061586/
- Аносов, А. В. Информационное-правовые вопросы формирования электронного правосудия в Российской Федерации: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Аносов А. В.;. — Москва, 2020. — 179 c.