Повышение эффективности стратегической деятельности законодательных органов власти является одной из актуальных задач, от выполнения которой во многом зависит возможность эффективного экономического роста Российской Федерации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года была утверждена Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года [3].В ней появились некоторые новации, касающиеся «повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств», при этом внимание также акцентируется на необходимость безусловной реализации приоритетов и целей социально-экономического развития Российской Федерации. В 2014 году следует отметить две ключевые законодательные новации в сфере долгосрочного планирования. Во-первых, принят Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1]. Задача закона — координация государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, разграничение полномочий и обязанностей в сфере стратегического планирования между органами государственной власти.
В числе субъектов планирования наряду с государственными органами власти названы органы местного самоуправления, а также отмечено участие в процессе научных и общественных организаций. Разумеется, практическое применение указанных новаций потребует от федеральных органов государственной власти разработки дополнительных подзаконных актов, распорядительной и методической документации для более детальной проработки процедур стратегического планирования на местах.
Ключевым достижением закона, по нашему мнению, является систематизация документов стратегического планирования (ст. 11 172-ФЗ). Так, например, в Республике Башкортостан, до принятия указанного закона стратегические рамки некоторых направлений государственной политики были установлены разрозненным набором документов, некоторые направления вовсе не имели стратегических планов.
В условиях усиления элементов стратегического планирования в деятельности органов государственной власти, что проявляется особенно четко на уровне органов государственной власти федерального уровня, также претерпевает изменения характер работы Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан. Осуществляется деятельность по разработке правовых основ деятельности органов власти по осуществлению стратегического планирования, обеспечению их взаимодействия в сфере составления и реализации стратегических планов и решений.
Задачи, решаемые в рамках одной программы межотраслевые, поэтому важным элементом государственных программ является межведомственное взаимодействие.
Прежде всего, рассмотрим уровни стратегической деятельности (стратегического планирования) в Республике Башкортостан относительно всей страны в целом, такое осуществление стратегического управления законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (табл.1).
Таблица 1
Уровни стратегической деятельности (стратегического планирования) вРеспублике Башкортостан
Уровень стратегического планирования |
Название документа |
I уровень — целеполагание |
Ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ. Стратегия социально-экономического развития РФ. Стратегия национальной безопасности РФ. |
II уровень — прогнозирование |
Прогноз научно-технологического развития РФ. Стратегический прогноз РФ. Прогноз социально-экономического развития РФ на долгосрочный период. Прогноз социально-экономического развития РФ на среднесрочный период. |
III уровень — планирование и программирование |
Основные направления деятельности Правительства РФ. Государственные программы РФ, в том числе государственная программа вооружения, федеральные целевые программы. Долгосрочная бюджетная стратегия РФ. Отраслевые документы стратегического планирования. Стратегия пространственного развития РФ. Стратегия социально-экономического развития макрорегиона. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности федерального органа исполнительной власти. Схема территориального планирования РФ. |
В Республике Башкортостан программно-целевое развитие в органах государственной власти обеспечивается с конца девяностых-начала двухтысячных годов в рамках разработки и реализации республиканских и ведомственных целевых программ. Многие программные документы носили локальный характер, были слабо взаимоувязаны между собой и с основным региональным стратегическим документом — Стратегией социально-экономического развития Республики Башкортостан. С 2011 года программно-целевое планирование осуществляется в долгосрочной перспективе с использованием долгосрочных целевых программ.
Первый перечень программных документов республики — перечень долгосрочных целевых программ — был утвержден в 2011 году распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 27 июня 2011 г. № 767-р. Он содержал на тот момент 28 программ, подлежащих разработке республиканскими органами исполнительной власти в 2011–2012 годах.
В 2012 году на смену данному перечню пришел новый (распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 21 июня 2012 г. № 787-р), содержащий уже 29 неструктурированных долгосрочных целевых программ, который был подвергнут корректировке в начале 2013 года (перечень был изложен в новой редакции).
В соответствии с новой редакцией статьи 179 Бюджетного кодекса РФ, устанавливающей правовые основания для формирования государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с 1 января 2014 года не вправе осуществлять реализацию долгосрочных целевых (муниципальных целевых) программ, независимо от даты их утверждения. Это потребовало разработать перечень уже государственных программ республики, который был утвержден распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 19 августа 2013 года № 1033-р.
В 2013 году все программные документы были проинвентаризированы. Часть из них была преобразована в новые государственные программы, часть объединены в одну, некоторые программы исключены из программного бюджета как малозначительные и не отнесенные к региональным приоритетам на среднесрочную перспективу.
Сегодня в статусе государственных программ действует 24 программы в области экономического и инфраструктурного развития, социальной политики и сферы государственного управления. Проекты четырех программ находятся в разработке. Реализация новых государственных программ начата в 2015 году.
В финансовом отношении действующие государственные программы образовали бюджет Республики Башкортостан на 1 января 2015 года в размере 100 755 777,4 тыс. рублей, что составляет 66,84 % «программности» республиканского бюджета.
Осуществление стратегических подходов в деятельности Государственного Собрания можно увидеть в его активной работе по формированию системы права РФ. Курултай сохраняет лидирующие позиции по количеству внесенных в Госдуму законопроектов и принятых законов. Так, по данным Автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности Госдумы Федерального Собрания РФ, на 11 января 2016 года Курултаем РБ пятого созыва (с сентября 2013 года) внесено в Госдуму 34 законопроекта, четыре обрели статус законов. Ряд законопроектов уже поддержаны в первом чтении, ожидается их скорое принятие [6].
За 2014–2015 гг. законотворческая деятельность Курултая была подвержена непосредственному влиянию многих событий, происходящих в мире, Российской Федерации и в Республике Башкортостан. При сравнительном анализе законов Республики Башкортостан, принятых за два с половиной года деятельности республиканского парламента пятого созыва, наблюдается тенденция увеличения степени законодательной урегулированности социально-экономических и общественно-политических отношений в Башкортостане.
В 2015 году республиканским парламентом приняты базовые законы о стратегическом планировании, промышленной политике, народных дружинах, 14 новых законов, регулирующих общественные отношения в сфере административно-территориального устройства, бюджетной и налоговой политики, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Парламентом республики выполнена большая работа по реализации Послания Главы Республики Башкортостан Р. З. Хамитова Государственному Собранию — Курултаю Республики Башкортостан на 2015 год, осуществленная в соответствии с планом мероприятий по законодательному обеспечению реализации Послания, в котором перед каждым парламентским комитетом были поставлены конкретные задачи. Так, Комитетом по государственному строительству, правопорядку и судебным вопросам подготовлен внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации антикоррупционный законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия коррупции», в котором устанавливаются ограничения, связанные с прохождением гражданской и муниципальной службы.
При этом в Республике Башкортостан существует группа проблем, связанных с переходом к программно-целевому принципу планирования бюджета. По этому направлению следует отметить работу в сфере перестроения процесса планирования бюджета субъектами Российской Федерации. Здесь следует упомянуть принятие Федерального закона от 28 июня 2014 года № 183-ФЗ, которым в ст. 179 и 184 Бюджетного кодекса РФ вносятся нормы, устанавливающие обязательность перехода на программный принцип составления бюджетов субъектов Российской Федерации.
В сферу ведения парламентского контроля указанным законом были введены в частности такие полномочия, как оценка эффективности использования средств федерального бюджета по соответствующим направлениям, а также вопросы достижения целевых показателей, утвержденных государственными программами Российской Федерации.
Осуществляется деятельность по разработке правовых основ деятельности органов власти по осуществлению стратегического планирования, обеспечению их взаимодействия в сфере составления и реализации стратегических планов и решений. Выполнена большая работа по реализации Послания Главы Республики Башкортостан Р. З. Хамитова Государственному Собранию — Курултаю Республики Башкортостан на 2015 год. Курултай сохраняет лидирующие позиции по количеству внесенных в Госдуму законопроектов и принятых законов. Наблюдается тенденция усиления законодательной урегулирования социально-экономических и общественно-политических отношений, приняты базовые законы о стратегическом планировании, промышленной политике, ряд новых законов, регулирующих общественные отношения в сфере административно-территориального устройства, бюджетной и налоговой политики, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.Реализация стратегических подходов в деятельности Государственного Собрания можно увидеть в его активной работе по формированию системы права Российской Федерации.
Литература:
- Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Рос. газ. — 2014. — 3 июля;
- Постановление Правительства РБ от 30.09.2009 N 370 «О Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2593-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года».
- Яруллин Р. Р. Реализация программно-целевого формирования бюджетов субъектов Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 215–221.
- Официальный информационный портал Государственного Собрания Курултай Республики Башкортостан [Электронный ресурс]: офиц.сайт — URL:http://www.gsrb.ru
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]: офиц.сайт — URL:http://www.gks.ru/