О некоторых аспектах правового регулирования политики Республики Марий Эл в сфере гармонизации межнациональных отношений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 27.03.2017

Статья просмотрена: 304 раза

Библиографическое описание:

Голованов, М. О. О некоторых аспектах правового регулирования политики Республики Марий Эл в сфере гармонизации межнациональных отношений / М. О. Голованов, А. А. Лаврушкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 397-401. — URL: https://moluch.ru/archive/146/41108/ (дата обращения: 16.12.2024).



Проблема взаимоотношений между нациями является поводом для дискуссий и исследований многих учёных как в нашей стране, так и за рубежом. В условиях глобализации она приобретает особенное значение. Политики и учёные пытаются найти оптимальную модель урегулирования отношения между нациями, так как это является залогом внутри- и внешнеполитической стабильности.

Игнорирование национальных интересов может привести к социальным конфликтам, а, следовательно, подорвать авторитет действующего правительства, да и в целом государства. Ярким историческим примером, подтверждающим неэффективность мер по реализации национальных интересов, служит деятельность Императрицы Екатерины II, которая после ликвидации Запорожской Сечи запретила традиционные промыслы для яицких казаков, что повлекло за собой массовые недовольства с их стороны, выразившиеся в крестьянской войне Емельяна Пугачёва.

В противоположность политики Екатерины Великой выступает национальная политика её полуторавекового предшественника Алексея Михайловича Романова, который после покорения всей Сибири не стал не только насильно переселять коренные народы, а, наоборот, сохранил традиционные промыслы, дабы не вызвать возмущения коренного населения. Разумные правители по мере возможности стараются учитывать национальные интересы. При этом вряд ли стоит насаждать культуру господствующей в стране нации, как это делал Александр III, чем вызвал только ненависть со стороны прибалтийских народов и последующее их отделение от Российской Империи в период её распада.

Взаимодействие между государством и различными населяющими его народностями носит очень сложный характер. Эта сфера социальных взаимоотношений является довольно чувствительной и тонкой, так как испортить соответствующие социальные связи достаточно легко, а восстановить, как правило, крайне проблематично, ибо память ущемления национальных интересов передаётся из поколения в поколение, а забыть те или иные формы дискриминации нередко практически невозможно. К сожалению, в современном мире присутствуют отдельные элементы ущемления прав разных этносов и даже рас, например, в США по-прежнему существует так называемая негласная дискриминация чернокожих граждан, которые возмущены подобным положением и нередко выражают свои недовольства далеко не мирным путем, что явно неприемлемо для цивилизованных стран, претендующих на мировое лидерство.

Говоря о взаимодействии государства с его многонациональным народом, стоит определиться с термином «национальная политика». Национальную политику, на наш взгляд, можно определить как систему мер, осуществляемых государством в сфере национальных отношений, направленных на учёт и защиту национальных интересов, а также на всестороннее развитие национальной идентичности.

Российская Федерация является многонациональным государством. В соответствии со ст. 3 Конституции РФ её многонациональный народ не только обладает суверенитетом, но и является единственным источником власти, а в ст. 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, действия которых направлены на разжигание национальной розни. Кроме того, ст. 26 этого же нормативного правового акта не обязывает граждан указывать свою национальную принадлежность, а лишь даёт им на это право, также как и право выбора и пользования родным и иными языками.

В нашей стране запрещена дискриминация по какому-либо признаку, в том числе и по национальному; в соответствии с п. 1 ст. 19 Конституции РФ «все равны перед законом и судом». Президент РФ В. В. Путин 28 сентября 2015 г., выступая на Генеральной ассамблее ООН, сказал: «Мы многонациональное общество, но мы единый народ» [8], подчеркивая тем самым, что, несмотря на национальный колорит, все народы России представляют собою единую общность, представители, которой равны между собой. О нормальном существовании и взаимодействии различных народов в Российской Федерации свидетельствуют не только факт отсутствия национальных столкновений, но и активное сотрудничество субъектов федерации друг с другом и с федеральной властью, причем не наблюдалось массового недовольства и коренного населения, например, крымских татар, и в молодой Республике Крым.

Стоит отметить, что все субъекты Российской Федерации независимо от того, по какому принципу они образованы, равны во взаимоотношениях с федеральной властью. Однако существует устаревший стереотип о том, что республики имеют некое привилегированное положение по сравнению с другими субъектами федерации. Полагаем, что это ошибочное мнение, что подтверждает, например, равное количество представителей от каждого субъекта в Совете Федерации Федерального Собрания РФ.

Не углубляясь в характеристику мероприятий национальной политики РФ, принципов и методов её осуществления, стоит отметить, что она носит исключительно миролюбивый характер и направлена не только на урегулирование каких-либо национальных конфликтов, которых в крупном масштабе, к счастью, давно не наблюдается, но и на всестороннее развитие национальной культуры каждого этноса. Особое внимание уделяется и коренным малочисленным народам (в частности, действует соответствующий Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» [1]), у представителей которых, среди прочих, есть право на замену военной службы альтернативной гражданской службой.

Основными субъектами национальной политики в Российской Федерации фактически являются региональные органы власти, причем в основном это власти республик в составе Российской Федерации. Национальные республики представляют собою национальные сообщества, которые играют важную роль в сохранении культурного многообразия страны и национальной идентичности отдельных этносов, интегрирующих между собой. Развитие национальной культуры, безусловно, обогащает общекультурный фонд страны в целом, способствует развитию взаимосвязей с родственными этносами в других государствах, например, взаимодействие финно-угорских народов, представители которых живут как в России, так и в странах Балтии (Эстония). Одним из таких центров национальной культуры финно-угров в Российской Федерации выступает и Республика Марий Эл.

Руководство Республики Марий Эл, понимая необходимость модернизации региона, развивает не только промышленность и инновации, о чем свидетельствуют, например, строительство новых жилищных комплексов, совершенствование производственных мощностей на имеющихся предприятиях и прочее, но и обеспечивает благоприятную среду для культурно-национального развития субъекта. Как известно, традиции и культура народа — это его память, поэтому в Республике Марий Эл проводятся различные мероприятия, направленные на сохранение и развитие национальной идентичности, создана соответствующая нормативная база для сохранения народной культуры. Перечислить их все невозможно, но основные события и ключевые программы развития (и нормативные акты, их закрепляющие) национально-культурной жизни Марий Эл достойны внимания и анализа.

Основой национально-культурной политики в Республике Марий Эл стали две государственные программы: «Культура Марий Эл на 2013–2020 годы» и «Государственная национальная политика в Республике Марий Эл на 2013–2020 годы».

В частности, последняя из них предполагает оказание содействия этнокультурным сообществам в реализации их права на этнокультурное (национально-культурное) самоопределение и развитие; сохранение и развитие форм сотрудничества между национальными общественными объединениями, национально-культурными автономиями в Республике Марий Эл и органами государственной власти Республики Марий Эл; создание условий для реализации проектов в области марийского языка, направленных на его развитие, расширение использования, улучшение качества его изучения; создание условий для реализации специализированных проектов и мероприятий по сохранению и популяризации народных календарно-обрядовых обычаев, традиций и праздников; создание условий для реализации проектов и мероприятий в области этнических культурных традиций и др. [6]. Все это свидетельствует о сохранении и развитии национально-культурной идентичности финно-угорских народов, одним из представителей которого выступают марийцы.

Реализация данной программы позволит модернизировать сеть государственных и муниципальных учреждений культуры, создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ, сохранить традиции и многообразие культур народов, проживающих в регионе и активизировать интеграцию Республики Марий Эл в мировой культурный процесс.

Следует отметить, что в рамках реализации республиканской адресной инвестиционной программы в 2001–2015 гг. введены в эксплуатацию 11 объектов культуры, среди них: Национальная художественная галерея, Марийский государственный театр оперы и балета имени Эрика Сапаева, и Республиканский театр кукол, Культурно-исторический комплекс «Царевококшайский Кремль», Республиканская детско-юношеская библиотека, Республиканский детский музейно-выставочный центр и др; проведена реконструкция Академического русского театра драмы имени Георгия Константинова; продолжается строительство нового здания Марийской государственной филармонии им. Я. Эшпая, реконструкция существующего здания, где располагается ТЮЗ под современный театр юного зрителя; в 2016 году начато строительство Дома культуры на 200 мест в пгт Юрино [7, c. 11]. Вышеназванные учреждения культуры призваны обеспечить преемственность культуры марийцев.

Реализация государственной национальной политики в Республике Марий Эл осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Конституцией Республики Марий Эл и республиканскими нормативными правовыми актами.

Прежде всего, конечно, стоит начать с Конституции Республики Марий Эл, в которой, помимо дублирования некоторых положений Конституции Российской Федерации в части запрета организаций, разжигающих межнациональную рознь, а также предоставлении права указывать свою национальную принадлежность, существует своя особенность, которая указывает непосредственно на национальный характер субъекта. Это проявляется в том, что государственными языками Республики Марий Эл наравне с русским признается марийский (горный, луговой), о чём гласит ст. 15 Конституции Республики Марий Эл.

Декларативные положения Конституции Республики Марий Эл получили дальнейшее развитие в Законе Республики Марий Эл от 31 мая 1994 г. № 85-III «О культуре», который признаёт равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры представителей всех проживающих в республике этнических общностей (ст. 6), учитывает этнические аспекты и имеет специальные разделы: «Права и свободы народов и иных этнических общностей в области культуры» (Раздел III) и «Национальное культурное достояние и культурное наследие народов Республики Марий Эл» (Раздел IV), содержащие статьи, гарантирующие покровительство республики в отношении малочисленных этнических общностей, обеспечивающие право на сохранение их самобытности, создание центров культуры, обществ и землячеств [4]. Нормы рассматриваемого закона в некоторых областях культуры имеют достаточно абстрактно-обобщённый характер, поэтому для проведения грамотной национальной политики необходимо было принять точечные нормативно-правовые акты, что и было сделано в Марий Эл.

Так, в целях развития государственных языков в Республике Марий Эл в 1995 г. был принят закон «О языках в Республике Марий Эл» [3]. В соответствии с положениями ст. 7 данного закона предусмотрены республиканские целевые программы, направленные на сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Марий Эл, что свидетельствует о повышенном внимании республиканских властей к национальному языку. В Марий Эл, исходя из положений ст. 11 вышеупомянутого закона, марийский и русский языки как государственные языки Республики Марий Эл изучаются во всех образовательных учебных заведениях Республики Марий Эл.

Провозглашение государственных языков республики предусматривает их развитие, о чём нам повествует содержание статьи 42 рассматриваемого нормативного акта, где предусмотрено создание условий для научных исследований языков и их диалектов в республике, а также диалектов марийского населения, проживающего за её пределами, что обуславливает сохранение и распространение языков финно-угорских народов за пределами их преимущественного проживания в каком-либо регионе нашей страны.

В свою очередь, исследование языка невозможно без конструктивного взаимодействия его представителей и соответствующей подготовки кадрового состава. Этот практико-ориентированный аспект предусмотрела статья 59 закона, где указано, что Республика Марий Эл на основании соглашений с другими республиками и областями оказывает содействие развитию марийского языка и культуры населения, проживающего в этих регионах, и принимает участие в подготовке национальных кадров, обеспечении учебной, художественной, научной и иной литературой, распространении газет и журналов, подготовке радиотелепрограмм; разрабатывает единую научно обоснованную программу развития языка в системе всего марийского этноса.

Очевидно, что для динамического развития языка, как показателя того, что марийцы являются составной частью народов финно-угорской группы, необходимо предусмотреть его использование в процессе образования. В соответствии с Законом Республики Марий Эл от 1 августа 2013 г. № 29-З «Об образовании в Республике Марий Эл» в Марий Эл гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

Республика Марий Эл обеспечивает создание условий для изучения и преподавания русского и марийского языков в государственных образовательных организациях Республики Марий Эл и муниципальных образовательных организациях, а в местах компактного проживания представителей иных национальностей — их родного языка. Право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, условий для их функционирования, а также подготовкой специалистов, осуществляющих образовательный процесс на языках народов, проживающих в Республике Марий Эл, и изданием комплекта учебников и учебных пособий [2].

Рассматривая нормативную базу национальной политики в Республике Марий Эл, нельзя не оставить без внимания Концепцию государственной национальной политики Республики Марий Эл от 2015 г., которая помимо задач, носящих декларативный характер, в главе 4 предусматривает конкретные механизмы их реализации. К ним относятся создание на государственном и муниципальном уровнях коллегиальных, совещательных органов (советы, рабочие группы), координирующие вопросы реализации государственной национальной политики Республики Марий Эл, направления национальной политики рассматриваются Правительственной комиссией по реализации Концепции государственной национальной политики Республики Марий Эл, значительные полномочия возложены на Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл [5].

Обширная нормативная база, регулирующая национальную политику, была бы бессмысленной без конкретных мероприятий национально-культурного характера, осуществляемых в Марий Эл. В республике активно проводятся различные фестивали, форумы, праздники, которые призваны подчеркнуть национальную идентичность народа.

Так, ежегодно в республике проводится Фестиваль искусств «Марийская осень». В программе фестиваля «Марийская осень» участвуют артисты и коллективы Приволжского Федерального Округа; направленность фестиваля — классические, народные коллективы, артисты эстрады; концерты проходят в самых крупных концертных залах г. Йошкар-Олы. Незабываемым событием в 2016 г. являлся шоу-концерт Оркестра народных инструментов «Марий кундем» с участием ансамбля гусляров РЦИДОД «Чинчывий», который во всей красе отразил хореографическое, вокальное и актерское богатство марийского народа и собрал множество гостей со всей России.

23–24 мая 2016 года в г. Йошкар-Оле на базе Марийского государственного университета состоялся III Международный финно-угорский студенческий форум «Богатство финно-угорских народов», который проходит в этом городе третий раз подряд.

Всего в форуме приняло участие 235 студентов, магистрантов и аспирантов, представлявших 26 организаций высшего и среднего профессионального образования и их филиалов из 11 субъектов Российской Федерации, в которых преимущественно проживают представители финно-угорских народов, также были гости из-за рубежа (Финляндии, Венгрии, Германии, Чехии). Проведение форума в современных условиях имеет важное значение, ибо в современных условиях как никогда важно сохранить ту этническую самобытность финно-угорских народов, чтобы не раствориться в массовой культуре нынешнего поколения.

Данный форум ориентирован прежде всего на молодёжь, так как она более всего открыта к общению и восприятию всего нового, готова развивать новые инновационные проекты. Молодёжная финно-угорская наука является связующим звеном между поколениями учёных и площадкой для выработки концепции стабильного развития финно-угорского сообщества. Организаторы форума высказываются за его проведение и в 2017 г. [9].

Примечательно, что с 17 октября по 10 ноября 2016 г. в городе Йошкар-Оле проходил третий Республиканский молодёжный фестиваль национальных культур, который собрал молодёжь различных национальностей как с разных концов России, так и из ближнего зарубежья. В рамках этого мероприятия был создан этно-городок для учащихся школ и ссузов, которые имели возможность познакомиться с народными играми и танцами. Для них прошли мастер-классы по изготовлению сувениров, основанных на традиционных промыслах финно-угров. Например, они приготовили своими руками марийские куклы, плели пояса.

Что касается национальных праздников, то наиболее примечательным из них, который непосредственной связан с марийским народом, является национальный праздник под названием «Марийские гулянья». Гулянья организуются как по религиозным, так и по светским праздникам. Если раньше гулянья собирались в деревенских избах, выкупленных молодёжью у одиноких вдов, женщин, старушек, то теперь местом для гуляний зимой являются дома культуры, клубы, а летом — просто улица.

В сельских населённых пунктах марийцы в национальных костюмах выходят на улицу, чтобы отметить начало или окончание сельскохозяйственных работ, религиозные праздники. Во многих деревнях созданы ансамбли, которые выступают перед населением с плясками и песнями. Вечером и пожилые, и молодёжь выходят на улицу, ходят по ней, знакомясь с прибывшими из других деревень. В разных местах деревни слышны звуки гармошек и весёлых и грустных песен. Люди заходят в гости друг к другу. Зачастую гулянье продолжается всю ночь [9]. Подобное кажется нереальным в веке компьютерных технологий, но, тем не менее, данный факт имеет место быть, что не может не вызвать восторг перед данью национальным традициям финно-угорских народов.

Таким образом, можно смело утверждать, что в Республике Марий Эл уделяется пристальное внимание развитию национальной культуры, создана необходимая для этого законодательная база, поэтому она может выступать в качестве показательного субъекта в Российской Федерации, в котором культура коренного этноса сохранила свои идентичные черты.

Литература:

1. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.04.1999 № 2-ФЗ: (с изм. и доп.). — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Об образовании в Республике Марий Эл [Электронный ресурс]: закон Республики Марий Эл от 01.08.2013 № 29-З: (с изм. и доп.). — Доступ из справ.-правовой системы «Кодекс».

3. О языках в Республике Марий Эл: закон Республики Марий Эл от 26.10.1995 № 290-III: (с изм. и доп.). — Доступ из справ.-правовой системы «Кодекс».

4. О культуре: закон Республики Марий Эл от 31.05.1994 № 85-III: (с изм. и доп.). — Доступ из справ.-правовой системы «Кодекс».

5. О Концепции государственной национальной политики Республики Марий Эл: указ Главы Республики Марий Эл от 08.05.2015 № 113: (с изм. и доп.). — Доступ из справ.-правовой системы «Кодекс».

6. О государственной программе Республики Марий Эл «Государственная национальная политика Республики Марий Эл на 2013–2020 годы»: постановление Правительства Республики Марий Эл от 08.10.2012 № 387: (с изм. и доп.). — Доступ из справ.-правовой системы «Кодекс».

7. Актанаев В. И. Стратегия развития культуры в Республике Марий Эл / В. И. Актанаев // Духовная сфера общества. — 2016. — № 16. — С. 9–16.

8. Выступление Президента РФ В. Путина на Генеральной ассамблее ООН 28.09.2015 [Электронный ресурс] // Российская газета: [офиц. сайт]. — [М., 2017]. — Режим доступа: https://rg.ru/2017/03/21/putin-oon-vistuplenie.html.

9. Официальный сайт Этнокультурного интернет-журнала «Арслан» [Электронный ресурс]: Электрон. дан. и прогр. — 2017. — Режим доступа: http://mari-arslan.ru/node/1691, свободный. — Загл. с экрана. — Дата обращения: 22.03.2017.

Основные термины (генерируются автоматически): Республика Марий Эл, Российская Федерация, III, национальная политика, государственная национальная политика, Мария Эл, народ, Йошкар-Ола, национальная идентичность, национальная культура.


Похожие статьи

К вопросам о кодексе этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Республики Крым в переходный период

Состояние и правовое регулирование транспортной безопасности в Российской Федерации, роль органов прокуратуры в данной сфере

О повышении эффективности государственного управления территориальным планированием в Российской Федерации

К вопросу об урегулировании взаимодействия органов внутренних дел и органов местного самоуправления в сфере обеспечения охраны общественного порядка

Теоретико-правовые основы гармонизации законодательства Украины с законодательством Европейского Союза в сфере легализации субъектов предпринимательской деятельности

Пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ в условиях глобализации экономики

Актуальные проблемы управления и направления развития системы социальной защиты населения в Ростовской области

Актуальные вопросы правового положения иностранных граждан и регулирования миграционных процессов в государственной политике

Нормативно-правовое регулирование антропогенной нагрузки на окружающую среду в Карачаево-Черкесии

Развитие правового регулирования защиты чести и достоинства личности в Российской Федерации

Похожие статьи

К вопросам о кодексе этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Республики Крым в переходный период

Состояние и правовое регулирование транспортной безопасности в Российской Федерации, роль органов прокуратуры в данной сфере

О повышении эффективности государственного управления территориальным планированием в Российской Федерации

К вопросу об урегулировании взаимодействия органов внутренних дел и органов местного самоуправления в сфере обеспечения охраны общественного порядка

Теоретико-правовые основы гармонизации законодательства Украины с законодательством Европейского Союза в сфере легализации субъектов предпринимательской деятельности

Пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ в условиях глобализации экономики

Актуальные проблемы управления и направления развития системы социальной защиты населения в Ростовской области

Актуальные вопросы правового положения иностранных граждан и регулирования миграционных процессов в государственной политике

Нормативно-правовое регулирование антропогенной нагрузки на окружающую среду в Карачаево-Черкесии

Развитие правового регулирования защиты чести и достоинства личности в Российской Федерации

Задать вопрос