К вопросу об урегулировании взаимодействия органов внутренних дел и органов местного самоуправления в сфере обеспечения охраны общественного порядка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (414) май 2022 г.

Дата публикации: 13.05.2022

Статья просмотрена: 288 раз

Библиографическое описание:

Мазуро, В. А. К вопросу об урегулировании взаимодействия органов внутренних дел и органов местного самоуправления в сфере обеспечения охраны общественного порядка / В. А. Мазуро. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 272-273. — URL: https://moluch.ru/archive/414/91430/ (дата обращения: 16.12.2024).



Согласно статье 10 Федерального закона № 3 ФЗ «О полиции» взаимодействие полиции с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами — один из основополагающих принципов деятельности полиции. Реализация данного принципа в повседневной деятельности способствует совершенствованию законодательства, укреплению правопорядка и общественной безопасности, соблюдению законности в деятельности органов внутренних дел.

В Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации установлено, что МВД России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями. Соответствующая норма предусмотрена Типовым положением о территориальном орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, которое определяет, что территориальный орган осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, расположенными на территории субъекта Российской Федерации, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, а также с общественными объединениями и организациями.

Как показывает практика, основное взаимодействие подразделений полиции с органами местного самоуправления осуществляется в сфере охраны общественного порядка.

Несмотря на то, что законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» осуществление охраны общественного порядка исключено из компетенции органов местного самоуправления, наиболее широко взаимодействие территориальных органов МВД России на районном уровне с органами местного самоуправления муниципальных образований осуществляется именно по данному направлению.

Согласно действующему Федеральному закону от 6 октября 2013 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к компетенции органов местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка относится:

— оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин;

— организация охраны общественного порядка на территории муниципального района, городского округа муниципальной милицией;

— предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке муниципального образования сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции.

Основное взаимодействие в сфере охраны общественного порядка осуществляется по линии оказания поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка. Фактически добровольная деятельность представителей гражданского общества по охране общественного порядка ограничивается профилактикой нарушений и их выявлением. Правовой основой данной деятельности является Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка». При этом, несмотря на обязанность дружинников пресекать правонарушения, реальная возможность пресечения правонарушения, без применения мер государственного принуждения, зачастую отсутствует. Данная деятельность граждан должна осуществляться в тесном взаимодействии с органами внутренних дел, расположенными в пределах территорий муниципальных образований, что будет способствовать реальной защите прав, свобод и законных интересов граждан, проживающих в данных муниципальных образованиях. Ведомственными нормативно-правовыми актами МВД России на должностных лиц органов внутренних дел возложены обязанности по организации взаимодействия должностных лиц органов внутренних дел с общественными объединениями граждан правоохранительной направленности. На уровне органов местного самоуправления порядок данного взаимодействия определяется совместным решением общественного объединения граждан правоохранительной направленности и органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Еще одним важным аспектом взаимодействия органов внутренних дел и органов местного самоуправления является обеспечение охраны общественного порядка при проведении на территории муниципальных образований мероприятий с массовым пребыванием граждан.

При этом механизм взаимодействия при проведении мероприятий органы местного самоуправления и орган внутренних дел, расположенный на территории муниципального образования, вырабатывают самостоятельно, с учетом имеющегося опыта. Нормативно-правовой акт, регламентирующий взаимодействие по данному вопросу, отсутствует. Не регламентирован информационный обмен о характере, сроках и порядке проведения массовых мероприятий, планируемом количестве участников.

Принятие единого для органов внутренних дел и органов местного самоуправления нормативно-правового акта, регулирующего организационное взаимодействие, позволило бы более эффективно использовать потенциал граждан, органов местного самоуправления и органов внутренних дел в охране общественного порядка и обеспечения безопасности граждан Российской Федерации.

Как подчеркнул в своем Заключении от 16 марта 2020 года № 1-З Конституционный Суд Российской Федерации, единство системы публичной власти, имплицитно следующей из конституционных положений, понимается как функциональное единство, что не исключает организационного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления для наиболее эффективного решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения, в интересах населения муниципальных образований, не свидетельствует о вхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти и не лишает их конституционно закрепленной самостоятельности.

Литература:

  1. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020] URL:http://www. consultant.ru (дата обращения 02.05.2022).
  2. Российская Федерация. Законы. О полиции: Федеральный закон № 3-ФЗ [принят Государственной думой 11 января 2011г.: одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011г.] URL:http://www. consultant.ru (дата обращения 11.04.2022).
  3. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон № 131-ФЗ: [принят Государственной думой 16 сентября 2003г.: одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003г.] URL:http://www. consultant.ru (дата обращения 11.04.2022).
  4. Российская Федерация. Законы. Об участии граждан в охране общественного порядка: Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ [принят Государственной думой 21 марта 2014г.: одобрен Советом Федерации 26 марта 2014г.] URL:http://www. consultant.ru (дата обращения 16.04.2022).
  5. Заключение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.03.2020 № 1-З.: О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации.: URL:http://www. consultant.ru (дата обращения 04.05.2022).
  6. Алексеева, Л. А. Взаимодействие органов внутренних дел с органами местного самоуправления / Л. А. Алексеева. — Текст: непосредственный // Муниципальная служба: правовые вопросы. — 2019. — № 1. — С. 21–23.
  7. Ястребов Конституционный принцип социальной защиты лиц, участвующих в обеспечении конституционного правопорядка в России / Ястребов. — Текст: непосредственный // Современное право. — 2019. — № 5. — С. 15–19.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, общественный порядок, Российская Федерация, орган, дело, сфера охраны, государственная власть, исполнительная власть, муниципальное образование, нормативно-правовой акт.


Похожие статьи

Эффективные механизмы взаимодействия институтов гражданского общества с органами исполнительной государственной власти в решении вопросов охраны труда

О проблеме определения процессуального положения органов опеки и попечительства в гражданском судопроизводстве

О некоторых аспектах правового регулирования политики Республики Марий Эл в сфере гармонизации межнациональных отношений

К вопросу о принципах международного сотрудничества и взаимодействия государств в сфере уголовного судопроизводства

Некоторые правовые аспекты организации управления в области труда и социальной защиты населения

Актуальные проблемы правового регулирования государственной гражданской службы в органах внутренних дел

К вопросам о кодексе этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Республики Крым в переходный период

Взаимодействие норм административного и гражданского законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения

Взаимодействие представительных органов местного самоуправления и органов внешнего муниципального финансового контроля: вопросы правовой теории и практики

Отдельные аспекты обеспечения информационной безопасности деятельности органов местного самоуправления

Похожие статьи

Эффективные механизмы взаимодействия институтов гражданского общества с органами исполнительной государственной власти в решении вопросов охраны труда

О проблеме определения процессуального положения органов опеки и попечительства в гражданском судопроизводстве

О некоторых аспектах правового регулирования политики Республики Марий Эл в сфере гармонизации межнациональных отношений

К вопросу о принципах международного сотрудничества и взаимодействия государств в сфере уголовного судопроизводства

Некоторые правовые аспекты организации управления в области труда и социальной защиты населения

Актуальные проблемы правового регулирования государственной гражданской службы в органах внутренних дел

К вопросам о кодексе этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Республики Крым в переходный период

Взаимодействие норм административного и гражданского законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения

Взаимодействие представительных органов местного самоуправления и органов внешнего муниципального финансового контроля: вопросы правовой теории и практики

Отдельные аспекты обеспечения информационной безопасности деятельности органов местного самоуправления

Задать вопрос