Одним из источников угроз для обеспечения безопасности на современном этапе является деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, которая направлена на подрыв нормального функционирования органов государственной власти, в том числе органов внутренних дел.
Анализ сложившейся обстановки показывает, что объекты органов внутренних дел Российской Федерации остаются в числе объектов повышенной террористической опасности. В целях нарушения функционирования органов внутренних дел, устрашения населения, представители террористических организаций, группировок или отдельные лица совершают террористические акты на объектах территориальных органов МВД России. При этом подобные террористические акты отличают серьезная подготовка, повышенная опасность, а также тяжкие последствия в виде человеческих жертв и материального ущерба (г. Нальчик Кабардино-Балкарской Республики — 2005 г., г. Липецк — 2013 г., г. Красноярск — 2013 г., станица Серноводская Сунженского района Чеченской Республики — 2013 г., село Новоселицкое Новоселицкий район Ставропольского края — 2016 г.).
В аналитических документах МВД России, одними из причин случившегося названы отсутствие на объектах, подвергшихся нападению, специальных планов, с расчетами сил и средств, а при их наличии — формализм при их разработке, недостаточный уровень подготовленности руководящего состава и сотрудников дежурных служб к действиям при нападении, а также слабая инженерно-техническая укрепленность объектов ОВД.
В связи с этим, обеспечение антитеррористической защищенности объектов органов внутренних дел, повышение их инженерно-технической укрепленности является одним из приоритетных направлений в деятельности МВД России.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) — состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
К основным целям антитеррористической защищенности объектов ОВД целесообразно отнести:
1) обеспечение их защиты;
2) выявление, устранение и недопущение причин и условий, способствующих совершению террористических актов на них;
3) обеспечение готовности руководящего состава и сотрудников к действиям по предупреждению, предотвращению и пресечению террористических актов на объектах территориальных органов МВД России.
В то же время основными задачами обеспечения антитеррористической защищенности объектов органов внутренних дел являются:
1) дальнейшее совершенствование нормативного правового регулирования данного направления деятельности;
2) определение наиболее вероятных угроз, их предупреждение и минимизация;
3) приведение инженерно-технической укрепленности объектов территориальных органов МВД России в соответствие с требованиям нормативных правовых актов;
4) подготовка руководящего состава и сотрудников к действиям при нападении (угрозе нападения) в ходе учебно-практических мероприятий;
5) постоянный контроль за обеспечением антитеррористической защищенности объектов органов внутренних дел.
В современных условиях повышенное внимание при обеспечении антитеррористической защищенности объектов территориальных органов МВД России, необходимо уделить комплексу инженерно-технических мероприятий, выполняемых заблаговременно по приведению объекта органа внутренних дел в соответствие с требованиями приказа МВД России от 31 декабря 2014 № 1152 «Об обеспечении безопасности объектов органов внутренних дел Российской Федерации от преступных посягательств».
Речь идет о сооружениях и конструкциях, которые препятствуют или затрудняют проникновение (приближение) на объект (ограждение периметра, ворота и входные группы, средства принудительной остановки транспорта), средства досмотра граждан и транспорта, системы видеонаблюдения.
При отражении нападения на объекты органов внутренних дел необходимо активно применять специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с Федеральным законом «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ.
Кроме этого, успешное решение задач по обеспечению антитеррористической защищенности объектов территориальных органов МВД России и при необходимости организации их охраны и обороны при нападении (угрозе нападения) зависит от грамотной организации управления силами и средствами органа внутренних дел, ее устойчивости и скрытности, умелых и слаженных действий личного состава, которые отрабатываются в ходе учебно-практических мероприятий.
Имеющийся практический опыт по обеспечению безопасности объектов органов внутренних дел, как в режиме повседневной деятельности, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций показывает, что грамотно организованная система охраны и обороны позволяет органам внутренних дел успешно решать возложенные на них задачи по обеспечению антитеррористической безопасности собственных объектов.
Вместе с тем имеются и проблемные вопросы, среди которых можно выделить следующие:
- Организация антитеррористической защищенности небольших объектов органов внутренних дел, таких как участковые пункты полиции, территориальные пункты и отделения полиции, которые зачастую находятся в жилых домах или плотной городской застройке. В своей штатной численности они не имеют комендантских подразделений, должностей постовых для обеспечения пропускного режима и досмотровых мероприятий, тем не менее обязаны обеспечить доступ граждан и иных лиц, желающих обратиться в орган внутренних дел с заявлением или сообщением.
- Организация антитеррористической защищенности объектов органов внутренних дел, не имеющих дежурных служб и систем видеонаблюдения, пропускной режим в которых осуществляется посредством общения через домофон.
- Инженерно-техническая укрепленность не всех объектов территориальных органов МВД России полностью соответствует требованиям приказа МВД России от 31 декабря 2014 г. № 1152 «Об обеспечении безопасности объектов органов внутренних дел Российской Федерации от преступных посягательств».
- Результаты инспекторских и контрольных проверок, целевых выездов в территориальные органы внутренних дел и их подчиненные подразделения показывают, что руководящий состав и сотрудники не всегда уверено знают порядок действий и умеют действовать при нападении (угрозе) нападения.
- Недостаточная бдительность сотрудников дежурных служб территориальных органов МВД России по обеспечению пропускного режима, проведению досмотровых мероприятий и контролю за прилегающей территорий. Учебные тренировки, проводимые сотрудниками подразделений собственной безопасности, показывают, что факты проноса муляжей взрывных устройств на объекты органов внутренних дел по-прежнему возможны.
В условиях имеющихся лимитов штатной численности органов внутренних дел и ограниченных лимитов бюджетных обязательств решение проблемных вопросов видится следующими путями:
- Проведение анализа необходимых к проведению первоочередных инженерно-технических мероприятий по усилению антитеррористической защищенности объектов, не требующих проведение работ, связанных с проведением капитального ремонта или требующих значительных финансовых затрат.
- Обеспечение объектов территориальных органов внутренних дел средствами видеонаблюдения и досмотра в зависимости от степени террористической угрозы.
- Обучение руководящего состава и сотрудников действиям, связанным с отражением нападения (угрозы нападения) на объекты органов внутренних дел в ходе проведения учебно-практических мероприятий, исключающее формальный подход к их проведению.
- Практика проведения внезапных проверок объектов территориальных органов внутренних дел МВД России на предмет бдительности сотрудников дежурных служб (комендантских подразделений) при осуществлении пропускного и досмотрового режимов, контроля за прилегающей территорией.