Анализ состояния терроризма за последние четыре года показывает, что тенденции в развитии криминальной ситуации в Российской Федерации изменились, но оперативная ситуация остается довольно сложной и напряженной.
На протяжении всего своего исторического развития терроризм претерпел несколько трансформаций, превратившись из персонифицированного орудия, направленного на уничтожение конкретной личности, в орудие уничтожения многих с целью вызвать страх и посеять панику.
В отличие от прошлых своих форм, современный терроризм детерминирован совершенно иными условиями, а по масштабу и арсеналу используемых средств в корне отличается от своего доглобалистского прототипа [1].
В Российской Федерации заложена определенная организационно-правовая основа противодействия терроризму, которая соответствует существующим международным стандартам в рассматриваемой области. Будучи участником всех универсальных конвенций антитеррористической направленности, наша страна успешно справляется с главной своей задачей — криминализировать деяния, рассматриваемые в качестве преступных в данных конвенциях.
Существующая система отечественного законодательства, которая отражает непосредственно правовую стратегию противодействия терроризму и экстремизму, главным образом обладает достаточно полным кругом правовых норм, позволяющих эффективно осуществлять борьбу с терроризмом и экстремизмом и их профилактику.
Но, стоит отметить, что существующий потенциал правовых мер противодействия экстремизму не всегда полностью используется из-за отсутствия эффективных правоохранительных органов, в том числе в связи с существующими пробелами в законодательном регулировании этого вопроса, что требует дальнейшего совершенствования правовой базы с учетом зарубежного опыта в законодательном регулировании противодействия терроризму.
Следовательно, борьба с терроризмом требует создание всеобъемлющей комплексной программы, которая предусматривала бы, в первую очередь, стратегии борьбы с терроризмом. В предложенной программе должны быть прописаны все функции всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации, в том числе учтены все механизмы взаимодействия, включая не только политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, специальный аспекты, но и все то, что принято называть борьбой «всем миром» [2].
Отслеживая аналитические материалы, можно выделить несколько регионов Российской Федерации, в которых проблема терроризма является острой. Чаще всего преступления террористического характера совершаются в Северо-Кавказском федеральном округе, Республике Дагестан и Чеченской Республике, поскольку в этих регионах преобладают идеи радикального исламизма и нерешенных социальных и экономических проблем (безработица, низкий уровень жизни, широкое распространение вооруженной подготовки среди населения).
Появление и распространение терроризма на территории Российской Федерации обусловлено историческими предпосылками и связано с экономическими, социальными, политическими, межэтническими противоречиями.
Чтобы создать эффективную систему предотвращения терроризма в Российской Федерации, необходимо рассмотреть основные детерминанты участия молодежи в террористической деятельности:
1) основными местами для подбора молодежи являются интернет-сообщества, социальные сети;
2) ухудшение качества образования и напряженность вследствие социального неравенства создают благоприятные условия для вовлечения подростков в террористические организации;
3) в настоящее время идет процесс активизации культурной и творческой деятельности, однако современная молодежь остается наедине со своими собственными приемами, что приводит к процессу девальвации культурных, моральных и моральных ценностей;
4) набор предрасполагающих черт личности и социальных условий, которые могут повлиять на выбор человека. Подростки, как правило, всеми силами стремятся доказать, что они уже взрослые. Для возраста от 16 до 20 лет характерны беспричинные перепады настроения, желание быть узнаваемым. Подростки активно пытаются защитить свои права и моральные ценности, на фоне которых возникают конфликты как в семье, так и в учебных заведениях;
5) наличие радикальных групп, пропагандирующих свою идеологию среди подростков, поскольку эта возрастная категория наиболее подвержена влиянию.
Таким образом, при проведении профилактической работы в этом направлении необходимо принимать меры по нейтрализации всех причин, способствующих вовлечению молодежи в террористическую деятельность.
Не последнюю роль в распространении терроризма в России играет неконтролируемая миграция. В прошлом году была утверждена новая Концепция государственной миграционной политики. В его реализации задействовано 22 министерства и ведомства.
Организация Объединенных Наций играет важную роль в противодействии терроризму международного плана.
Общее предотвращение терроризма также связано с определенным образовательным воздействием на молодое поколение, которое в большей степени подвержено влиянию старших.
Необходимо провести эффективную внутреннюю политику в Российской Федерации, направленную на обучение студентов образовательных организаций всех уровней. Например, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации в Санкт-Петербурге и Ленинградской области проводят дополнительные занятия в учебных заведениях, раскрывающие криминальную сущность идеологии терроризма.
Содержание этих разговоров может включать информацию о том, какие террористические организации в настоящее время действуют на территории Российской Федерации, какие методы они используют для привлечения граждан в свои ряды, какие признаки могут указывать на надвигающийся террористический акт и т. д.
Считается, что основной комплекс мер по противодействию терроризму и его предупреждению возложен на МВД России, поскольку этот федеральный орган исполнительной власти и его территориальные подразделения выполняют функции по предупреждению преступлений и борьбе с ними.
Основными подразделениями ОВД России по взаимодействию с гражданами являются:
− патрульная полиция;
− служба участковых полицейских;
− подразделения по делам несовершеннолетних.
Роль сложных сил, в состав которых входят подразделения дорожно-патрульной службы ГИБДД, также велика. Это подразделение непосредственно осуществляет охрану общественного порядка и общественной безопасности (безопасность дорожного движения) путем патрулирования района, остановки и, возможно, задержания граждан, которые могут быть причастны к преступной деятельности (включая террористическую деятельность), а также проверки личных и служебных транспортных средств.
Отдельно стоит упомянуть полицейские службы, которые осуществляют охрану метро в разных городах. Метро, являющееся местом скопления людей и важным элементом городской инфраструктуры, является важной целью для террористических актов, поскольку эти преступления приведут не только к запугиванию граждан, но и к нарушению инфраструктуры.
Литература:
- Макуев Р. X. Терроризм в условиях глобализации // Государство и право. — 2007. — № 3. — С. 43–49.
- Предупреждение преступлений террористической направленности // studbooks.net. URL: https://studbooks.net/878112/pravo/preduprezhdenie_prestupleniy_terroristicheskoy_napravlennosti (дата обращения: 15.12.2019).