Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Механизмы защиты студента

9. Педагогика высшей профессиональной школы
04.12.2013
956
Поделиться
Библиографическое описание
Кузнецова, Л. С. Механизмы защиты студента / Л. С. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 180-182. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4646/.

Обучение специалистов любой деятельности сопряжено с овладением, знаниями о различных сторонах жизненных проблем, которые требуют постоянного решения. Уже в процессе обучения у студентов возникают проблемы, которым он либо активно сопротивляется, либо ищет способы защиты от них, поэтому проблема психологической защиты уже в процессе обучения позволяет в дальнейшей практической деятельности урегулировать собственное состояние на основе тех знаний, которые были получены в вузе.

Анализ литературных источников, касающихся становления проблематики психологической защиты, позволяет выделить несколько причин сложности и противоречивости определения статуса этого явления.

Исследования показывают, что студенты не всегда успешно овладевают знаниями не потому, что получили слабую подготовку в школе, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее времядля самостоятельной подготовки. Приученные к ежедневной опеке и контролю в школе, некоторые первокурсники не умеют принимать элементарные решения. У них недостаточно воспитано трудолюбие к самообразованию и самовоспитанию.

Известно, что методы обучения в вузе резко отличаются от школьных, так как в средней школе учебный процесс построен так, что он все время побуждает ученика к занятиям, заставляет его работать регулярно, иначе очень быстро появится масса двоек. В иную обстановку попадает вчерашний школьник, переступив порог вуза. Нередко возникает мнение о кажущейся легкости обучения в вузе. Формируется уверенность возможности все наверстать и освоить перед сессией, возникает беспечное отношения к учебе. Многие студенты на первых порах обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы, они не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли. Адаптация студентов к учебному процессу (по данным изучения регуляторной функции психики) заканчивается в конце 2-го — начале 3-го учебного семестра. Одной из главных причин, затрудняющих адаптацию к условиям обучения в институте, свыше 50 % опрошенных назвали недостаток времени для самостоятельной работы при подготовке домашних заданий. В связи с этим почти 25 % студентов приходят на занятия неподготовленными.

В результате проведенного С. М. Мадорской (1980) конкретно-социологического анализа было установлено, что подавляющее большинство студентов (особенно младшие курсы) испытывают комплекс трудностей (социальные, психологические, социально-психологические и бытовые), обуславливающих негативные переживания и отрицательно сказывающихся на ходе процесса адаптации в период обучения в вузе [2].

В исследовании В. И. Карандашева (1994) акцентируется внимание на проблемах, возникающих у студентов в связи с изменением меры самостоятельности которая в вузе значительно выше, чем в школе. По данным автора, высокую стрессогенность для студентов (как «двоечников», так и «хорошистов») имеет и экзаменационная сессия, при этом, если у первых преобладают стрессы, связанные с неудачами и неожиданностями, то для вторых более характерны стрессы интеллектуального характера.

В исследовании Р. Р. Блажиса содержатся указания на высокую выраженность состояния психического дискомфорта у студентов, проявляющегося в главных сферах отношений — познавательной, эмоциональной, поведенческой. Анализируя экспериментальные данные, выделяет следующие факторы состояния психического дискомфорта у студентов: фактор пассивной неудовлетворенности; фактор внешней зависимости; фактор эгоцентризма; фактор тревожности.

Дискомфортные состояния студентов разрешаются с помощью различных способов, стратегий. Доминирующей стратегией психологической защиты в общении с партнерами у студентов на первом месте выступает стратегия агрессии, на втором месте у студентов выступает стратегия миролюбия, которая предполагает партнерство и сотрудничество, умение идти на компромиссы, делать уступки и быть податливым, на последнем месте в результате исследования оказалась стратегия избегание, которая основана на экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов. В студенческом возрасте закономерности развития опосредованы противоречиями социального порядка, возникшими в связи с поступлением в вуз. В самом общем виде эти проблемы можно разбить на две группы: актуальные проблемы — составляют проблемы, связанные с осознанием субъектом ситуации собственного развития сюда относятся: затруднения в существовании, развитии, самоопределении; нарушения в системе отношений; нарушения самооценки, деятельности, поведения; изменения личностных особенностей и психического состояния.

Другая группа проблем Вторую группу составляют глубинные проблемы особенностей личности и сознания, которые, препятствуя адекватному отражению действительности, нарушают гармонию индивида и среды и снижают, таким образом, способность субъекта к изменению объективной ситуации и себя, достижению цели, к самоактуализации.

Востребованность психологической поддержки в рамках деятельности психологической службы вуза выражается в повышении «вовлеченности» студентов в работу по осуществлению научно-исследовательской деятельности; в снижении конфликтности в образовательном процессе; в росте удовлетворенности общением в коммуникативных и тренинговых группах, общей тенденции снижения проблем, связанных с адаптацией студентов.

Анализ научной литературы в комплексе с данными, полученными в экспериментальной части, позволили установить связь проблемы психологической защиты с вопросами адаптации, активности и развития личности и наметить пути дальнейшего изучения проблемы.

Психологическая защита личности рассматривается как поведение (осознанного и неосознанного), способствующее устранению психологического дискомфорта и тем самым повышающее устойчивость личности к деструктивным факторам жизнеосуществления. Одним из основных психологических противоречий этого возраста является противоречие между дальнейшим развитием механизма и обострением потребности к обособлению, а также ряд противоречий социального и педагогического характера, в процессе разрешения которых происходит становление личности студента. Противоречие между сущностью нового социального статуса личности и связанным с этим возрастанием потребностей (физических, экономических, духовных) и реальными условиями жизни, характеризующимися жестким лимитом времени и материальных средств. Противоречие между стремлением к самостоятельности и опекой старшего поколения. Противоречия дидактические — между стремлением студентов к самостоятельности в отборе содержания, форм и методов обучения и требованиями вуза. Противоречие между количеством и качеством поступаемой информации и невозможностью ее адекватной переработки в силу лимита времени, отсутствия опыта и недостаточной сформированности смысловой сферы.

Анализ результатов исследования позволил условно разделить психологические проблемы студентов на две группы: актуальные и глубинные. Первые связаны с осознанием субъектом элементов ситуации собственного развития, вторые проблемы связаны с особенностями личности и сознания, препятствующими адекватному отражению действительности, что снижает способность субъекта к конструктивному изменению объективной ситуации и себя.

Категория психологической защиты относится в современной психологии к разряду давно и прочно утвердившихся. За этим и аналогичными определениями стоит представление об индивидуально-психологической природе явления психологической защиты и ее механизмов, рожденное еще в рамках психоанализа З. Фрейда [3].

Среди факторов развития личности обучение — один из самых значимых и определяющих, поскольку оно является единственным способом получения образования. Именно в обучении происходит зарождение и развитие основных психических и личностных новообразований, приобретение опыта осуществления учебной, познавательной, исследовательской и профессиональной деятельности. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности. Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. По этой причине период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении. Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которого строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным.

Результаты проведенного нами исследования позволили сформулировать следующие выводы: сопротивляемость личности к деструктивным факторам жизнеосуществления обеспечивается функционированием психологической защиты, которая представляет собой регулятивную систему, действующую в ситуации внутреннего или внешнего конфликта; психологическая защита является условием развития личности, поскольку обеспечивает ее адаптацию; возможности оптимизации самозащитных усилий личности связаны с конструированием развивающей среды, в наибольшей мере способствующей реализации личностного потенциала; психологическая поддержка студентов в образовательном процессе вуза выступает фактором повышения их сопротивляемости к деструктивным влияниям.

Таким образом, в результате проведенного нами исследования раскрыто теоретическое обоснование и экспериментально подтвержден личностноразвивающий потенциал психологической защиты.

Литература:

1.                  Васильев Г. Х., Березовин Н. А. Психолого-педагогические основы адаптации студентов первых курсов // Современная высшая школа. — 1980. — № 1. — С.67–73.

2.                  Мадорская С. М. Проблема социальной адаптации студентов к учебному процессу. Дисс. канд. философских наук. — Минск., 1986.

3.                  Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. — М., 1923.

4.                  Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я« // З. Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. — М., 1992. С.256–324.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный