Способы популяризации науки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 30.05.2021

Статья просмотрена: 3126 раз

Библиографическое описание:

Иванова, В. К. Способы популяризации науки / В. К. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 509-511. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81780/ (дата обращения: 16.11.2024).



Первые попытки популяризации научных знаний происходили уже в XVII веке, а основной расцвет пришелся на XIX век, когда стало появляться все больше авторов научно-популярных трудов. Одними из ярких примеров являются работы Мэри Сомерсвиль, такие как «Небесная механика» и «Взаимосвязь физических наук». [4]

В XX веке был разработан новый подход к популяризации: массовая аудитория не только потребляет знания, но и принимает участие в принятии решений, определении дальнейших целей развития науки.

В современном мире необходимость популяризировать научные знания для широкой аудитории остается высокой. Популяризация подразумевает под собой адаптацию научного знания для массовой аудитории, не знакомой с определенной областью науки и, соответственно, служит просвещению населения.

Что происходит, если не популяризировать науку в обществе? При полном отсутствии или недостаточном уровне популяризации науки снижается общая научная грамотность общества, что приводит к появлению большего количества лженаук.

Выведем основные принципы популяризации:

  1. Занимательность — несмотря на форму, в которой научное знание будет популяризоваться, его «потребление» должно быть увлекательным, интересным для читателя или зрителя.
  2. Иллюстративность — подкрепить текст примерами и иллюстрациями — верный способ как привлечь внимание аудитории, так и более успешно донести до нее смысл.
  3. Доступность — как уже было упомянуто ранее, научно-популярный текст рассчитан на аудиторию, не знакомую с данной областью науки. Соответственно, язык изложения должен соответствовать адресату, быть ему понятным.
  4. Диалогизация — научно-популярный стиль, хоть и являясь подстилем научного, отличается от него высокой степенью интимизации отношений с аудиторией (обращение на «ты» и т. д.).
  5. Опора на научное знание — не следование этому принципу может приводить к неприятным последствиям: искажение научного текста, на котором основан текст научно-популярный, может создать научный миф.

По словарю Ожегова, «способ — действие или система действий, применяемые при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь». [3] При популяризации научного текста изменения происходят на всех уровнях языка.

Научно-популярный стиль речи отличает:

  1. Чередование смысловых типов речи.
  2. Использование риторических тропов и фигур речи.
  3. Наделение заголовка информативной и рекламной функцией.

Широко используются эллипсис, риторические вопросы, междометия, рифмование, аллитерация и так далее («Love animals?», «Scream for ice cream!»).

Ярким примером многогранности способов популяризации науки является количество способов объяснения понятия в научно-популярном тексте. Некоторые из них приведены ниже:

  1. Объяснение через демонстрацию предмета или явления.
  2. Объяснение понятия при помощи указания его характеристик, интересных признаков: «Sun — the big ball of fire”».
  3. Приведение образно-символических аналогий: «цепь — совместные одиночества».
  4. Раскрытие первоначального или буквального значения слова, его этимологии: «амбулатория — заимствовано в XIX в. из немецкого, в котором Ambulatorium образовано от лат. ambulare — «ходить»; в отличие от больницы, это лечебное заведение предназначено для больных, которые приходят, чтобы получить свои лечебные процедуры и затем уйти домой». [2]
  5. Использование уточняющих слов: “…might have liquid water (as well as ice or water vapour)”.
  6. Приведение словарных толкований: «магистраль — широкая и прямая городская улица». [3]

Таким образом, мы видим, что хороший научно-популярный контент должен, во-первых, привлекать внимание потребителя, во-вторых, быть легко и занимательно изложен. Выстраивание доверительных отношений с потребителем данного рода контента также крайне важно.

В поддержку лексическо-стилевых элементов для популяризации научного знания необходимо использовать также иллюстративный материал, как вербальный, так и невербальный. Использование графиков и фотографий, рисунков, диаграмм и тому подобного облегчает восприятие информации и способствует лучшему ее запоминанию.

Согласно К. А. Кирилину, «наиболее выгодная стратегия по популяризации науки состоит в использовании множества взаимодополняющих и гибридных форматов». [1]

В самом деле, в настоящее время, помимо привычных издавна научно-популярных книг и журналов, существует множество новых форматов, реализующих популяризацию научного знания. Например, к таким форматам можно отнести YouTube-каналы на научно-популярную тематику. Видео на таких каналах могут быть предназначены как для взрослой аудитории, так и для школьников или совсем маленьких зрителей.

Обычно такие видео включают в себя яркий, увлекательный визуальный ряд, а текст излагается согласно принципам популяризации научного текста: в простой, занимательной форме, иногда — в формате риторического диалога со зрителем.

Не менее интересным форматом является и использование музыкальных произведений. В данном случае это могут быть:

  1. Песенки на научную тематику (изложенные простым языком) для детей;
  2. Специально написанные песни о каком-либо событии или явлении, часто с долей юмора;
  3. Излагающие научное знание в увлекательном формате каверы на общеизвестные произведения.

Таким образом, мы видим, что популяризация может применяться на множестве медиа-площадок и в множестве форм. При том, что существуют основные принципы популяризации, невозможно вывести формулу универсальных способов, которые работали бы одинаково для каждого формата. В зависимости от формы передачи научно-популярного знания способы будут разниться, однако цель все так же остается одна: заинтересовать наукой и поднять уровень эрудированности населения.

Литература:

  1. Кирилин К.А (2018) Формы и методы популяризации науки в российских СМИ // Мир науки, культуры и образования. № 4 С. 439–441
  2. Крылов Г. А. Этимологический словарь русского языка [электронный ресурс]. — СПб.: Полиграфуслуги, 2005. URL: https://lexicography.online/etymology/krylov/ %D0 %B0/ %D0 %B0 %D0 %BC %D0 %B1 %D1 %83 %D0 %BB %D0 %B0 %D1 %82 %D0 %BE %D1 %80 %D0 %B8 %D1 %8F (Дата обращения: 24.12.2020)
  3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1997. — 944 с.
  4. Meadow J. Impact of science on society. Science popularization: its history, triumphs and pitfalls / UNESCO. Paris: UNESCO/Taylor & Francis, 1986. p. 337–414
  5. YouTube // official website. URL: https://www.youtube.com/ (дата обращения: 27.05.2021)
Основные термины (генерируются автоматически): научное знание, массовая аудитория, научно-популярный текст, научный текст, область науки, основной принцип популяризации, популяризация.


Задать вопрос