Жанры научно-познавательных фильмов и телепередач | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (257) май 2019 г.

Дата публикации: 11.05.2019

Статья просмотрена: 3928 раз

Библиографическое описание:

Минаева, О. О. Жанры научно-познавательных фильмов и телепередач / О. О. Минаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 339-340. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58860/ (дата обращения: 23.12.2024).



Ключевые слова: научно-познавательный фильм, жанры.

Сегодня жанровое разнообразие фильмов и программ, популяризирующих науку, необычайно велико. Однако все они отвечают главной цели научно-познавательного кинематографа — «формированию у зрителей научной картины мира, научного мировоззрения» [1].

Один из наиболее традиционных жанров — фильм-лекция. Лекция в данном случае определяет форму изложения подаваемого материала.

На отечественном телевидении фильм-лекцию сегодня можно встретить крайне редко. Зарубежные телеканалы довольно часто обращаются к такому виду научно-популярных программ, создавая интересный познавательный текст, сопровождающий «картинку».

Еще один жанр научно-популярного телевидения — беседа. Беседа может происходить в телестудии или научной лаборатории как между двумя или тремя учеными, заинтересованными в решении какой-либо проблемы, так и в наиболее актуальной и востребованной форме — беседа между ученым (учеными) и журналистом.

В отличие от фильмов-лекций передачи, построенные в форме беседы, имеют более свободную композиционную структуру и менее насыщены чисто научной информацией. Помимо этого, в беседе может не быть четкой логики рассуждений, и доминирует имитация живого разговора. Примером такого жанра служит передача «Истории из будущего» с Михаилом Ковальчуком.

Фильм-эссе структурно похож на фильм-беседу, однако отличие состоит в большей композиционной свободе [2]. Отличительной жанрообразующей чертой эссе как для текстовых, так и для телевизионных произведений, является выбор любой, даже самой незначительной темы для повествования. Однако предмет разговора как правило знаком и понятен для широкой аудитории зрителей. Таков цикл передач «Эволюция вещей» (канал «Москва-24»), «Красота скрытого» (канал «Культура») и др.

Еще одна популярная разновидность научно-познавательных программ — фильм-исследование. На основе этого жанра возникли такие передачи, как «Хочу верить» с Борисом Корчевниковым, проект Первого канала «Хочу знать с Михаилом Ширвиндтом». Главный жанрообразующий признак — исследование какого-либо вопроса. Зритель вместе с журналистом–популяризатором проводит расследование в той или иной научной сфере прямо по ходу программы.

Этот жанр породил фильмы-гипотезы, которые пользуются большой популярностью, поскольку все хочется участвовать в разгадке какой-нибудь тайны. К фильмам-гипотезам можно отнести такие телевизионные фильмы как «Великая тайна воды», «Плесень», «Мясо», «История всероссийского обмана», «Обвиняется Чарльз Дарвин» и другие. Проблема всех этих фильмов в том, что в них, наряду с проверенными фактами и научными заключениями под видом гипотез выдвигаются зачастую откровенно псевдонаучные знания.

К развлекательному жанру научно-популярной передачи можно отнести викторину — ответы на вопросы в форме игры. Однако создание такой передачи совсем не простое дело: она имеет сложную композиционную структуру, большую роль играет импровизация и игровые элементы, использование кинофрагментов, театральных и музыкальных номеров, а также иногда задания от зрителей.

Несмотря на то, что данный жанр имеет игровую форму, он открывает широкие возможности для пропаганды научных знаний и расширения кругозора зрителей. Преимуществом такой программы является то, что такая вопросно-ответная форма проведения передачи пробуждает у зрителей некую азартность проверить свои знания или активность, любознательность. Пожалуй, центральной передачей на отечественном телевидении этого жанра является передача «Что? Где? Когда?», которая возникла еще в 1975 году.

Фильм-размышлениеодин из наиболее трудных жанров научно-познавательных фильмов. Его отличительной чертой является передача или имитирование процесса мышления. Этот жанр близок к фильму-исследованию, потому что без мыслей нет исследования и наоборот. Но разница все же существенна. В фильме-размышлении авторы рассматривают какое-либо явление с разных сторон, выискивают и сопоставляют различные факты, высказывают свое мнение в результате чего получается практически полная картина с различными точками зрения на проблему. Такими были фильмы Сергея Образцова «Удивительное рядом» и «Кому нужен этот Васька». В этих картинах автор размышляет о моральных и нравственных проблемах, о истинных и мнимых ценностях, поднимает вопросы этики и эстетики, заставляя зрителя задуматься.

Еще один жанр — фильм-наблюдение. Его использование чаще всего можно встретить в фильмах о животных, когда авторы пытаются запечатлеть поведенческие особенности в условиях естественной среды обитания. С появлением новой техники для съемки сегодня сделать это намного проще, чем раньше: размеры камеры намного уменьшились и маскировать их стало значительно проще, появилась возможность дистанционного управления.

В отдельный жанр можно выделить фильм-прогноз. В этих фильмах и передачах можно видеть представления о возможном будущем: о последствиях действий человека и явлений природы, о последствиях развитии науки и техники. Однако такие картины снимают преимущественно в США. Например, в фильме «Жизнь после людей», снятого для показа на канале History Channel, различные исследователи рассуждают о том, что будет после исчезновения человеческой цивилизации, а точнее то, что станет с инфраструктурой, если все люди исчезнут. В фильме выступают представители различных профессий и представляют свое видение ситуации. Тем не менее такие фильмы относятся к научной фантастике, так как это лишь догадка о том, как может случиться, а не научные факты.

К отдельному жанру научно-познавательного фильма/телепрограммы можно отнести фильм-эксперимент, если основное место экранного повествования занимает процесс постановки научный опыта, доказывающего ту или иную выдвигаемую гипотезу. Зритель вместе с автором проходит все этапы проводимого эксперимента: процесс подготовки, осуществления и завершения, в результате чего зритель делает для себя выводы, исходя из сказанного и увиденного на экране, которые в конце программы подтверждаются ученым. Сегодня эксперимент чаще используется как дополнительный элемент в сложносоставной программе, состоящей из различных жанров.

Мы рассмотрели основные жанры научно-популярных фильмов/телепрограмм.

Форма передачи зависит прежде всего от ее содержания и нацеленности на определенную аудиторию. Избираемый авторами жанр лишь помогает лучше донести до зрителей то, что они хотят сказать зрителю.

Сегодня очень редко можно встретить передачу, сделанную с использованием одного жанра, чаще передачи и фильмы представляют собой сложную структуру, где для демонстрации каждой основной мысли используется свой отдельный метод подачи материала. Таким образом такая конвергенция, слияние нескольких жанров воедино, помогают автору программы создать уникальный и оригинальный проект или даже создать новый жанр.

Литература:

  1. Егоров В. В. Телевидение: теория и практика. М.: МНЭПУ, 1992. С. 158.
  2. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. Телевизионная журналистика. Глава 8. Жанры телевизионной журналистики.
Основные термины (генерируются автоматически): жанр, фильм, зритель, автор, научно-познавательный фильм, отдельный жанр, отечественное телевидение, передача.


Ключевые слова

жанры, научно-познавательный фильм

Похожие статьи

Особенности языка и стиля научно-популярных передач в интернет-СМИ

В статье автор анализирует особенности языка и стиля в научно-популярных передачах, распространенных в сети Интернет.

Познавательные умения младших школьников

В статье автор исследует психологические аспекты познавательных умений младших школьников.

Роль и место художественных и научно-популярных фильмов на уроках истории в современной школе

В статье автор пытается обозначить важность применения кинолент в рамках уроков истории, определить место и роль в учебном процессе, найти недостатки и достоинства кинофильмов, как источников исторической информации.

Телевизионные СМИ для детей и подростков на отечественном телевидении

В статье рассмотрены детские и подростковые каналы на отечественном телевидении и освещена проблема нехватки молодежных просветительских программ на федеральных каналах.

Педагогическое сопровождение развития познавательного интереса у дошкольников

Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса у дошкольников в условиях современных требований ФГОС ДО.

Особенности организации музыкально-развлекательной программы для подростков

В статье раскрывается сущность подростковой целевой аудитории и особенности организации музыкально-развлекательных программ для данной целевой аудитории.

Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме социального развития детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр.

Роль видеофильмов в организации учебного процесса на кафедре патологической физиологии ТюмГМУ

В статье автор изучает пользу применения видеоматериалов для изучения предмета патологической физиологии.

Актуальные проблемы лингвистического исследования на уроках русского языка

В статье рассматриваются вопросы одного из актуальных видов речевой деятельности школьников на уроках русского языка — рассуждение на лингвистические темы.

Роль фольклорной сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

В статье рассмотрены основные направления работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклорных сказок. В статье отражены результаты экспериментальной работы по проблеме исследования; представлены основные направлен...

Похожие статьи

Особенности языка и стиля научно-популярных передач в интернет-СМИ

В статье автор анализирует особенности языка и стиля в научно-популярных передачах, распространенных в сети Интернет.

Познавательные умения младших школьников

В статье автор исследует психологические аспекты познавательных умений младших школьников.

Роль и место художественных и научно-популярных фильмов на уроках истории в современной школе

В статье автор пытается обозначить важность применения кинолент в рамках уроков истории, определить место и роль в учебном процессе, найти недостатки и достоинства кинофильмов, как источников исторической информации.

Телевизионные СМИ для детей и подростков на отечественном телевидении

В статье рассмотрены детские и подростковые каналы на отечественном телевидении и освещена проблема нехватки молодежных просветительских программ на федеральных каналах.

Педагогическое сопровождение развития познавательного интереса у дошкольников

Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса у дошкольников в условиях современных требований ФГОС ДО.

Особенности организации музыкально-развлекательной программы для подростков

В статье раскрывается сущность подростковой целевой аудитории и особенности организации музыкально-развлекательных программ для данной целевой аудитории.

Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме социального развития детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр.

Роль видеофильмов в организации учебного процесса на кафедре патологической физиологии ТюмГМУ

В статье автор изучает пользу применения видеоматериалов для изучения предмета патологической физиологии.

Актуальные проблемы лингвистического исследования на уроках русского языка

В статье рассматриваются вопросы одного из актуальных видов речевой деятельности школьников на уроках русского языка — рассуждение на лингвистические темы.

Роль фольклорной сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

В статье рассмотрены основные направления работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклорных сказок. В статье отражены результаты экспериментальной работы по проблеме исследования; представлены основные направлен...

Задать вопрос