Глобализация жанра документалистики. От возникновения и до наших дней | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 18.11.2018

Статья просмотрена: 1380 раз

Библиографическое описание:

Арзамасова, Ю. О. Глобализация жанра документалистики. От возникновения и до наших дней / Ю. О. Арзамасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 427-429. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53842/ (дата обращения: 16.11.2024).



Актуальностью данной темы является то, что за период существования документальных СМИ, этот жанр прошёл множество этапов формирования: от документального кино — до продукта журналистского творчества, от неигрового кино — к игровому, от сугубо публицистического жанра — до экранной драматургии. Теледокументалистика является одним из самых востребованных жанров современных СМИ, и в своей работе я хочу показать особенность этого феномена массовой коммуникации.

Ключевые слова: документальных СМИ, формирование, документальное кино, теледокументалистика, феномен, массовые коммуникации.

Документалистика оставила свой первый и главный след в кинематографе, именно в данном жанре снимали реальных людей в реальном окружении реального мира. Именно неигровое кино считается прародителем всего кинематографа. Именно документальное кино дало старт фантазии человека, который, в свою очередь, смог создать множество жанров, связанных не только с кинематографом, но и с другими направлениями на телевидении.

Документальное кино является одним из самых сложных жанров, не все режиссеры берутся за съемки неигрового кино, но в то же время оно является одним из наиболее востребованных и популярных. Не прошло и века, как и формат теледокументалистики стал одним из наиболее востребованных, и считается вершиной мастерства телевизионного журналиста. В XXI веке теледокументалистика является одним из ключевых жанров в СМИ.

Но, не всегда так было, именно в период перестройки для теледокументалистики наступила новая эпоха, которая в корни сменила свой формат. После почти 10-летнего перерыва, в начале 21 века документальная журналистика вернула себе позицию одного из самых главных телевизионных продуктов. Документалистика является лидирующим жанром на телевидение, уступая только новостям, развлекательным программам, кинофильмам и сериалам. Документалистика существует во многих форматах телевидения, её совмещают с новостями, передачами и кино. В данной работе я хочу изучить и провести научный анализ развития документалистики не только как единичного жанра, но и в роли жанра, который сосуществовал и будет сосуществовать с другими форматами СМИ.

Актуальностью данной темы является то, что за период существования документальных СМИ, этот жанр прошёл множество этапов формирования: от документального кино — до продукта журналистского творчества, от неигрового кино — к игровому, от сугубо публицистического жанра — до экранной драматургии. Теледокументалистика является одним из самых востребованных жанров современных СМИ.

Неигровое кино может быть различных жанров: событийная хроника, кинолетопись (съемки, создаваемые не для оперативных новостных журналов, а для истории), кинофиксация для специальных целей (научные съемки, милицейские протоколы, видеонаблюдение), авторская журналистика, наконец — искусство. Последние два вида, в свою очередь, подразделяются на многие жанры: кинорепортаж, киноочерки, киноисследование, социальная кинопублицистика, кинодневник, кинопутешествие, фильм-портрет, кинопроза, кинодрама, киномелодрама, кинокомедия, кинопоэзия, кинотрагедия... Использовать все документальные жанры невозможно: они мутируют, видоизменяются, то и дело возникают новые, экспериментальные. При скрещении игрового и неигрового кино или различных жанров кино документального, или при скрещивании жанров кинематографических с литературными и музыкальными, появляются новые, ещё неизвестные.

Неигровое кино началось именно с прибытия поезда на станцию Ла Сиота. Это первая документальная картина братьев Люмьеров, которая была снята в 1929 году, через столько лет изменились, и вокзалы, и поезда, и люди... вот только гениальным в этом фильме была именно жизнь, её подлинность, её неповторимость!

Через много лет, когда документальное кино обозначит себя не только инструментом для хроникальной фиксации фактов из жизни, но и самостоятельным видом киноформата, среди его мастеров станет популярной фраза: «Жизнь талантливее, чем я». Фильм навсегда останется вечным и то, что было снято на камеру, изменить никто не сможет. Намного позже Андрей Тарковский скажет, что этот фильм является гениальным и все, что связано с документалистикой начнёт свою жизнь в новом, более усовершенствованном формате.

Однако, изначально одним из главных достоинств неигрового кинематографа считали в возможности показать зрителю то, что сам он увидеть бы не смог.. Кинематографистов всегда привлекали экзотика и всё, что являлось сенсацией. Также, людям была интересна: этнография, пожары, стихийные бедствия, военные действия, жизнь царствующих особ, технические новинки вроде полетов авиаторов на самолетах и дирижаблях, все, что способно привлечь зрителя к киноэкрану. Операторы совершали путешествия по всему миру в поисках захватывающих сюжетов и историй, чем часто подвергали свою жизнь смертельному риску. Зачастую операторы, режиссёры, тележурналисты и вся съёмочная группа, стояли перед выбором: человек или профессионал, снять сюжет или спасти человека, запечатлеть кадр и поддаться огромному риску или сохранить себе жизнь и лишиться материала. Выбор всегда стоял за человеком и на его решение никто не мог повлиять.

Документальное кино не является самым масштабным по производству кинохроники, не приносит своим создателям громкой славы и денег, многие режиссёры документалисты ушли из жизни в забвении и нищете, но это не означает, что они не оставили свой след в огромном мире киноискусства. Многие создатели величайших картин постигли свою часть славы уже после смерти и их кинокартины по праву можно считать эталоном для современной документалистики. Неигровое кино может быть очень разным и нести в себе разный подтекст и пропагандистский, и политический, и спекулятивно-сенсационным, и исполненным подлинного трагизма, и комедийным, и поэтически-философским. Для каждого создателя кто его избрал своей профессией возможности здесь самые широкие. Дело лишь в масштабе таланта режиссёра и его этнического чувства художника.

В современном мире для того, чтобы раскрыть свой талант существует множество возможностей, для того чтобы показать миру новый формат документальной съёмки нужна только ваша фантазия. Именно благодаря современности мир узнаёт всё больше исторических и научных фактов, которые превращаются в циклы документальных передач, в художественное кино, в новые новостные сюжеты. Сегодня жанр документалистики представляет собой множество его разновидностей. Документальное кино успешно транслируется на экранах телевизора, а также внедряется в просторы интернета, где приобретает новые форматы: от документального расследования, до юмористических роликов.

Ещё понадобиться немало лет, чтобы жанр документалистики был первым в списке лидеров, но мир не стоит на месте и уже сегодня этот жанр с успехом покоряет телевизионные форматы и мир интернета.

В XXI веке, многие создатели опираются на работы прошлого века, где и зарождалась документальная хроника. Различие картин заключается лишь в том, что в наши дни режиссёры научились играть с жанрами, совмещая художественное кино с документальным, развлекательный жанр передачи с научно-документальным. Время помогает отточить все навыки документалистов и подарить миру множество шедевров, которые помогают нам раскрыть тайны прошлого или узнать много нового о мире сегодняшнем.

Литература:

  1. Майкл Рабигер. «Режиссура документального кино»
  2. Лейда Д. «Фильмы из фильмов». М, 1966
  3. Франк Г. «Карта Птолемея». М., 1974
  4. Зара Абдуллаева. «Постдок. Игровое/неигровое»
  5. Беляев И. «Спектакль без актера» М., 1982
  6. Пажитнова Л. «Кадр... и вся жизнь». М., 1988
  7. Голдовская М. «Женщина с киноаппаратом». М. 2002
  8. Сергей Медынский. «Мастерство оператора-документалиста»
Основные термины (генерируются автоматически): кино, жанр, жизнь, жанр документалистики, журналистское творчество, множество этапов формирования, период существования, публицистический жанр, СМИ, экранная драматургия.


Похожие статьи

Структурно-тематические особенности документальных фильмов на современном отечественном телевидении

Актуальность работы обусловлена тем, что документальное кино на современном отечественном телевидении активно развивается, появляются новые формы подачи информации, создаётся множество кинокартин и проектов. Теледокументалистика остается показательны...

Историческая журналистика как способ реализации просветительской функции на современном российском телевидении

В статье анализируется историческая журналистика как один из способов реализации просветительской функции отечественного телевидения. Историческое направление на протяжении долгого времени существует в журналистике, и уже обособилось в категорию спец...

Концепции средств массовой информации на примере муниципальной радиостанции "Север-FM"

В ХХI веке увеличивается роль местных СМИ в общественной и политической жизни страны. В связи с этим возрастает актуальность исследований, посвященных специфике и истории региональных медиа. Региональные СМИ информируют аудиторию о событиях локальног...

Дизайн рекламы в контексте конструирования визуального кода культуры современного общества

В статье рассматривается понятие «Дизайн рекламы» как сосредоточение двух кардинально противоположных по аксиологическому аспекту деятельностей (коммерция и эстетика). Дается четкая характеристика понятия «Дизайн рекламы» как элемента системы визуаль...

Психоанализ как основа методологии изучения литературы

Психоанализ как метод исследования художественной литературы лишь относительно недавно появился в поле зрения литературоведов, вызвав ряд критических и оценочных (как положительных, так и отрицательных) характеристик. Поскольку психоаналитический мет...

Влияние мультимедийных технологий на современную периодическую печать

Настоящая статья касается одной из самых спорных на сегодняшний день категорий СМИ — периодики. В силу того, что в прессу, как и в общество постепенно интегрируются новые технологии, это неизбежно сказывается на работе журналистике в целом. В данном ...

Ценностные аспекты иноязычной культуры как фактор развития туристской индустрии

В статье авторы рассматривают вопросы ценностных ориентиров в современном мире. Актуальность статьи выражается в проблематике сохранности и преемственности ценностей на протяжении всего времени развития человеческого общества. Авторы отмечают градаци...

Аудиовизуальный перевод: понятие, функции и специфика

Аудиовизуальный перевод (АВП) — это процесс адаптации иностранных аудиовизуальных произведений, таких как фильмы, сериалы, документальные фильмы и видеоигры, для зрителей другой страны или культуры. Этот процесс включает в себя несколько этапов, начи...

Влияние информационных технологий на лексический состав французского языка

В данной статье рассматривается проблема развития и пополнения лексического состава французского языка за счет влияния информационных технологий. Особое внимание уделено способам возникновения новой лексики в сети Интернет. В статье исследуются харак...

История развития музыкальной психологии донаучного периода

Статья посвящена истории развития музыкальной психологии донаучного периода. Рассмотрено отражение эмоциональной сферы человека средствами музыки, что имеет давнюю традицию, истоки которой восходят начал философии искусства. История развития музыкаль...

Похожие статьи

Структурно-тематические особенности документальных фильмов на современном отечественном телевидении

Актуальность работы обусловлена тем, что документальное кино на современном отечественном телевидении активно развивается, появляются новые формы подачи информации, создаётся множество кинокартин и проектов. Теледокументалистика остается показательны...

Историческая журналистика как способ реализации просветительской функции на современном российском телевидении

В статье анализируется историческая журналистика как один из способов реализации просветительской функции отечественного телевидения. Историческое направление на протяжении долгого времени существует в журналистике, и уже обособилось в категорию спец...

Концепции средств массовой информации на примере муниципальной радиостанции "Север-FM"

В ХХI веке увеличивается роль местных СМИ в общественной и политической жизни страны. В связи с этим возрастает актуальность исследований, посвященных специфике и истории региональных медиа. Региональные СМИ информируют аудиторию о событиях локальног...

Дизайн рекламы в контексте конструирования визуального кода культуры современного общества

В статье рассматривается понятие «Дизайн рекламы» как сосредоточение двух кардинально противоположных по аксиологическому аспекту деятельностей (коммерция и эстетика). Дается четкая характеристика понятия «Дизайн рекламы» как элемента системы визуаль...

Психоанализ как основа методологии изучения литературы

Психоанализ как метод исследования художественной литературы лишь относительно недавно появился в поле зрения литературоведов, вызвав ряд критических и оценочных (как положительных, так и отрицательных) характеристик. Поскольку психоаналитический мет...

Влияние мультимедийных технологий на современную периодическую печать

Настоящая статья касается одной из самых спорных на сегодняшний день категорий СМИ — периодики. В силу того, что в прессу, как и в общество постепенно интегрируются новые технологии, это неизбежно сказывается на работе журналистике в целом. В данном ...

Ценностные аспекты иноязычной культуры как фактор развития туристской индустрии

В статье авторы рассматривают вопросы ценностных ориентиров в современном мире. Актуальность статьи выражается в проблематике сохранности и преемственности ценностей на протяжении всего времени развития человеческого общества. Авторы отмечают градаци...

Аудиовизуальный перевод: понятие, функции и специфика

Аудиовизуальный перевод (АВП) — это процесс адаптации иностранных аудиовизуальных произведений, таких как фильмы, сериалы, документальные фильмы и видеоигры, для зрителей другой страны или культуры. Этот процесс включает в себя несколько этапов, начи...

Влияние информационных технологий на лексический состав французского языка

В данной статье рассматривается проблема развития и пополнения лексического состава французского языка за счет влияния информационных технологий. Особое внимание уделено способам возникновения новой лексики в сети Интернет. В статье исследуются харак...

История развития музыкальной психологии донаучного периода

Статья посвящена истории развития музыкальной психологии донаучного периода. Рассмотрено отражение эмоциональной сферы человека средствами музыки, что имеет давнюю традицию, истоки которой восходят начал философии искусства. История развития музыкаль...

Задать вопрос