Жанры современной экранной трэвел-журналистики
Автор: Долгова Любовь Владимировна
Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ
Опубликовано в
Дата публикации: 06.03.2019
Статья просмотрена: 1456 раз
Библиографическое описание:
Долгова, Л. В. Жанры современной экранной трэвел-журналистики / Л. В. Долгова. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика в современном обществе : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 24-28. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/325/14894/ (дата обращения: 19.11.2024).
Ключевые слова: трэвел-журналистика, телевидение, жанры.
В настоящее время трэвел-программа как одно из ярких проявлений трэвел-журналистики представляет собой совокупность жанров и форм. Изначально географические передачи были связаны с документальными научными фильмами, путевыми очерками и образовательными фильмами-лекциями. Возникнув однажды из жанра путевых заметок и очерков, эта отрасль телепродукции продолжила быстро развиваться и подстраиваться под меняющиеся процессы в обществе. Глобализация, дигитализация, коммерциализация, конвергенция СМИ подтолкнули журналистов к поискам новых тем материалов, жанров и форматов их подачи.
Исследователь Показаньева И. В. выделяет трэвел-программы как отдельный современный телевизионный жанр, отмечая, что они сочетают в себе элементы документального фильма, образовательной программы, развлекательного ток-шоу с участием ведущего, реалити-шоу, сериала и рекламного ролика [1]. Мы будем полагать, что жанровая специфика современных трэвел-передач состоит в том, что они представляют собой жанровый гибрид.
Возникновение телевидения привнесло новый вид тревел-продукции — студийную передачу, по форме соответствующую журналу.
Киножурнал — распространенная в прошлом форма экранной продукции, несомненно, представляющая собой самостоятельный жанр, при которой произведение составляется из коротких игровых, документальных или мультипликационных сюжетов с насыщенной драматургической или информационной композицией [2]. Ярким примером журнального типа можно считать «Клуб путешественников». Это первая телепрограмма в истории советского телевидения, посвященная популяризации туризма и путешествиям. Она выходила на экраны с 1960 по 2003 год, занесена в «Книгу рекордов Гиннеса», как старейшая программа на российском телевидении. Студия «Клуба путешественников» была местом встреч с гостями передачи, а посему была просто необходима, кроме того, время диктовало свои правила, СССР было закрытым государством, так что у журналистов просто не было возможности вести репортажи с мест события.
Современная трэвел-журналистика отказывается от студийного формата, отдавая предпочтение наличию ведущего в кадре на месте события «здесь и сейчас». Так, в программе «Их нравы» за ведущим сохраняется место в студии, но выпуски сопровождаются серией репортажей корреспондентов с места описываемых событий, а ведущий уже просто дает подводки-отводки к данным сюжетам.
Исследователь Н. Баландинский, изучая существующие и существовавшие на российском ТВ программы, освещающие географические, культурологические, этнографические путешествия по разным странам, определяет их в общую категорию «географических» форматов. К этому формату он относит такие программы, как «Непутевые заметки». Так, он отмечает, что «Непутёвые заметки» были по форме некими «путешествиями дилетанта», и это подкупало зрителя. Другое дело, что со временем передача приобрела столь ярко выраженный рекламный характер, что в профессиональной среде созданный Дмитрием Крыловым формат был назван «крыловщиной». Бесконечный и навязчивый показ фешенебельных отелей, ресторанов, круизных теплоходов создаёт несколько искажённое представление о стране и способах путешествовать [3].
Большинство современных трэвел-программ в том или ином роде содержат в себе элементы репортажа. Трэвел-репортаж можно отнести к тематическому виду репортажа. Роль репортера в тематическом трэвел-репортаже в превращении всей полученной информации в популярную и увлекательную. Как считает автор книги «Реальный репортер», Соколов-Митрич Д. В., работу репортера в данном случае отличает нестандартный взгляд на происходящие события, а также умение подмечать в нем интересные подробности [4]. — Для трэвел-репортажа требуется сценарная подготовка, а также определение ключевых моментов действия и самого сюжета. Ярким примером программы о путешествиях, основанной на жанре репортаж, можно считать программу «В поисках приключений».
«В поисках приключений» — телевизионная трэвел-программа с ведущим Михаилом Кожуховым, который в 2004 году удостоился за этот проект премии ТЭФИ в номинации «Лучший телеведущий». Съемки программы проходили с 2002 по 2006 году, было отснято более ста выпусков. Ведущий программы Михаил Кожухов путешествует по разным странам от привычных нам европейских Италии, Франции до экзотической Кении и ищет приключений. Обычно один выпуск длиной в 40 минут посвящен одной стране, но иногда несколько передач отдаются под одну страну/город. Ведущий погружается в жизнь и быт местных жителей тех стран, где путешествует. Обычно он примеряет на себя профессии, традиционные для тех или иных стран, пробует себя в этой профессии, параллельно общается с местными жителями.
Смежный с репортажем, жанр путевого очерка — неотъемлемая часть трэвел-журналистики. Путевой очерк традиционно представляет собой описание важных и интересных событий, встреч и бесед с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего путешествия. В основе очерка лежит творческая идея, которой подчиняется повествование. В путевом очерке на телевидении события не просто фиксируются, они осмысливаются и предстают через призму авторского мнения, трактуются через его мироощущение и мировосприятие. Примерами таких путевых очерков можно считать программу «Человек мира» с Андреем Панкратовым, «Мир наизнанку» с Дмитрием Комаровым, а также цикл документальных фильмов путешествия Владимира Познера и Ивана Урганта: «Одноэтажная Америка», «Тур дэ Франс», «Их Италия», «Германская головоломка», «Англия в общем и в частности», «Еврейское счастье», «В поисках Дон Кихота». Нам хотелось бы подробнее остановиться на документальных фильмах «В поисках Дон Кихота» и программе «Человек мира».
Таким образом, жанровое поле трэвел-журналистики обширно. Оно представляет собой гибрид традиционных жанров и форм, где сочетаются познавательные, развлекательные и прагматические функции трэвел-журналистики. Каждый год количество этих форм неимоверно растет, рождая все новые форматы трэвел-программ.
Литература:
- Показаньева И. В. Проблемное поле трэвел-журналистики как явления современного медиапространства// Медиаскоп. Электронный научный журнал факультета журналистики МГУ им. Ломоносова, вып.№ 3, 2013
- Н. В. Вакурова, Л. И. Московкин Типология жанров современной экранной продукции, учебное пособие 1997
- Н. Баландинский Географические профекты российского ТВ: кто есть кто и что есть что?
- Соколов-Митрич Д. В. Реальный репортер. Почему нас этому не учат на журфаке?! — СПБ.: Питер, 2014. — 256 с.
Похожие статьи
Тенденции развития арт-журналистики на телевидении
В статье автор пытается определить основные тенденции в развитии современной арт-журналистики на примере телевизионной кинокритики.
Бренд-журналистика как новая форма реализации корпоративных СМИ
В данной статье рассматривается сфера бренд-журналистики в контексте формы реализации корпоративных СМИ.
Особенности отношений видеоблогинга и традиционной журналистики
В статье автор рассматривает, какие отношения можно наблюдать между видеоблогингом и традиционной журналистикой. Приводит способы взаимодействия.
Медиаискусство и формы его проявления
В статье рассматривается понятие «медиаискусство», его жанры и примеры использования в реальном времени.
Интернет-телевидение: понятие и типы
В статье автор рассматривает определения термина «интернет-телевидения», предлагаемые зарубежными и российскими исследователями, а также выделяет типы современного интернет-телевидения.
Детектив как жанр художественной литературы
В статье авторы исследуют детектив как жанр художественной литературы.
Как нарратив видеоигры зависит от жанра игровых механик
В статье рассматривается семь жанров видеоигр: экшн, симуляторы, приключения, стратегии, головоломки, ролевые игры и смешанные. Определено влияние каждого из них на нарративный дизайн и сюжет игры.
Похожие статьи
Тенденции развития арт-журналистики на телевидении
В статье автор пытается определить основные тенденции в развитии современной арт-журналистики на примере телевизионной кинокритики.
Бренд-журналистика как новая форма реализации корпоративных СМИ
В данной статье рассматривается сфера бренд-журналистики в контексте формы реализации корпоративных СМИ.
Особенности отношений видеоблогинга и традиционной журналистики
В статье автор рассматривает, какие отношения можно наблюдать между видеоблогингом и традиционной журналистикой. Приводит способы взаимодействия.
Медиаискусство и формы его проявления
В статье рассматривается понятие «медиаискусство», его жанры и примеры использования в реальном времени.
Интернет-телевидение: понятие и типы
В статье автор рассматривает определения термина «интернет-телевидения», предлагаемые зарубежными и российскими исследователями, а также выделяет типы современного интернет-телевидения.
Детектив как жанр художественной литературы
В статье авторы исследуют детектив как жанр художественной литературы.
Как нарратив видеоигры зависит от жанра игровых механик
В статье рассматривается семь жанров видеоигр: экшн, симуляторы, приключения, стратегии, головоломки, ролевые игры и смешанные. Определено влияние каждого из них на нарративный дизайн и сюжет игры.