Данная статья посвящена анализу вопроса о значении жанров в журналистике. В ней, прежде всего, говорится о значении понятия жанра и приводятся особенности жанров. Кроме того, даны размышления о значении жанров в отрасли.
Ключевые слова: жанр, журналистика, классификация, значение.
This article analyzes the issue of the meaning of the genre in journalism. It primarily refers to the meaning of the concept of genre and gives features of genres. In addition, given reflections on the meaning of genres in the sphere.
Keywords: genre, journalism, classification, meaning.
Как известно, главная задача журналистики — давать информацию. Однако специалисты сферы придерживаются различных мнений по поводу того, каким способом, в каком порядке лучше передать информацию. Некоторые специалисты считают, что информацию о каких-либо событиях нужно готовить в соответствии с определенным жанром, а другие — сторонники того, что информацию нельзя вкладывать в такие жанровые «рамки». Некоторые даже считают, что в настоящее время в журналистике нет нужды в жанрах. Они объясняют это тем, что сейчас существует избыток информации и потребность в ней растет. То есть, в настоящее время главный вопрос не в том, как передать информацию, а передать ее оперативно, одними из первых.
Однако в журналистике понятие «жанр» занимает особое место, и многие специалисты проводили исследования видов и способов применения различных жанров. Для того чтобы понять сущность и значение этого понятия в отрасли, необходимо рассмотреть его теоретические основы. Теория журналистики, так же как и другие сферы, классифицирует свой материал, свою продукцию. Разнообразие журналистских материалов вызывает необходимость разделения их на жанры. «Под жанром мы понимаем художественную и публицистическую форму отражения в текстах средств массовой информации (СМИ) обобщенной и типизированной действительности» [2]. Если обратиться к его значению, слово «жанр» взято из французского языка и означает «вид», «сорт».
Многие журналисты считают, что в целом, при подготовке журналистского материала необязательно знать что-либо о жанрах. Главная причина этого в том, что они затрудняются четко различать жанры друг от друга. Итак, зачем нужны жанры, неужели теперь они останутся только в теории?
Читая любую газету, можно встретить и новость, и репортаж, очерк или статью. Но читателя не интересует, как они называются или к какому жанру относится конкретное журналистское произведение. Несмотря на это, жанры имеют ряд особенностей, значение которых в деятельности СМИ не всегда бросается в глаза. Для того чтобы рассмотреть эти особенности, необходимо иметь информацию об их классификации.
В отношении классификации жанров имеются различные подходы. Например, исследователь Лев Кройчик предложил следующий подход:
Оперативно-новостные — сюда входят все виды новостей;
Оперативно-исследовательские— эту группу составляют такие жанры, как отчет, репортаж, интервью;
Исследовательско-новостные — корреспонденция, комментарий;
Исследовательские — статья, письмо;
Исследовательско-образные — в эту группу вошли такие жанры,как фельетон, эссе.
Взгляды Льва Кройчикаочень схожи с классификацией жанров в узбекской журналистике. В узбекской публицистике обычно выделяют три группы жанров:
Информационные— заметка, репортаж, отчет, интервью;
Аналитические— статья, корреспонденция, беседа, рецензия, обозрение;
Художественно-публицистические— эссе, очерк, фельетон, памфлет.
Видно, что в классификации Л.Кройчика по отдельности учтены внутренние особенности жанров, поэтому количество групп больше. В узбекской журналистике жанры обобщены по общей схоженности и характеристики.
Исследователь Семён Гуревич подходит совершенно по-другому:
Жанры новостной информации;
Диалогические жанры;
Ситуативно-аналитические жанры;
Эпистолярные жанры;
Художественно-публицистические жанры;
Сатирические жанры [1].
Можно увидеть, что в данном подходе жанры, в основном, разделены на группы по общим признакам. Действительно, это вопрос всегда был в центре внимания исследователей и специалистов. Отсюда следует, что классификация жанров в журналистике имеет большое значение.
Разделение на жанры в западных странах сильно отличается от вышеуказанной классификации. То есть, считается, что в печати существует два вида материалов: новости (news)и большие статьи (features). Новости — это материалы, дающие информацию о событиях, а большие статьи могут издаваться в различных жанрах, и они наряду с подачей какой-либо информации имеют особенность анализа действительности или выполнять рекреативную задачу. К ним относятсятакие жанры, как интервью, колонка (column), фельетон (feuilleton), обзор (review).
Из истории известно, что журналистские жанрывозникли постепенно, в разные периоды. В частности, жанр фельетонапоявился в XVIII веке, история появления эссе относится к XVI-XVII векам. Впоследствии они были разделены на ряд групп.Хотя в начале их количество было большим,в настоящее времяна практике применяются лишь отдельные виды жанров. Например, материалы, подготовленные в жанре репортажа, мы часто встречаем в тележурналистике. А в печати и на радио такие журналистские произведения встречаются редко. Самый часто встречающийся жанр — информация (или, согласно некоторым теориям, новость) можно часто встретить во всех видах СМИ. Конечно же, в каждой стране во всех видах СМИ имеются отдельные разделы или рубрики «news», «новости»или «последние новости», «хеберлер». Главная причина распространения новостного жанра — это его небольшой объем, отсутствие аналитических и художественных деталей. Для того чтобы их прочесть, увидеть или услышать, не требуется много времени от масс.
Все жанры разнообразны и сильно отличаются друг от друга. При подготовке материала они создают определенные удобства для журналиста. В любой сфере, если человек четко поставил перед собой цель, ему будет легко добиться своих намерений. Так же и в журналистике, при подготовке материала, если уточнить, в каком жанре его нужно написать, цель журналиста проявится еще более ярко. Однако бывают такие случаи, когда журналист, планирующий подготовить информацию о произошедшем событии, стремится его осветить более широко и описывает действительность в форме репортажа или отчета. Или он может пойти куда-нибудь, чтобы подготовить репортаж, и может появиться возможность сообщить аудитории о событии в виде интервью.
Жанр определяет направление деятельности журналиста. При этом сущность приведенной мысли становится еще более яркой. Журналист, таким образом, пытается найти свой собственный путь. В частности, видные деятели узбекской публицистики, как Абдулла Каххор и Абдулла Кодири для поднятия важных вопросов в жизни общества, проблем, требующих решения, привлечения к ним внимания общественности создали ряд произведений в жанре фельетона. В свое время острый язык и сатира А.Каххора были высоко признаны. А А.Кодири получил звание «короля фельетонов». При этом большое значение имело то, что публицисты четко обозначили свое направление. Используя все возможности жанра, они довели свою точку зрения до аудитории.
Журналист выбирает тот или иной жанр, исходя из поставленной перед собой цели.Потому что одно и то же событие можно описать различными способами и примерами. Нужный и правильно подобранный жанр помогает быстрее и легче достичь поставленной цели. В частности, для того чтобы осветить массовое мероприятие или праздник в определенной стране, в основном используют жанр репортажа. Этим путем можно довести событие до аудитории в режиме реального времени. При этом на телевидении особое место занимает стенд-ап журналиста с места события. В нформационной программе «Давр», передаваемой в эфир по каналу «Ёшлар» телерадиокомпании Узбекистана, показаны репортажи о праздновании 575-й годовщины со дня рождения великого поэта Алишера Навои в нашей стране.
Каждый жанр имеет свою задачу, сферу применения. Сущность новости, репортажа, интервью состоит в том, чтобы оперативно доставить информацию общественности. А вхождение в суть событий и происшествий, отражение их внутренних слоев входит в задачу корреспонденции, рецензии, обзора, статьи. Жанры сюжета, очерка, эссе служат освещению и анализу жизни при помощи художественных средств.
Жанры можно назвать «регуляторами». В определенном номере одной газеты или программы чтение только интервью или новостей может наскучить читателю или зрителю. Жанры обеспечивают разнообразие материалов, передач, постановок в одной газете, журнале, теле или радиоканале. В частности, программы информационного направления, передаваемые по российским телеканалам «Время» и«Вести» не ограничиваются только передачей информации. В этих передачах можно наблюдать почти все информационные жанры — репортаж, интервью, информационную корреспонденцию и другие сюжеты.
В Узбекистане распределение жанров и их применение можно увидеть особенно в печатных изданиях. Рассмотрим это на примере газеты «Хуррият». В каждом номере газете публикуются материалы в разных жанрах. Например, в рубрике «Дангал суҳбат» («Открытая беседа») печатаются беседы в разных темах с известными литературоведами, поэтами, писателями. В рубрике «Мутолаа» («Чтение») публикуются рецензии на новые книги, выпущенные в Узбекистане. На первые страницах газеты встречаются материалы в информационном жанре. Художественно-публицистические жанры публикуются на последние страницах. Особенно очерки часто встречаются в этой газете. В других изданиях, например, в газете «Халк сузи» печатаются материалы в основном в информационном жанре. Здесь можно увидеть заметку, репортажа, отчета и интервью. Конечно же актуальные вопросы, важные события освещаются при помощи аналитические жанры.
Случаи и события освещаются различными способами в соответствии с их значением, накопленной информацией. Это служит обогащению программы и удержанию внимания зрителей. Если в таких информационных программах давать сюжеты только одного вида (например, новости), это может привести к плохому восприятию информации зрителями, и даже непониманию сущности большинства информации. Поэтому нельзя забывать о значении жанров в обеспечении разнообразия.
В заключение можно сказать, что каждый журналист должен хорошо знать жанры. Потому что они созданы для того, чтобы применять в определенной ситуации. В связи с этим их нельзя использовать вперемешку. Например, в материале, готовящемся для интервью, журналисту нецелесообразно задавать лишние вопросы, чтобы не превратить его в беседу. Потому что оба эти жанра сильно отличаются друг от друга. Цель создания материалов в этих жанрах и случаи их применения тоже различны.
Если обратить внимание, может показаться, что присущие различным группам жанры меняются от малого к большому. Например, когда речь идет об информационной публицистике, прежде всего, говорится о новости. Если случай или событие требует более широкого и подробного освещения, сам по себе образуется репортаж. Подробности больших совещаний, заседаний или публичных мероприятий и праздников отражаются в отчетах.
Необходимо отметить, что несмотря на то, что число жанров с каждым годом уменьшается, нельзя говорить о том, что их совсем не осталось. Потому что жанры имеют большое значение и всегда нужны для использования.
В целом, к какому бы жанру не относилось и какого бы объема ни было журналистское или публицистское произведение, оно должно служить интересам людей, народа, населения. Каждый материал должен преследовать четкую цель, быть подготовлен с обоснованием сказанных слов и разъяснением темы. Здесь, конечно же, большое значение имеет выбор жанра, подходящего для прошедшего события. Если жанр выбран правильно, цель проявится еще более четко и ярко. Потому что правильная передача информации составляет основу ее правильного восприятия и облегчает ее понимание.
Литература:
- Веб-сайт: www.wikipedia.ru.
- Қозоқбоев Т. Журналистика асослари. — Т.: Мусиқа, 2007.
- Тертычный А. А. Жанры периодической печати. — М.: Аспект Пресс, 2000.
- Худойкулов М. Журналистика ва публицистика. — Т.: Тафаккур, 2011.