В данной статье автор анализирует основные вопросы и методологические подходы, которые послужили основой для развития психологии способностей как одного из направлений в психологии, а также рассматриваются взгляды отечественных психологов и педагогов на эту проблематику.
Ключевые слова: способности, деятельность, общие способности.
Важное место в психолого-педагогической науке и практике занимает изучение способностей личности, что неудивительно, учитывая все возрастающий интерес к этой теме. Проблема способностей разбирается в различных аспектах, осуществляется анализ не только современных достижений и выводов, но и работ предыдущих авторов.
В конце XIX века были определены проблемы и методические подходы, которые стали основой для развития психологии способностей в качестве отдельной научной области.
Первой проблемой является развитие способностей и факторы их определения, которые в настоящее время известны только в виде взаимодействия генетических и окружающих факторов. Вторая проблема связана с взаимосвязью между различными типами способностей. Ф. Гальтон считал, что можно измерить уровень творческой одаренности, определяя продуктивность простейших психических процессов [2]. Однако, обнаружилось, что связь между творчеством, интеллектом и познавательными способностями значительно более сложна, чем предполагалось ранее.
Третья проблема связана с созданием методов измерения способностей и других психических свойств индивидуальности. Первоначально этой проблемой занимался Гальтон в рамках исследований в области психодиагностики и психометрики способностей [2].
В истории отечественной психологии многократно обсуждалась проблема способностей, и на нее обращали внимание такие ученые, как Б. Г. Ананьев, Э. А. Голубева, В. И. Дружинин, В. А. Крутецкий, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и другие. В своих первых работах С. Л. Рубинштейн выразил свою точку зрения по данной проблеме, рассмотрев предпосылки для развития способностей, вопросы общей и специальной одаренности. Он определил понятие «способность» как «способность к чему-либо, к определенной деятельности... Эта способность должна включать в себя разнообразные психические свойства и качества, которые являются необходимыми для выполнения определенной деятельности и соответствуют требованиям, предъявляемым к ней» [9, с. 149].
Согласно теории Л. С. Выготского, развитие способностей зависит от перестройки целого процесса, когда и врожденные структуры, и внешние факторы, влияющие на развитие, работают вместе и подчиняются общей логике высших форм психики [1]. Развитие способностей зависит от роли знаковых средств и их интеграции в более сложные структурные объединения. При этом, естественным образом, возможности ребенка модифицируются в процессе освоения способов познания, а не игнорируются или культивируются. Этот подход имеет свою историю и продолжает развиваться в современных исследованиях.
М. Теплов же справедливо отмечал, что способности — это особенности каждого человека, которые позволяют ему успешно выполнять двигательную деятельность. Важно отметить, что способности не сводятся только к знаниям и умениям. В то же время свойства характера и личности не относятся к способностям, так как они не связаны прямо с успешностью деятельности. Например, характеристика «вспыльчивость» может быть индивидуальной особенностью человека, но не иметь отношения к его способностям в конкретной области деятельности. Стоит отметить, что понимание способностей как индивидуальных особенностей, важных для успешного выполнения задач, очень важно при определении потенциала каждого человека.
Последующие исследования Б. В. Теплова и его команды показали, что человеческие способности не могут быть сводимы к врожденным свойствам личности, так как врожденными могут быть только природные предпосылки и анатомо-физиологические особенности. Основой развития способностей является деятельность, в которой они проявляются и формируются. Следовательно, способности являются результатом определенной деятельности. Как отметил Б. М. Теплов, способности не только проявляются в конкретной деятельности, но и создаются благодаря ей [10].
А. Н. Леонтьев выделил два подхода в исследовании способностей: от анализа специальных способностей к выявлению их общей природы, и от общей природы человека к анализу проявления и развития способностей у отдельных людей. Он считал, что формирование способностей в онтогенезе происходит через процесс присвоения или овладения человеческими способностями и функциями, которые были исторически сформированы [6, с. 178].
Позже эти идеи были развиты В. Я. Гальпериным, Д. О. Элькониным, В. В. Давыдовым и другими учеными. Большинство последующих работ по изучению способностей основывались на методологических позициях, созданных Б. М. Тепловым и его школой.
Следует упомянуть, что К. Платонов и Н. С. Лейтес рассматривают способности как свойства личности, которые влияют на возможность и степень успеха в конкретной деятельности. Они также отмечают, что способности являются частью целостного вклада психической жизни человека и имеют индивидуальные различия по степени выраженности и своеобразию. Н. С. Лейтес проводил исследования возрастных предпосылок способностей [5;8].
А. Крутецкий утверждает, что способности человека не являются природными, а формируются и развиваются в процессе жизни при воздействии обучения и воспитания в определенной деятельности [4]. Валерий Шадриков рассматривает психические функциональные системы, которые обеспечивают полезные результаты в процессе их функционирования (психические процессы). Так, способность можно определить как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности и проявляются в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации этих функций [11].
Способности — это индивидуальные психологические особенности личности, которые определяют ее успех в определенной деятельности. Они проявляются в скорости и легкости освоения способов ее организации и выполнения, и связаны с общими склонностями человека [7]. Способности — это совокупность психических свойств и качеств, которые обеспечивают успех в деятельности. Они также рассматриваются как новые психологические свойства, обусловливающие эффективность деятельности.
Таким образом, проблема способностей является одной из самых сложных в психологии, и в отечественной науке не существует единого понимания способностей, что приводит к различным терминологическим характеристикам.
Литература:
- Выготский Л. С. Мышление и речь. — М.: Педагогика, 2006.
- Гальтон Фр. Тест на ДНК. С чего все начиналось? О наследственности, изменчивости и эволюции. — М.: Мысль, 2020.
- Дружинин В. Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. — СПб.: Питер, 2010.
- Крутецкий В. А. Психология. — М.: Просвещение, 1986.
- Лейтес Н. С. Об умственной одарённости. — М.: «Академия педагогических наук РСФСР», 1960.
- Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии — М.: Политиздат, 2010.
- Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии. Москва: Феникс, 1984.
- Платонов К. К. Проспект курса психологии. — М.: Наука, 1936.
- Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. — М.: МП РСФСР, 2012.
- Теплов Б. М. Психология. — М.: Педагогика, 1954.
- Шадриков В. Д. Психологическая характеристика. М.: Корпорация МУГО, 2009.