Мотивация как компонент развития способностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (186) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 01.01.2018

Статья просмотрена: 1094 раза

Библиографическое описание:

Симонова, П. С. Мотивация как компонент развития способностей / П. С. Симонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 52 (186). — С. 204-206. — URL: https://moluch.ru/archive/186/47558/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье представлены результаты исследования особенностей мотивации как компонента развития способностей человека.

Ключевые слова: развитие, психические функции, способности, интеллектуальные операции, развитие способностей, деятельность.

The article presents the results of the comparative research of motivation a part of a talent development which based on the V. D. Shadrikov’s theory.

Key words: development, mental functions, abilities, intellectual operations, capacity building, activities.

В данной статье мотивация рассматривается в её связи с категорией способностей, которые понимаются в рамках теории системогенеза деятельности В. Д. Шадрикова.

Образующим понятием в данной теории выступает системогенез деятельности. Рассмотрим подробнее генезис и значение этих положений.

В. Д. Шадриков отмечает, что при определении психики обычно отмечается три её стороны: свойства высокоорганизованной материи мозга отражать объективный мир, субъективный образ объективного мира и переживания.

Упомянутый процесс отражения, или построения образа, объективного мира имеет ярко выраженную аналитическую, дифференцированную природу: в этом плане психика не однородна, она характеризуется качественно своеобразными функциями — адаптивными механизмами разной степени сложности и разной модальности. При этом отдельно взятая психическая функция реализуется соответствующей функциональной физиологической системой, каждая из которых развивалась в процессе и с целью реализации данной функции.

В такой модели способности могут быть поняты как естественные свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности.

Мотивационные механизмы, включающие все уровни мотивации (от органических потребностей до ценностных ориентаций) относятся к характеристикам человека как индивида и личности. Психофизиологические функции включаются в сложные системы общественного поведения с их символикой, правилами и моральными нормами, отношениями, регулируемыми правом и моралью. Мотивационный механизм результирующих процессов развертывается на уровне нравственных и эстетических чувствований, идеалов и вкусов.

Мотивы, эмоции, волевые качества, самооценка личности также могут быть означены как внешняя по отношению к способностям регуляция. Перечисленные факторы создают условия для проявления действий внутренней регуляции.

Мотивационные процессы, будучи основным фактором функционирования регуляции мнемических способностей, создают определённую эмоциональную атмосферу процесса реализации способности.

Сложная взаимосвязь способностей и мотивации, в первую очередь, обусловлена тем, что мотивационный фактор — понятие личностного масштаба. Через мотивационную сферу как систему разноуровневых мотивов (потребности, интересы, идеалы, убеждения и т. д.) осуществляется по отношению к способностям внешняя регуляция. «Это влияние может быть различным не только вследствие сложности и динамичности системы мотивов, но в и связи с неодинаковыми уровнями развития способностей, степенью готовности их к целенаправленной регуляции».

В то же время, способности со своей стороны влияют на мотивацию личности. Чем более развиты способности, тем точнее их структуру можно описать психологической системой деятельности и, следовательно, говорить о наличии регулирующих механизмов, взаимодействующих с системой свойств функциональных и операционных механизмов способностей. При этом внешняя регуляция по отношению к системе функциональных и операционных механизмов реализуется через контролирующие, корректирующие процессы. Мотив и личностный смысл деятельности, установки и т. д. выступают тем управляющим компонентом, который обеспечивает реализацию способности как сложной системы.

Однако одни способности могут выступать в качестве регулирующих факторов в системе других способностей. В контексте теории В. Д. Шадрикова мотивация и эмоции, базируясь на собственных функциональных системах, могут рассматриваться как специфические способности.

Некоторые параметры организма должны поддерживаться на относительно постоянном уровне для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Эту работу выполняют различные функциональные системы организма, которые работают по принципу саморегуляции и гомеостазиса. Это значит, что константы организма могут изменяться в заданных рамках: отклонение от нормы одних констант, даже незначительное и на непродолжительное время, приводит к резкому нарушению обмена веществ и вызывает критические изменения в организме. Однако, существуют другие константы, изменение которых в ту или иную сторону даже на продолжительное время не приводит к существенному нарушению жизнедеятельности организма. Такие константы называются пластичными.

В контексте явления мотивации особый интерес представляет анализ механизмов регулирования и поддержания на определенном уровне пластичных констант. Их изменение в определённых рамках может компенсироваться за счёт внутренних резервов организма. Внутренние резервы организма пополняются из внешней среды. Поэтому одновременно с процессами компенсации изменённых показателей пластичной константы за счёт собственных ресурсов организма, формируется запрос на восполнение этих ресурсов из среды, в результате чего инициируется соответствующее поведение.

Таким образом, биологическая основа мотивации — некоторая потребность, под которой следует понимать любое изменение той или иной жизненно важной константы по отношению к уровню, обеспечивающему нормальное функционирование организма.

Из вышесказанного видно, что мотивация реализуется определенной функциональной системой. На психологическом уровне мотивация осознается как желания и хотения. При этом между желанием и хотением есть определенные различия. Хотение есть осознание ещё неопределенной потребности. Желание — это стремление к определенной вещи, способной удовлетворить биологическую потребность. Желать можно возможного и невозможного. Желание всегда имеет в виду определенную цель. Человек от природы обладает способностью хотеть и желать. Эти желания, устойчивые мотивации при частом повторении могут переходить и закрепляться в чертах личности.

В теории системогенеза деятельности В. Д. Шадрикова, каждая способность реализуется через функциональные, операциональные и регулирующие механизмы, которые соответствуют аспектам человека как индивида, субъекта деятельности и личности. Мотивация, будучи включённой в систему внешних регулирующих механизмов, в то же время, обладает собственной функциональной системой в организме и может, следовательно, рассматриваться как специфическая человеческая способность.

Литература:

  1. С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии С-Петербург. М. Харьков. Минск. изд. Питер, 1999;
  2. А. Р. Лурия. Нейропсихология. МГУ;
  3. О.Вейнингер. Пол и характер. М., 1992, с.111;
  4. Ромицына Е. Е. Практикум по психодиагностике, Санкт-Петербург, 2006, «Речь», 110 с.;
  5. Шадриков, В. Д. Общая психология: учебник для академического бакалавриата / В. Д. Шадриков, В. А. Мазилов. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 411 с.
Основные термины (генерируются автоматически): способность, объективный мир, внешняя регуляция, внутренний резерв организма, желание, константа, механизм, мотивация, отношение, система.


Задать вопрос