Талант и способность — непобедимая сила | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Эрназарова, Ш. Н. Талант и способность — непобедимая сила / Ш. Н. Эрназарова, Л. Т. Туракулов, Г. А. Эшкулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 575-579. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20218/ (дата обращения: 18.11.2024).

Для талантливого и трудолюбивого человека не существует никакой преграды

Людвиг ван Бетховен

 

Что такое художественный талант — он от природы или продукт воспитания? Вопрос вполне естественный. Можно смело сказать, что художественный талант во многом связан с прирожденными качествами человека и развивается на протяжении всей жизни. Потому что, если у человека нет прекрасных, возвышенных чувств, то ни в одном высшем учебном заведении не воспитают в нём поэта или писателя. Расул Гамзатов писал по этому поводу так: «В нашем институте Художества учились на первом курсе 20 поэта, 4 прозаика и 1 драматург. На пятом курсе остались 1 поэт, прозаик и драматург, все остальные стали критиками».

Как видите, из 20 молодых человек лишь у одного обнаружился поэтический талант. По нашему мнению, даже из тех 20 человек очень немногие стали настоящими талантливыми критиками. Следовательно, ошибаются те, кто считает талант результатом воспитания и окружающей среды. В своей статье под заголовком «Талант и труд» А.Мухаммадкулов пишет, что способность и талант не врождённые качества, а приобретаются годами, но в то же время некоторые приведённые самим автором примеры опровергают эту мысль. Алишер Наваи с четырёхлетнего возраста писал газели, Моцарт и Римский-Корсаков в 3–4 летнем возрасте сочиняли музыку, Норберт Винер поступил на учёбу сразу с девятого класса.

Мы не отрицаем роль окружающей среды и воспитания в формировании таланта этих творческих личностей. К примеру, в развитии способностей Абдуллы Кадыри и Хамида Алимджана большую роль сыграли их родные, семейная среда, воспитание в медресе и в школе. Но для становления настоящей творческой личности этого недостаточно. В статье «Десять качеств творческой личности», опубликованной в журнале «Фан ва турмуш» («Цаука и жизнь»), Л.Фаттохов говорит так: «Издавна бытует мнение 6 том, что для того чтобы стать поэтом, художником или изобретателем нужно иметь прирожденные способности. Но теперь многие осознают; что творчеством могут заниматься все — таланту можно научиться».

Это — абсолютно неправильная мысль. Если можно было стать поэтом или писателем, то ими могли бы стать сегодня все, кто учится. Но жизнь показывает, что из тысячи студентов вузов лишь единицы способны проявлять свой талант. Более того, бывают такие дарования, которые рождаются раз в сто лет. Конечно, уровень нашего образования несравнимо выше по сравнению со временем, когда учились великие Алишер Наваи и Бехзод, но есть ли сегодня среди нас такие таланты, как они?..

По этому поводу есть очень интересное высказывание Льва Николаевича Толстого, которое звучит так: «Считаю, всё то, чем живу я сейчас, приобрёл в детстве. В то время я быстро освоил так много вещей, что могу сказать, за все последующие годы своей жизни не изучал и сотую долю того. От пятилетнего возраста до моего сегодняшнего состояния всего один шаг, но расстояние между новорождённым и пятилетним ребенком — огромное».

Характерно и такое высказывание Сомерсета Моэма — «может быт, никого так хорошо не знаешь, как тех, с кем ты провёл своё детство и молодость». Творческие люди по-разному видят окружающий мир. Впоследствии, при выборе жизненных ситуаций для создания своего произведения они исходят из собственного мировосприятия и убеждений. Процесс выбора случаев жизни требует от писателя огромного творческого поиска и труда.

По мнению Аристотеля трагическое произведение пробуждая в человеке чувства страха, ярости и сострадания, в то же время «очищает» его душу. У читателя или зрителя возникает душевная близость к произведению являющегося результатом духовного полёта автора. Таким образом, художественное произведение оказывает воздействие и изменению отношения человека к изображаемому действию.

Аристотель верил в лечебное воздействие искусства. Его слова — «Лечите, вооружившись искусством» можно воспринимать своеобразным обращением к психотерапевтам всего мира.

В каждом возрастном периоде какие-то качества личности достигают фазу своего совершенства. Например, в 18–25 лет сформируется сенсорное восприятие окружающей среды (согласно сведениям Лазарева), в 35 интеллектуально-творческие способности, а в 50–60 лет на высшую точку выйдет развитие личности. В общем, подобные качества- развиваются у человека в течение всей жизни. Ещё что характерно, развитие какой-нибудь способности в определенном возрасте происходить за счёт ослабления другой функции. К примеру, обширная база знаний и хорошая ориентация в мире информации у пожилых людей возникает взамен ослабления у них определенных психомоторных функций. Точно также 3–5 летний возраст ребёнка самое благоприятное время для познания им языка, его смысловых и структурных особенностей. Именно это качество утеряет силу у человека к 43–55 годам.

Одной из главных проблем возрастной психологии считается вопрос о том, какие предпосылки являются основополагающими в развитии личности — генетические, социальные, врождённые или приобретённые. Естественно, очень большое значение в развитии ребёнка имеют качества, унаследованные от родителей — анатомо-физиологические данные, особенности мышления и другие, которые обязательно отражаются в сознании. К примеру, даже простой аномальный аспект (низкий рост, короткие руки) негативно воздействует на психику человека и его поведению в обществе. Но, с другой стороны, нельзя умалят воздействие на человека и самой внешней среды. Например, если ребёнок не учится и не воспитается, то трудно даже представить себе его развитие. Многие учёные, ломавшие головы, над этим вопросом (Л.Выготский, Ж.Пиаже, С.Рубинштейн, А.Леонтьев; и другие) не отрицая важную роль обоих предпосылок, поддерживали мысль о главенствующем воздействии социальной среды на развитие личности. Потому что правильное воспитание, характер семейных отношений, социальная группа людей с которыми человек общается, брак и решение других вопросов всегда играл и играет важнейшую роль в интеллектуальном развитии личности.

Особенность классификации Эриксона тем ценна, что в ней имеется ввиду — мнение человека о себе может измениться под воздействием общества. Подобное разделение на циклы в последнее время предлагается ещё многими специалистами (Г.Гримм, Д.Бромлей и др.). Общий их критерий таков — что предлагает каждый период развития, и какие показатели развития достигнет в них человек. К примеру, требования, предъявляемые к детям школьного возраста, не подходят к взрослым, или же — совсем другое дело общаться с ребёнком и найти общий язык со студентом, что требует определенного такта и специальных педагогических навыков.

Способности человека являются индивидуально-психологическими особенностями и их нельзя противопоставлять его другим качествам — уму, памяти, эмоциям. Каждый человек психологически индивидуален и на этом основании отличается от другого человека. Проблема измерения способностей с совокупной точки зрения имеет свою историю в психологии. В начале минувшего столетия ряд психологов выступили с требованием определить уровень способностей учащихся с целью правильного выбора массовых специальностей. Тогда в качестве метода измерения способностей были использованы умственные тесты. С их помощью в ряде государствах осуществлялся отбор одарённой молодёжи для учёбы, прохождения офицерской службы в армии и назначения на руководящие должности в сфере промышленности.

Профессиональная деятельность человека ставить перед ним высокие психологические требования. Эти требования не удовлетворяет какое-то одно, даже самое развитое психологическое качество человека. Мысль о том, что. одно отдельно взятое психическое качество может выступать как «эквивалент» общего таланта и способно обеспечивать высокую эффективность его деятельности — явно далека от истины. Способности являются совокупностью всех структурно сложных психических качеств человека.

В этой структуре способностей человека некоторые качества играют ведущую роль, а некоторые имеют вспомогательное значение. Например, в структуре педагогических способностей ведущим является педагогический такт — наблюдательность, требовательность и любовь к детям. Остальные качества как инициативность, организаторские способности и другие выполняют вспомогательную функцию.

Высшей фазой развития способностей является талант. Талантом называется совокупность способностей, которая даёт человеку возможность самостоятельно, оригинально и успешно справится с определенной сложной трудовой деятельностью. Как и способности, талант позволяет достичь высокого мастерства и больших успехов в творчестве. Но достижение творческих успехов зависит и от историко-социальных условий жизни человека. Если общество испытывает потребность в талантливых людях и создаёт условия для их развития, то в конце концов такие личности и проявляются.

Пробуждение талантов, безусловно, связано с социальными условиями. В немалой степени проявлению талантов способствуют конкретное время и обстоятельства, задачи стоящие перед государством. Не случайно, в годы войны проявлялся полководческий талант многих военачальников.

Талант — есть целый комплекс способностей. Любую отдельно взятую и развитую способность нельзя сравнить с талантом. Но талант, при всей своей совокупности общих и особенных качеств человека, лишь возможность для творческого успеха. Он — первое условие мастерства, но находится вдали от самого мастерства.

В процессе творческой деятельности большую роль играет и составная часть таланта — психологическое состояние, именуемое вдохновением. Движущей силой вдохновения является творческий труд. Вдохновение это — не спрос или новость, а творческий момент, который можно реализовать только трудом. При решении определенной научной, технической или художественной проблемы оно требует максимальной концентрации внимания, мобилизации памяти и мышления.

Проявление способностей неразрывно связано с методами формирования знаний и навыков в процессе удовлетворения людьми социальных потребностей. Развитие способностей нельзя отделить от общего развития личности.

Как сказал Рубинштейн: способности развиваются спиралеобразно — создавая возможность для своего последующего ещё более высокого развития.

Высокая умственная активность, потребность к умственным нагрузкам — наглядная характеристика детей с опережающим умственным развитием. У детей очень рано начнут формироваться музыкальные способности. Это в первую очередь проявляется в эмоциональном восприятии музыки и в способности с утончённым чувством различать её.

Детские способности многогранны. Как и музыкальные способности, у малышей рано формируется изобразительное восприятие окружающей среды. Не случайно, их любимым занятием в детском садике является рисование: Даже если не все дети проявляют особую способность рисовать, целесообразно будет у них развивать данное качество, так как изобразительная деятельность способствует лучше и глубже воспринимать действительность, почувствовать прелесть окружающей среды.

По утверждению В. И. Кириенко, Э. И. Игнатьева и других психологов развитие изобразительных способностей у детей отличный путь к решению целого комплекса сложных образовательных задач.

Всестороннее развитие личности — это проявление творческой силы, реализация таланта и всех способностей человека. Как известно, любой талант достигает совершенства только тогда, когда человек сам стремится его использовать. Гармоничное развитие, талант, интеллектуальные и другие способности человека — это и есть самое главное богатство общества.

 

Литература:

 

1.      Коваль А. В. Психология человека. — М.: Просвещение, 1970.

2.      Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1976.

3.      Усова А. В., Вологодская З. А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. — М.: Просвещение, 1981. — 158 с.

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, способность, талант, качество, развитие личности, способность человека, время, развитие способностей, творческая личность, художественный талант.


Задать вопрос