Способности как фактор профессионального самоопределения | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №4 (18) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 04.10.2018

Статья просмотрена: 730 раз

Библиографическое описание:

Пашинина, В. В. Способности как фактор профессионального самоопределения / В. В. Пашинина, А. А. Попов. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 4 (18). — С. 89-93. — URL: https://moluch.ru/young/archive/18/1288/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

Термин «способности» широкого применяется в науке, но, несмотря на множественность его дефиниций, неоднозначен. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Это определение, принятое в психологии в XVIII–XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время [2, c. 534].

Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование в практической деятельности.

Б. М. Теплов внес большой вклад в разработку общей теории способностей. Он предложил своё определение способностей, на которое мы в дальнейшем будем опираться. В понятии «способности», по мнению автора, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» [3, c. 132–134].

В научной литературе существует несколько классификаций рассматриваемого понятия, ориентированных на разные критерии. Например, по происхождению выделяют социальные и природные способности. Социальные способности обусловлены системой воспитания и обучения, проявляются в различных сферах. К природным способностям относят умения, формируемые на основе врожденных познавательных процессов памяти, восприятия, мышления и так далее. Рассматривают и другие виды способностей человека: учебные и творческие, теоретические и практические, коммуникативные и другие.

Наиболее общей классификацией способностей является деление их на две группы: общие и специальные.

Общие способности — это система индивидуально-волевых свойств личности, обеспечивающая продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Следует отметить, что общие способности есть следствие, как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности. К ним относятся: интеллектуальные, организаторские, коммуникативные, педагогические и др.

Специальные способности — это способности, проявляющиеся только в отдельных видах деятельности (музыкальные, художественные, математические и др.).

Проблема определения способностей учащихся связана с выбором профессии. Французский психолог А. Леон рассмотрел два подхода к этому вопросу: диагностический и воспитательный.

Диагностический подход связывает выбор профессии и профессиональную пригодность человека. Психолог-консультант измеряет способности испытуемого при помощи специализированных тестов и посредством сопоставления их с требованиями профессии делает заключение о его пригодности или непригодности к определённому виду деятельности. А. Леон называет эту теорию механической, поскольку в её основе способности есть стабильные, постоянные образования, мало подверженные развитию и влияниям внешней среды. Пассивная роль в данном подходе отводится человеку, выбирающему профессию, а консультанту, делающему прогноз — активная.

Воспитательный подход направлен на профессиональное самоопределение человека. Ведущая роль в нём отводится изучению развития личности в процессе овладения различными видами деятельности. Исследователи данного подхода значительно меньше времени уделяют тестовым испытаниям, признают необходимость подготовки человека к вхождению в профессию и его изменениям в процессе самой деятельности. Однако собственная активность человека, возможности его саморазвития, самовоспитания, самоопределения в данном контексте недооцениваются

Оба подхода тесно связаны друг с другом: сначала надо определить способности ученика, а затем оказать ему помощь в подготовке будущей профессии.

Е. А. Климов, рассматривая соотношение способностей и требований к профессиям, выделил 4 степени профессиональной пригодности:

  1.                Непригодность человека к данной профессии, она может быть временной или практически непреодолимой.
  2.                Годность к той или иной профессии или к их группе. Она характеризуется тем, что человек не имеет как показаний, так и противопоказаний по отношению к определённому виду деятельности.
  3.                Соответствие способностей человека к данной профессиональной деятельности: нет противопоказаний, а имеются некоторые личные качества, которые явно соответствуют требованиям определенной профессии или группе профессий.
  4.                Призвание к данной профессиональной области деятельности — это высший уровень профессиональной пригодности человека как труженика. Данная степень характеризуется тем, что во всех основных элементах структуры способностей человека есть явные признаки соответствия человека требованиям данной деятельности [1, c. 125].

Опытно-экспериментальная работа по исследованию способностей обучающихся происходила в четыре этапа на базе Самарского регионального центра для одарённых детей среди обучающихся 11-х классов, в анкетировании приняли участие 22 человека.

На первом этапе мы применяли методику Г. Дэвиса для определения творческих способностей учащихся. Исходя из полученных результатов, следует, что лишь у 40 % обучающихся 11-х классов проявляются творческие способности, а, значит, такие респонденты могут проявлять большой интерес к различным видам занятий и игр, но преимущественно к тем, в которых они могут себя творчески проявить — открыть, создать что-то новое. Как правило, такие обучающиеся с радостью и большой увлечённость занимаются творчеством, проявляя при этом активность и инициативу; они достаточно самостоятельны в творческом поиске, но вместе с тем могут обращаться к старшим за необходимой информацией и за сведениями, как эту информацию получить. Такие ученики целеустремлённы и настойчивы в осуществлении задуманного, их полностью поглощает сам процесс творчества. Результаты представлены на рис. 1.

Рис. 1

 

Результаты второй методики («Коммуникативные и организаторские склонности» В. В. Синявского и В. А. Федоришина) показали, что: А) 20 % получили оценку 1, что характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей; Б) 40 % получили оценку 2, значит, что коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе; предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства; испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации; не отстаивают свои мнения, тяжело переживают обиды; проявления инициативы в общественной деятельности крайне снижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений; В) 10 % получили оценку 3, что свидетельствует о среднем уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничиваю круг своих знакомств, отстаивают своё мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Коммуникативные и организаторские склонности необходимо развивать и совершенствовать; Г) 20 % получили оценку 4 и относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким. Проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям; Д) 10 % получили высшую оценку — 5,они обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Ученики испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают своё мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия. Настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

Результаты третьей методики в нашей исследовательской работе (Краткий ориентировочный тест В. Н. Бузина и Э. Ф. Вандерлика) показали, что 80 % учащихся 11-х классов проявляют способности к дальнейшему обучению и познавательной деятельности. Уровень интеллектуальных способностей позволяет им приступить к освоению широкого круга профессий. Кроме того, уровень интеллектуального развития данных учеников достаточен для того, чтобы они могли рассчитывать на довольно высокую успешность выполнения деятельности в любой профессии творческого типа. Результаты представлены на рис. 2.

Рис. 2

 

Результаты последнего этапа исследования (дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова) показали, что 10 % респондентов относятся к типу «человек — природа»; 20 % к типу «человек — техника»; 30 % к типу «человек — человек»; 20 % — «человек — знаковая система», 20 % — к типу «человек — художественный образ». Результаты представлены на рис. 3.

Рис. 3

 

Эмпирическая часть исследования показала, что 40 % учащихся имеют творческие способности, а, следовательно, они имеют особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависит от кругозора человека: чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов. Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях.

Меньше половины учащихся 11-х классов имеют средний и высокий уровни организаторских и коммуникативных способностей, что свидетельствует о слабом стремлении к общению, чувстве скованности в новом коллективе; предпочтению проводить время наедине с собой, например, в социальных сетях; слабом установлении контактов с людьми; низком проявлении инициативы; избегании принятия самостоятельных решений.

80 % учащихся 11-х классов проявляют способности к дальнейшему обучению и познавательной деятельности. Уровень интеллектуальных способностей позволяет им приступить к освоению широкого круга профессий.

Связь выявленных способностей с выбранным типом профессии следующая: 40 % учеников, имеющих творческие способности, относятся к типу «человек — художественный образ» (20 %), а также типу «человек-человек» (20 %); 30 % учеников, имеющих высокий и очень высокие уровни организаторских и коммуникативных способностей, относятся к типу «человек-человек» (20 %) и «человек-природа» (10 %); 80 % учащихся, имеющих высокий и выше среднего уровни интеллектуальных способностей распределились по типам «человек-техника» (40 %), «человек — знаковая система» (40 %). Таким образом, можно сделать вывод о том, что выявленные способности являются фактором выбора будущей профессии.

 

Литература:

 

  1. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 304 с.
  2. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. Спб: Питер, 2002. — 720 с.
  3. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. М., 1961. — 536 с.
Основные термины (генерируются автоматически): способность, различный вид деятельности, склонность, будущая профессия, дальнейшее обучение, знаковая система, общественная деятельность, организаторская деятельность, познавательная деятельность, художественный образ.


Задать вопрос