Сущность профессиональной этики психолога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 04.12.2020

Статья просмотрена: 4364 раза

Библиографическое описание:

Чернова, А. Д. Сущность профессиональной этики психолога / А. Д. Чернова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 527-529. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76049/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье рассматривается сущность профессиональной этики психолога. Обозначена актуальность и важность изучаемой темы. Выделена терминологическая основа изучаемых понятий, приведены различные классификации этических принципов, а также обобщены различные точки зрения на исследуемый вопрос.

Ключевые слова: этика, психолог, этические принципы, профессиональная деятельность.

Профессия психолога многогранна и сложна. Это обуславливается теми задачами, которые выполняет психолог, предъявляемыми требованиями к нему, профессиональными качествами и достижениями. Данная профессия в классификации Климова Е. А. относится к типу «человек-человек». Это означает, что специалист, получивший профессию такого типа, должен уметь находить общий язык с людьми независимо от их индивидуальных особенностей, устанавливать и поддерживать контакт, понимать и принимать людей такими, какие они есть, относиться к ним безоценочно, разбираться в особенностях личности, поведения и проч. [1]. Безусловно, данная профессия очень востребована в настоящее время, так как сфера деятельности довольно обширна, начиная с образовательных учреждений и частной практики до крупнейших организаций.

Следует отметить, что спектр целей и задач работы во всех случаях сугубо индивидуален, имеет свои особенности и характеристики. Однако неизменной составляющей профессиональной деятельности остается этика психолога. Данное понятие не меняется в зависимости от места осуществления деятельности, в любом месте, в любое время этические нормы и правила остаются постоянными.

Обратимся к понятию «этика». Философский словарь под редакцией А. А. Ивина определяет термин как науку о морали [2]. Гусейнов А. А. определяет данное понятие следующим образом: этика – это философская дисциплина или область знания, предметами исследования которой являются нравственность и мораль [3]. К вопросам, которые исследует этика, как правило, относят: понятия о добре и зле и их противостоянии, проблему смысла жизни, назначения человека, проблема свободы, воли и прочее. Однако, по мнению Юсуповой И. Н., предметом профессиональной этики психолога являются этические проблемы, возникающие в процессе осуществления профессиональной деятельности с клиентами и пациентами, а также проблемы возникающие в отношениях с коллегами, работодателями, населением [5].

Этика психолога — это те нормы и правила, которые, безусловно, отражают содержание Этического кодекса психолога, необходимы для профессионального исполнения своих обязанностей. Соблюдение этических принципов, на наш взгляд, обязательно, так как именно они регулируют отношения моральными нормами и нравственной составляющей профессионала. Следует отметить, что существуют общие принципы для профессиональных этик:

  1. уважение к личности;
  2. защита человеческих прав;
  3. честность и искренность по отношению к клиенту;
  4. осмотрительность в применении инструментов и процедур.

Манухина С. Ю. считает, что деятельность психолога прежде всего призвана помогать решать личностные проблемы, а также направлена на изучение собственных характеристик и особенностей, на достижение психической и психологической адаптации человека, на общее развитие личности и на развитие в контексте каких-либо направлений. Помимо этого автор выделяет следующие принципы профессиональной этики психолога:

  1. Принцип ненанесения ущерба или принцип «Не навреди»;
  2. Принцип компетентности;
  3. Принцип конфиденциальности;
  4. Принцип уважения клиента и психолога или принцип взаимного уважения;
  5. Принцип безопасности применяемых методик и методов;
  6. Принцип делового и профессионального общения;
  7. Принцип обоснованности;
  8. Принцип беспристрастности;
  9. Принцип научного обоснования;
  10. Принцип сотрудничества и прочее [4].

По мнению Юсуповой И. Н. главными этическими принципами психолога являются: принцип «Не навреди», принцип объективности, принцип профессиональной компетенции, принцип уважения клиента, принцип соблюдения конфиденциальности [5].

Опираясь на Этический кодекс психолога, хотелось бы отметить принципы, которые также должны исполняться:

  1. Компетентность;
  2. Порядочность;
  3. Профессиональная и научная ответственность;
  4. Уважение к правам человека;
  5. Забота о благополучии других;
  6. Социальная ответственность;

Безусловно, соблюдение всех перечисленных выше принципов дает психологу полностью обезопасить себя, осуществлять свою деятельность в соответствии с этическими, моральными и нравственными нормами и правилами.

Обратимся к Кленовой М. А. и к выделенным ею этическим принципам:

  1. Принцип конфиденциальности.
  2. Принцип компетентности.
  3. Принцип ответственности.
  4. Принцип этической и юридической правомочности.
  5. Принцип квалификационной пропаганды психологии.
  6. Принцип благополучия клиента.
  7. Принцип профессиональной кооперации.
  8. Принцип информирования клиента о целях и результатах исследования [6].

Следует отметить, что во всех классификациях этических принципов есть общее, например, конфиденциальность, уважение, ответственность и психолога и клиента, компетентность, ненанесение вреда или ущерба, применение только научных и научно-практических знаний в работе и так далее.

Таким образом, сущность профессиональной этики психолога состоит в решении профессиональных целей и задач должным образом и с соблюдением норм и правил, в защите прав людей, с которыми работает специалист, в сохранении благоприятной атмосферы, доверия между психологом и клиентом, в укреплении психологической службы, как источника профессиональных норм и ценностей. Помимо этого, важно учитывать в работе личностные, индивидуальные характеристики того, с кем осуществляет профессиональную деятельность специалист, принимать другого человека с его проблемами и недостатками, уметь сопереживать, проявлять эмпатию, при этом руководствоваться этическими нормами.

Литература:

  1. Волкова О. А. Основы профессиональной ориентации молодежи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т. П. Дурасановой.- Балашов: Николаев, 2002. — 68 с.
  2. Философия: Энциклопедический словарь.— М.: Гардарики. Под редакцией А. А. Ивина. 2004.
  3. Гусейнов А. А. Этика // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010.
  4. Манухина С. Ю. Психология труда: хрестоматия: учебно-методический комплекс / Междунар. консорциум «Электронный ун-т”, Московский гос. ун-т экономики, статистики и информатики, Евразийский открытый ин-т; авт. и сост. С. Ю. Манухина. — Москва: ЕАОИ, 2009. — 319 с.
  5. Юсупова И. Н. Профессиональная этика психологов: Учебное пособие. — М.: РУТ (МИИТ), 2019–67 с.
  6. Кленова М. А. Профессиональная этика в психолого- педагогической деятельности: Учеб.-метод. пособие для студентов гуманитарных факультетов. — Саратов, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): принцип, профессиональная этика психолога, профессиональная деятельность, норма, правило, принцип компетентности, принцип конфиденциальности, принцип уважения клиента, этика психолога, Этический кодекс психолога.


Похожие статьи

Методологические подходы к исследованию организационной культуры

В статье рассматривается классификация основных методологических подходов к изучению организационной культуры, дается краткая характеристика их достоинств и недостатков.

К вопросу о педагогическом мониторинге

В статье рассмотрены и проанализированы определения понятия «педагогический мониторинг» в отечественной и зарубежной литературе, на основе данных определений сформулировано определение «педагогического мониторинга», дана классификация педагогического...

Содержательный аспект понятия «физическая культура» в педагогической науке

Статья посвящена рассмотрению взглядов различных исследователей на понимание понятия «физическая культура» в педагогической науке. Осуществляется последовательный анализ предлагаемых подходов, демонстрируется авторская позиция.

Стратегический потенциал организации: российский и зарубежный подходы

Статья носит обзорный характер и раскрывает теоретические аспекты определения сущности стратегического потенциала организации. Авторами предпринята попытка систематизировать подходы российских и зарубежных исследователей к определению и классификации...

Исследование способностей в психологии и педагогике

В данной статье автор анализирует основные вопросы и методологические подходы, которые послужили основой для развития психологии способностей как одного из направлений в психологии, а также рассматриваются взгляды отечественных психологов и педагогов...

Экономическая сущность эффективности деятельности организации

В статье раскрыты и обобщены теоретические аспекты экономической сущности эффективности деятельности организации. Особое внимание уделяется трактовке понятия «экономическая эффективность организации» с позиций различных подходов и авторов, представле...

Понятие и функции оплаты труда

В статье представлены основные подходы к изучению понятия оплата труда, представленных в работе отечественных и зарубежных авторов. А также сформулированы базовые теории изучающие сущность оплаты труда.

Экологическая безопасность: понятие и содержание

В данной статье рассматривается понятие экологической безопасности, приводятся различные формулировки и точки зрения ученых по данному вопросу, раскрывается понимание экологической безопасности в глобальном аспекте.

Проблемные аспекты определения терминологии экономических преступлений

В данной статье рассматриваются статистические показатели экономической преступности, история развития данного понятия в уголовно-правовом смысле. Приводятся точки зрения учёных на определение терминологии экономических преступлений, формулируется на...

Понятие юридической техники

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия юридическая техника, дискуссии, касающиеся ее предмета и сферы применения, а также соотношение понятий «юридическая техника» и «юридическая технология».

Похожие статьи

Методологические подходы к исследованию организационной культуры

В статье рассматривается классификация основных методологических подходов к изучению организационной культуры, дается краткая характеристика их достоинств и недостатков.

К вопросу о педагогическом мониторинге

В статье рассмотрены и проанализированы определения понятия «педагогический мониторинг» в отечественной и зарубежной литературе, на основе данных определений сформулировано определение «педагогического мониторинга», дана классификация педагогического...

Содержательный аспект понятия «физическая культура» в педагогической науке

Статья посвящена рассмотрению взглядов различных исследователей на понимание понятия «физическая культура» в педагогической науке. Осуществляется последовательный анализ предлагаемых подходов, демонстрируется авторская позиция.

Стратегический потенциал организации: российский и зарубежный подходы

Статья носит обзорный характер и раскрывает теоретические аспекты определения сущности стратегического потенциала организации. Авторами предпринята попытка систематизировать подходы российских и зарубежных исследователей к определению и классификации...

Исследование способностей в психологии и педагогике

В данной статье автор анализирует основные вопросы и методологические подходы, которые послужили основой для развития психологии способностей как одного из направлений в психологии, а также рассматриваются взгляды отечественных психологов и педагогов...

Экономическая сущность эффективности деятельности организации

В статье раскрыты и обобщены теоретические аспекты экономической сущности эффективности деятельности организации. Особое внимание уделяется трактовке понятия «экономическая эффективность организации» с позиций различных подходов и авторов, представле...

Понятие и функции оплаты труда

В статье представлены основные подходы к изучению понятия оплата труда, представленных в работе отечественных и зарубежных авторов. А также сформулированы базовые теории изучающие сущность оплаты труда.

Экологическая безопасность: понятие и содержание

В данной статье рассматривается понятие экологической безопасности, приводятся различные формулировки и точки зрения ученых по данному вопросу, раскрывается понимание экологической безопасности в глобальном аспекте.

Проблемные аспекты определения терминологии экономических преступлений

В данной статье рассматриваются статистические показатели экономической преступности, история развития данного понятия в уголовно-правовом смысле. Приводятся точки зрения учёных на определение терминологии экономических преступлений, формулируется на...

Понятие юридической техники

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия юридическая техника, дискуссии, касающиеся ее предмета и сферы применения, а также соотношение понятий «юридическая техника» и «юридическая технология».

Задать вопрос