Профессиональная этика и нейтральность в работе психолога-консультанта: стратегии поддержания объективности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 16.05.2024

Статья просмотрена: 131 раз

Библиографическое описание:

Сотсков, Ю. В. Профессиональная этика и нейтральность в работе психолога-консультанта: стратегии поддержания объективности / Ю. В. Сотсков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 600-601. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114148/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье рассматривается проблема поддержания объективности и нейтральной позиции психологом-консультантом в профессиональной деятельности. Анализируются ключевые этические принципы, лежащие в основе психологического консультирования, такие как конфиденциальность, уважение автономии клиента, добросовестность, честность и справедливость. Особое внимание уделяется принципу нейтральности и факторам, затрудняющим его реализацию на практике. В статье предлагаются стратегии поддержания объективности консультанта, включая постоянную рефлексию собственных установок, повышение квалификации, личную психотерапию, а также соблюдение профессиональных границ в работе с клиентами. Подчеркивается, что следование этическим нормам и сохранение нейтральной позиции являются залогом доверия к профессии психолога-консультанта и создают благоприятные условия для личностного роста и самопознания клиентов.

Ключевые слова : психологическое консультирование, этика, нейтральность, объективность, профессиональные границы, рефлексия, личная психотерапия, повышение квалификации.

Профессиональная деятельность психологов-консультантов сопряжена с рядом этических дилемм и вызовов, которые требуют тщательного рассмотрения и выработки эффективных стратегий поддержания объективности. Нейтральность и беспристрастность являются ключевыми принципами в работе консультанта, однако их реализация на практике может быть затруднена различными факторами, такими как личные убеждения, культурные особенности, собственный жизненный опыт и т. д. В данной статье мы рассмотрим важность соблюдения этических норм и сохранения нейтральной позиции в консультативной практике, а также проанализируем возможные стратегии поддержания объективности.

Как отмечает Н. В. Клюева, влияние личности психолога-консультанта на этическое поле профессиональной деятельности чрезвычайно велико [7, с.299]. Профессиональная этика психолога-консультанта опирается на ряд ключевых принципов, среди которых конфиденциальность, уважение к автономии клиента, добросовестность, честность, справедливость и др. [9, с.122]. Т. А. Родермель подчеркивает, что соблюдение этических принципов является фундаментальным требованием к деятельности психолога-консультанта и обеспечивает доверие к профессии в целом [9, с.121].

Нейтральность как профессиональная позиция

Одним из ключевых этических требований к психологу-консультанту является сохранение нейтральной и беспристрастной позиции в отношении клиента. Как указывают М. О. Данилина, Е. В. Луцкович, У. С. Макарова, Н. В. Романова: Нейтральность психолога-консультанта подразумевает отсутствие оценочных суждений, предвзятости и личных предпочтений в работе с клиентом [4, с.278]. Данный принцип призван обеспечить объективность и непредвзятость в процессе консультирования, создавая безопасное пространство для самораскрытия клиента.

Несмотря на декларируемую важность нейтральности, ее практическая реализация может быть затруднена рядом факторов. Как отмечает Г. А. Гасанова, личностные особенности, теоретические предпочтения и культурный контекст могут оказывать влияние на способность консультанта сохранять беспристрастность [3, с.50]. О. Н. Васильчук подчеркивает, что нейтральность консультанта не является абсолютной, так как невозможно полностью абстрагироваться от собственной системы ценностей и убеждений [1, с.42].

Для поддержания профессиональной нейтральности и объективности психологам-консультантам необходимо применять различные стратегии. Одной из них является постоянное самонаблюдение и рефлексия собственных предубеждений, ценностей и установок. Как подчеркивают З. М. Исаева, А. К. Мынбаева и Ш. Т. Оспанова, важно развивать рефлексивность как компонент образа Я личности психолога [6, с.89].

Другой стратегией является регулярное повышение квалификации, изучение новых подходов и методов консультирования, что позволяет расширять профессиональный кругозор и снижать влияние личных предпочтений.

Важную роль играет также личная психотерапия консультанта, которая помогает осознавать и проработать собственные психологические проблемы и слепые пятна. Как отмечает М. А. Данина, личная психотерапия является необходимым условием для формирования профессиональной идентичности и развития способности к нейтральной позиции в консультировании [5].

Кроме того, для поддержания объективности рекомендуется соблюдать профессиональные границы в работе с клиентами. Г. Габбард и Э. Лестер обращают внимание на важность установления четких границ в терапевтических отношениях, чтобы избежать ситуаций двойных ролей или эксплуатации клиента [2, с.45]. С. А. Малкина подчеркивает, что нарушение профессиональных границ может привести к потере нейтральности и объективности со стороны консультанта [8].

Таким образом, профессиональная этика и нейтральность в работе психолога-консультанта являются ключевыми требованиями, обеспечивающими эффективность и безопасность процесса консультирования. Несмотря на влияние различных факторов, способных нарушить беспристрастность консультанта, существуют стратегии, направленные на поддержание объективности. К ним относятся: постоянная рефлексия собственных установок, повышение квалификации, личная психотерапия, соблюдение профессиональных границ. Следование этическим принципам и сохранение нейтральной позиции являются залогом доверия к профессии психолога-консультанта и обеспечивают благоприятные условия для личностного роста и самопознания клиентов.

Литература:

  1. Васильчук, О. Н. Конвенция нейтральности и ценностная ангажированность психотерапевтических систем // II Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Федора Ефимовича Василюка: сборник материалов. — 2020. — № 1. –С.41–43.
  2. Габбард, Г., Лестер, Э. Психоаналитические границы и их нарушения / пер. с англ. К. Немировского. — М.: Независимая фирма Класс, 2014. — 272 с.
  3. Гасанова, Г. А. Теории личности как важный компонент работы практического психолога / Г. А. Гасанова // Евразийский союз ученых. — 2017. — № 2(35). — С. 49–52.
  4. Данилина, М.О., Луцкович, Е.В., Макарова, У.С., Романова Н. В. Профессионально значимые черты личности практического психолога // Форум молодых ученых. — 2019. — № 4 (32). — C.277–280.
  5. Данина, М. А. Личная психотерапия в структуре профподготовки психологов-консультантов и психотерапевтов // Психологическая газета. URL: https://psy.su/feed/10319/ (дата обращения: 10.04.2024).
  6. Исаева, З.М., Мынбаева, А.К., Оспанова, Ш. Т. Рефлексивность как компонент образа Я личности психолога / З. М. Исаева, А. К. Мынбаева, Ш. Т. Оспанова // Высшее образование сегодня. — 2022. — № 8. — С. 88–93.
  7. Клюева, Н. В. Влияние личности психолога-консультанта на этическое поле профессиональной деятельности / Н. В. Клюева // Ярославская психологическая школа: история, современность, перспективы: Сборник материалов Всероссийской научной конференции, Ярославль, 08–20 октября 2020 года / Отв. редактор А. В. Карпов. — Ярославль: Общество с ограниченной ответственностью Филигрань, 2020. — С. 299–304.
  8. Малкина, С. А. Границы в терапии // Психологическая газета. URL: https://psy.su/feed/9826/ (дата обращения: 10.04.2024).
  9. Родермель, Т. А. Этические принципы в работе психолога-консультанта // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2022. — Т. 11. — № 2А. — С. 121–127.
Основные термины (генерируются автоматически): нейтральная позиция, личная психотерапия, повышение квалификации, залог доверия, личностный рост, поддержание объективности, профессиональная деятельность, профессия психолога-консультанта, психологическое консультирование, самопознание клиентов.


Ключевые слова

рефлексия, нейтральность, объективность, этика, повышение квалификации, психологическое консультирование, профессиональные границы, личная психотерапия

Похожие статьи

Концептуальная модель благополучия студентов медицинского колледжа и повышение устойчивости к стрессовым факторам

Задачи. В статье предлагается концептуальная модель благополучия студентов медицинского колледжа им. Г. А. Илизарова. Материалы и методы. Изучена медицинская литература, разработана модель совладания студентов, названная «копинг-ресурсом». Результа...

Мотивы профессиональной карьеры в студенческом возрасте

Диагностика профессиональных мотивов позволяет сделать карьеру молодого специалиста наиболее успешной. Мотивы карьеры будущего специалиста формируются в зависимости от индивидуальных потребностей и личностных свойств ученика и студента. В работе «Пси...

Интегративная программа психотерапии созависимых пациентов

В статье дано определение созависимости, представлена интегративная психотерапевтическая программа, разработанная на основе результатов диссертационного исследования с целью повышения эффективности медико-психологического сопровождения созависимых па...

Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач» в контексте позитивной психологии

Преобладающие мотивы влияют на успешность деятельности каждого человека. С точки зрения основоположников «позитивной психологии», каждому индивиду нужно формировать в своём сознании положительную мотивацию в особенно важной для него области деятельн...

Психологические критерии эффективного управления персоналом

В статье рассматривается влияние психологических критериев на эффективность управления персоналом, что становится всё более актуальным в условиях современной конкуренции и динамичного развития организаций. Исследование направлено на анализ таких факт...

Психологические особенности доверия к себе и к другим у будущих педагогов-психологов на этапе профессионального обучения в вузе

Стремление казахстанского общества к построению демократического, правового и социального государства актуализирует проблему повышения этических, нравственных, психологических качеств личности, которые в современных условиях становятся важными предпо...

Стратегические аспекты управления развитием компетентности персонала как фактор конкурентоспособности организаций

В статье проведён анализ развития компетентности персонала как фактор конкурентоспособности ОАО «РЖД». Автор статьи раскрывает необходимость в постоянной оценке и анализе кадровых процессов, содействующих росту и процветанию предприятия. Особое место...

Личностные качества в структуре профессионально важных качеств спасателей МЧС

Проблема профессионально важных качеств является в отечественной психологии значимым предметом. Их описание, систематизация тесно взаимосвязана с требованиями, предъявляемыми к субъекту труда. Основной задачей исследований в данной области является о...

Мотивация персонала промышленных предприятий

Так как сегодня мы наблюдаем появление качественно новых тенденций, которые носят иной характер, являются законами другого измерения и требуют новых научных и прикладных подходов к управлению персоналом, то перед менеджерами стоит задача не только ра...

Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями

В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...

Похожие статьи

Концептуальная модель благополучия студентов медицинского колледжа и повышение устойчивости к стрессовым факторам

Задачи. В статье предлагается концептуальная модель благополучия студентов медицинского колледжа им. Г. А. Илизарова. Материалы и методы. Изучена медицинская литература, разработана модель совладания студентов, названная «копинг-ресурсом». Результа...

Мотивы профессиональной карьеры в студенческом возрасте

Диагностика профессиональных мотивов позволяет сделать карьеру молодого специалиста наиболее успешной. Мотивы карьеры будущего специалиста формируются в зависимости от индивидуальных потребностей и личностных свойств ученика и студента. В работе «Пси...

Интегративная программа психотерапии созависимых пациентов

В статье дано определение созависимости, представлена интегративная психотерапевтическая программа, разработанная на основе результатов диссертационного исследования с целью повышения эффективности медико-психологического сопровождения созависимых па...

Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач» в контексте позитивной психологии

Преобладающие мотивы влияют на успешность деятельности каждого человека. С точки зрения основоположников «позитивной психологии», каждому индивиду нужно формировать в своём сознании положительную мотивацию в особенно важной для него области деятельн...

Психологические критерии эффективного управления персоналом

В статье рассматривается влияние психологических критериев на эффективность управления персоналом, что становится всё более актуальным в условиях современной конкуренции и динамичного развития организаций. Исследование направлено на анализ таких факт...

Психологические особенности доверия к себе и к другим у будущих педагогов-психологов на этапе профессионального обучения в вузе

Стремление казахстанского общества к построению демократического, правового и социального государства актуализирует проблему повышения этических, нравственных, психологических качеств личности, которые в современных условиях становятся важными предпо...

Стратегические аспекты управления развитием компетентности персонала как фактор конкурентоспособности организаций

В статье проведён анализ развития компетентности персонала как фактор конкурентоспособности ОАО «РЖД». Автор статьи раскрывает необходимость в постоянной оценке и анализе кадровых процессов, содействующих росту и процветанию предприятия. Особое место...

Личностные качества в структуре профессионально важных качеств спасателей МЧС

Проблема профессионально важных качеств является в отечественной психологии значимым предметом. Их описание, систематизация тесно взаимосвязана с требованиями, предъявляемыми к субъекту труда. Основной задачей исследований в данной области является о...

Мотивация персонала промышленных предприятий

Так как сегодня мы наблюдаем появление качественно новых тенденций, которые носят иной характер, являются законами другого измерения и требуют новых научных и прикладных подходов к управлению персоналом, то перед менеджерами стоит задача не только ра...

Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями

В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...

Задать вопрос