Некоторые аспекты профессиональной этики в работе психолога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 06.06.2020

Статья просмотрена: 174 раза

Библиографическое описание:

Ильичева, О. С. Некоторые аспекты профессиональной этики в работе психолога / О. С. Ильичева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 554-555. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71276/ (дата обращения: 19.10.2024).



Работа психолога в России становится всё более и более актуальной и востребованной.

Каждый год новые специалисты готовы принимать будущих клиентов, а также растет количество людей, заинтересованных в саморазвитии, в эффективном и своевременном решении своих проблем, в раскрытии своего потенциала, улучшению отношений с окружающими, более полном и ярком проживании каждого дня жизни.

Деятельность психолога важна и крайне ответственна. Профессиональный специалист стремится помочь клиенту в решении его проблем, вместе с тем он верит в индивидуальность, уникальность, отдельность каждого человека, в его личный потенциал и самостоятельность, его собственный путь, и уважает клиента.

Именно поэтому в процессе работы профессиональный психолог является так называемым проводником для клиента. Он не привносит ничего своего в терапевтическое пространство: ни своих личных установок, ни своих убеждений, ни советов, ни оценок, при этом он бережно помогает клиенту понять и познать себя, проработать психологические травмы и обрести собственные опоры и ресурсы, независимость и самостоятельность.

Это непростая задача, однако она под силу настоящему профессионалу.

Здесь важно отметить, что отношения между психологом и клиентом — только профессиональные несмотря на то, что у клиентов часто бывают случаи переноса значимой фигуры на консультанта. Грамотный специалист в зависимости от ситуации примет правильное решение:

– он сможет с помощью различных методик проработать с клиентом перенос, ни в коем случае не подпитывая и не поддерживая зависимость клиента от него самого или от процесса терапии;

– поддержит клиента в процессе переключения фокуса внимания с их взаимоотношений на конкретный запрос, с которым клиент пришел изначально;

– обратится к своему супервизору для проработки ситуации, если будет необходимо;

– в случае, если специалист видит, что не может помочь в проблеме клиента по какой-либо причине, он бережно и деликатно заканчивает терапию, заботясь о психологическом благополучии клиента.

Чем может быть опасно замещение фигуры значимого человека фигурой психолога?

Во-первых, у клиента может сформироваться зависимость от психолога, как от личности, обладающей теми иллюзорными качествами, которые представляет клиент.

Во-вторых, даже в случае отыгрывания отношений с психологом, как с личностью, в процессе консультаций, при непрофессиональном подходе к работе консультанта, в реальной жизни клиент не сможет применить данные навыки, так как любые новые отношения — это система, это живой организм, это уникальное общение и взаимодействие.

Работа с психологом — это уникальный формат общения, он не сравним ни с дружескими, ни с другими личными отношениями, так как имеет ряд условий: это и профессиональная этика в работе с клиентом, и небезвозмездность работы, четкие временные рамки работы, наличие у психолога большого числа клиентов, что может разрушить иллюзию своей исключительности и уникальности у клиента, склонного к зависимостям, это изначально несопоставимые, неравные позиции и роли Психолог — Клиент, когда Клиент обращается за помощью к Психологу, это и большая ответственность одного из участников процесса, а именно — психолога.

Другими словами, если человеку в детстве не хватало тепла и объятий матери, то объятия и тепло психолога не помогут клиенту в решении этой проблемы. На короткий момент клиенту может показаться, что данный подход эффективен, при этом в его взаимоотношениях с реальной матерью изменений не произойдет вследствие этого подхода, а также не будет выполнена важная задача: клиент вместо того, чтобы обрести собственную целостность и найти своего Внутреннего Родителя, найдет новую опору извне, в виде периодического взаимодействия с психологом. Проработка травмы — это внутренняя работа клиента при сопровождении консультанта, но не поиск внешней временной опоры, не заполнение пустоты чужеродным телом.

Этот подход в корне отличается от профессионального, когда психолог помогает клиенту обрести собственные опоры, когда клиент личностно растет и развивается внутренне. Заменяя клиенту части своего собственного Я, консультант способствует ослаблению и деградации в психологическом развитии клиента. Он кратковременно снимает симптом, но не справляется с причиной проблемы.

В-третьих, существует опасность того, что клиент, получив временный эффект от непрофессионального воздействия, откажется от желания самому стоять на собственных ногах, ему будет необходима опора в образе психолога и таким образом постепенно он будет утрачивать собственную волю и, несомненно, шанс на здоровые отношения с реальным партнером.

Так например, привожу здесь отрывок из обратной связи от клиентки, которая находилась в зависимости от психолога в течение 3 лет: «В течение трех лет у меня были терапевтические отношения с психологом, я выстраивала с ней отношения, основанные на полном принятии меня, понимании, одобрении. На консультациях я просила ее меня обнимать, чтобы восполнить то тепло, которого мне всегда не хватало в детстве. Иногда мы встречались не в формате консультаций, а в дружеском формате, и она обнимала меня, когда мне это было необходимо, выслушивала и поддерживала меня. Моя проблема в том, что я не могу построить отношения с другими людьми. Отношения с терапевтом для меня стали идеалом, и я ищу его теперь везде. Новые знакомые, мои близкие и родные не дают мне того чувства, что дает психолог, поэтому я постоянно разочаровываюсь в общении с ними и разрываю контакт. Другие люди не так внимательны ко мне, не так заботливы, не проявляют такой эмпатии, не дают мне такого душевного и физического тепла. Сейчас наше общение с психологом прекратилось по ее инициативе, и я нахожусь в тяжелом моральном состоянии, я в поиске нового психолога, который даст мне это ощущение полного принятия меня. С обычными людьми общаться и строить отношения я не могу».

Живой пример клиента — самый яркий показатель эффективности работы. Здесь очевидна зависимость клиента от психолога, идеализация консультанта, нарушение этики психологом, желание клиента не опереться на себя и свои ресурсы, а найти новую внешнюю опору. На бессмысленный поиск внешней опоры уходит время, силы, энергия клиента, который в это же время не может построить гармоничных отношений с окружающими. Клиент прочно укрепляется в роли Ребенка.

Таким образом, данная терапия в течение трех лет не позволила клиенту продвинуться вперед в саморазвитии и решить актуальную проблему в отношениях с противоположным полом, с которой она обратилась, несмотря на обсуждение событий, ситуаций, чувств, мыслей и снов с психологом. Здесь было упущено главное — восприятие отдельности клиента и уважение к клиенту. И время клиента. По субъективной оценке клиента, ее состояние до терапии было лучше и стабильнее, чем через три года работы, а по сути три года зависимости от психолога и личностной деградации.

Если психолог уважает клиента, то он будет сопровождать его на пути к обретению личной силы и целостности. Если же уважения к клиенту у специалиста нет, то клиенту предлагается опора на психолога, как на Родительскую фигуру, зарождается, поддерживается и развивается зависимость от него.

В моей статье я хочу отдельно отметить варианты работы с использованием методов системных расстановок или гештальт-терапии, где консультант может по согласованию с клиентом быть назначен на роль какой-либо значимой фигуры, заместителем. Но тут важно отметить, что назначается психолог именно на роль. То есть взаимодействия с Личностью психолога не происходит, происходит работа с фигурой значимого человека, а психолог, как проводник, транслирует свои ощущения в этой роли.

Если в терапии участвует личность психолога, такая терапия не является этически верной и, разумеется, эффективной. После сеанса с психологом и выхода из терапевтического пространства, каждый участник остается только при своём, в случае клиента, возможно, — более упорядоченном своем, проясненном, открытом в процессе работы своём, независимо от консультанта.

Искусство психологического консультирование состоит в тонком и деликатном балансировании на той грани, где присутствует этика и профессионализм, и забота о клиенте, и уважение к нему, к его уникальному жизненному опыту, и, в то же время, четкое разделение границ с клиентом, помощь ему в познании себя как независимого и отдельного человека, в раскрытии его собственных ценностей, потенциала, обретении своего пути.

Основные термины (генерируются автоматически): клиент, психолог, отношение, внешняя опора, зависимость клиента, значимый человек, личность психолога, полное принятие, процесс работы, терапевтическое пространство.


Задать вопрос