Современное телевидение считается одним из самых доступных СМИ, а научно-популярные телепередачи выступают одним из важнейших средств распространения знаний среди самых широких слоёв населения. Интерес к науке в России поощряется, путем проведения премий, конкурсов и выдачи грантов.
Существует целое направление в журналистике, знакомящее аудиторию с научными и культурными знаниями, выступающее связующим звеном между наукой и массовым сознанием — это познавательное телевидение. Главная цель такой журналистики — формирование у зрителей объективной картины мира, научного мировоззрения. Познавательным телевидением апробированы три способа подачи материала: 1) привлечение ученых для комментария и сообщения научных фактов, 2) использование в роли ведущего актера, 3) использование в роли ведущего тележурналиста [Почкай 2012].
Средства донесения научно-популярных знаний до народа в России на протяжении истории были разные. Начиная от книг и периодических изданий, заканчивая радио и телевидением.
В 1951 году была создана Центральная студия телевидения. В это же время были выработаны основные критерии профессиональной научно-популярной телепередачи. Согласно им, она должна обладать:
‒ значимостью для аудитории
‒ высокой степенью достоверности, опираться на документальные источники и непосредственные наблюдении
‒ изложение должно быть ярким, зрелищным, динамичным, драматичным, интеллигентным
‒ автор должен обладать авторитетом известного ученого, или профессионала — журналиста;
‒ автор должен быть свидетелем или участником событий, о которых идет речь в данной передаче [Тертычный 2013].
Наиболее интересным форматом научно-популярной программы для зрителя становится интервью ведущего с учеными из разных отраслей науки. Популяризатором такого формата стал С. П. Капица (программа «Очевидное-невероятное»). Дело С. П. Капицы продолжил Михаил Ковальчук в своей программе «Истории из будущего».
«Истории из будущего» — цикл научно-популярных программ Пятого канала. В передаче Михаил Ковальчук, президент НИЦ «Курчатовский институт», беседует о проблемах современной науки с ведущими научными деятелями страны, исследователями и экспертами. Разговоры о нанотехнологиях, генной инженерии и развитии атомной отрасли ведутся на доступном для простого зрителя языке. Изложение в программе «Истории из будущего» подчинено, прежде всего публицистическому стилю, а ритм приближен к телеграфному. Ведущий использует короткие по размеру и емкие по содержанию предложения.
У каждой передачи есть хорошая подводка к сюжету. Например, в выпуске 2017 года, посвященному соревнованиям «Worls skills», ведущий сначала рассказал о явлении «физиков и лириков» 60х годов — времени всплеска научно-технологического развития и научно-инженерного знания, который поднял страну на технологические высоты. Затем завел речь о современных российских достижениях в сфере науки, инженерии. После в беседу вступил гость и рассказал о международных соревнованиях «World skills» и современных профессиях.
Особенность композиции научно-популярной передачи «Истории из будущего» состоит в том, что она строится на конфликте между прежним знанием и новым открытием. В каждой передаче ведущий с приглашенным гостем-ученым проводят зрителя от простого к сложному, вовлекают его в логику научного поиска, показывают доводы сторонников и противников той или иной точки зрения так, что в результате зритель приходит к необходимым выводам как бы самостоятельно.
Программа «Истории из будущего» строится на монологах и выступлениях специалистов и ученых. Большое впечатление на телезрителя производят паузы, модуляции голоса, риторические вопросы и т. п. На телевидении выступающий получает возможность не повторять отдельные тезисы — они появляются в титрах передачи, не рисовать графики, схемы, диаграммы, формулы — они исполнены мультипликационным способом.
В большинстве выпусков «Историй из будущего» содержатся видеоролики на обсуждаемую с интервьюируемым тематику. Например, в выпуске про генетические заболевания присутствовали видеоролики, рассказывающие про введение генетических паспортов, расшифровку генома, существование биочипов и т. д. Благодаря красочному видеоряду, у зрителей формируется полное представления об обсуждаемых предметах.
Для программы «Истории из будущего» характерны крупные видеопланы. Например, в выпуске 2016 года, посвященному ВДНХ, на протяжении 40 секунд зрители могли наблюдать панораму главного здания, памятники, которые находятся на близлежащей территории. Также для выпусков характерен принцип «соотношения видеоряда и текста». В сюжете 2015 года, посвященному еде, диктор рассказал о пирах, которые описывал А. С. Пушкин в своих произведениях. Цитировал Пушкина и Державина. При этом, в сюжете показывались изображения яств; отрывок фильма по сказке Пушкина, изображающий застолье; столовые приборы).
С 2006 года киностудия «Центр национального фильма» проводит международный фестиваль научно-популярного кино «Мир знаний», где демонстрируются фильмы, посвященные физике, географии, астрономии, медицине и другим наукам. Ежегодно Министерство образования и науки проводит Всероссийскую премию «За верность науке», одна из номинаций которой называется «Лучшая телевизионная программа о науке».
Подводя итог, стоит отметить, что научно-популярные телепередачи в России имеют огромное значение для популяризации науки и формировании общественного мнения общества.
Литература:
- Тертычный, А. А. Быть ли научно-популярной журналистике? 2013 [Электронный ресурс] // Научный журнал «Вестник» Воронежского государственного университета. Режим доступа: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2013/02/2013–02–49.pdf
- Почкай Е. П. Прагматическое направление познавательной журналистики //Медиа, демократия, рынок в современном обществе/Материалы У1 Межвузовской научно-практической конференции 23–24 мая 2012 г. СПб., 2012.
- СМИ сетевое издание 5-tv.ru [Электронный ресурс] https://www.5-tv.ru/video/archiv/1000059/