Реализация культурно-образовательной функции журналистики через призму детских и подростковых передач на российском телевидении | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ

Опубликовано в

V международная научная конференция «Филологические науки в России и за рубежом» (Санкт-Петербург, декабрь 2017)

Дата публикации: 04.12.2017

Статья просмотрена: 495 раз

Библиографическое описание:

Корочкова, С. А. Реализация культурно-образовательной функции журналистики через призму детских и подростковых передач на российском телевидении / С. А. Корочкова. — Текст : непосредственный // Филологические науки в России и за рубежом : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/258/13400/ (дата обращения: 17.12.2024).



Изменения социально-экономической и культурной среды функционирования СМК (средств массовой коммуникации) неизбежно ведут к трансформации их функций в обществе. В современной отечественной науке восприятие функций также изменилось. Так, петербургская школа журналистики (в частности Корконосенко С. Г.) выделяет следующие функции (роли) журналистики: производственно-экономическую, регулирующую, информационно-коммуникативную, духовно-идеологическую [3, 150].

Московская школа (в частности Прохоров Е. П.) выделяет коммуникативную, идеологическую, культуроформирующую (культурно-образовательную), рекламно-справочную, рекреативную и организаторскую функции журналистики [4, 61].

В своей работе мы будем исходить из следующей трактовки культуроформирующей функции журналистики: участие в пропаганде и распространении в обществе высоких культурных ценностей, воспитание людей на образцах общемировой культуры, содействие всестороннему развитию человека» [4, 72]. На практике очень часто она реализуется совместно с рекреативной функцией, т. к. это повышает интерес телезрителей и, соответственно, рейтинги телепередач.

Основными видами детского телевизионного контента, представленными сегодня в российском эфире, являются полнометражные и короткометражные анимационные фильмы; художественные фильмы; мультипликационные сериалы; телевизионные программы; детские телесериалы.

В таблице 1. представлены данные Аналитического центра «Видео Интернешнл», рассчитанные на основании программных сеток крупнейших эфирных российских каналов [5, 35].

Согласно правилам лицензирования телевидения, установленным Федеральной комиссией по телерадиовещанию, доля детских телепрограмм должна составлять минимум 7–10 % от эфирного времени Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 N 2124–1, ред. от 25.12.2008.

Ни один из центральных российских телеканалов не соответствует этому требованию. На Первом канале детские передачи занимают менее 2 % эфирного времени (Ералаш, Умники и умницы, мультфильмы), на канале «Россия» менее 1 % эфирного времени (мультфильмы, конкурс талантов «Синяя птица»), доля детских передач на канале НТВ еще меньше («Устами младенца», конкурс талантов «Ты супер! Танцы»). На канале «Культура» передачи для детей занимают чуть более 3 % эфира (мультфильмы, конкурс по русскому языку для старшеклассников «Мы грамотеи», конкурс талантов «Синяя птица», «Спокойной ночи, малыши!»). Больше всего программ для детей и подростков на канале СТС, чуть больше 19 %. В основном это мультфильмы и полнометражные художественные фильмы, есть также ряд передач, например, Детский КВН.

Таблица 1

Объем идоля «детского» контента вэфире крупнейших телеканалов за 2012

Канал

Детские программы, час.

Доля детских программ ввещании,%

2×2

5822

79,62

Disney

2387

45,29

СТС

1419

19,15

ТНТ

1125

15,83

ТВ3

779

10,30

Перец

575

7,67

Пятый канал

361

4,70

МУЗ ТВ

230

3,13

Россия К

197

3,30

MTV

192

2,58

ТВ Центр

169

2,26

РЕН ТВ

153

2,05

Первый канал

125

1,66

Звезда

84

1,12

Россия 1

53

0,71

Семерка

48

1,98

НТВ

21

0,28

Домашний

1

0,01

К 2015 г. детских передач на основных каналах стало еще меньше (см. Таблица 2 [6]).

Таблица 2

Распределение эфирного времени по категориям передач на «Первом канале» и канале «Россия 1»

televidenie korolevstvo krivyx zerkal 6 601x320 custom Анализ вещания «Первого канала» и «России»: 0,3% времени на детские передачи

К тому же, большинство каналов пытаются выполнить требование закона, заполняя эфир мультфильмами, в основном зарубежного производства. Они успешно выполняют функцию развлечения, однако ни о какой культурно-просветительской функции здесь речи не идет.

Необходимо заметить, что многие каналы транслируют мультфильмы очень рано, в неудобное для детей время. Посмотрим варианты трансляции мультфильмов за неделю с 20 по 26 ноября 2017 г.:

Первый канал: воскресенье 7.20–7.30

Россия 1.: суббота 6.35–7.10

5 канал: понедельник 5.10–5.20, суббота 6.50–7.00, 8.00 -9.00, воскресенье 6.20 -7.00, 8.00 -8.35.

Россия К. (Культура): суббота 8.45–9.10, воскресенье 8.40 -9.30.

СТС: 6.00 -9.00, суббота 19.10–21.00, воскресенье, 14.00 -16.00.

Снова, как видим, лучше ситуация на канале СТС и Культура.

Детское просветительское телевидение — это не только мультфильмы, это также и научно-популярные, учебные программы, экранизации классических произведений, беседы об искусстве и музыке, в том числе современной, а также другие формы и жанры, которые успешно использовались в советское время. Сейчас же, если убрать мультфильмы, доля детских передач на телевидении ничтожна (см. Таблицу 3 [5, 37]).

Таблица 3

Объем идоля детских программ вэфире крупнейших телеканалов

Канал

Объем детских программ, час.

Доля вдетском вещании,%

Доля во всем вещании,%

СТС

230

16,21

3,10

Россия 1

44

83,02

0,59

ТВ3

32

4,11

0,42

Disney

25

1,05

0,47

ТВ Центр

21

12,43

0,28

Первый канал

11

8,80

0,15

Россия К

6

3,05

0,10

С телевещанием для подростков дело обстоит также плохо. Специальные программы, рассчитанные на эту аудиторию, на российском телевидении практически полностью отсутствуют. Как следствие, подростки вынуждены смотреть фильмы и передачи для взрослых. То, что они там видят, вызывает вполне закономерную озабоченность у ученых.

В Центре социологии образования Российской академии образования (РАО) в ходе экспертных телепросмотров, длительность которых составила 116 часов, установили, что в среднем на один час телетрансляций приходится 4,2 сцены насилия и эротики (т. е. каждые 15 минут).

Если учесть, что общая длительность ежедневных телепросмотров у школьников составляет в среднем 2,3 часа, то можно сделать вывод, что в среднем российский ребенок или подросток ежедневно видит не менее девяти подобных сцен [2].

О советском учебном телевещании подробно рассказал в своей книге «Телевидение: Страницы истории» Вилен Владимирович Егоров. С 1955 г. в Москве на центральном телевидении существовала постоянная рубрика «В помощь школе», в Ленинграде — «Телевизионный лекторий для старшеклассников».

В марте 1965 года был открыт специализированный канал, названный третьей (учебной) программой. Создавались учебные программы, которые, по сути, были наглядным пособием для школьников, изучающих ту или иную дисциплину в рамках программы. Утренний блок третьей программы адресовался школам. Дневные факультативные передачи выходили за рамки учебника и адресовались не только детям, но и взрослым. Однако эта программа никогда не была общесоюзной.

Для школьников, желавших поступить в вузы, редакция совместно с одним из самых престижных вузов Москвы — МИФИ — организовала курс лекций (около 60 лекций) по математике. Писем от школьников было так много, что в МИФИ для анализа домашних заданий стали привлекать студентов-старшекурсников, а по итогам такой переписки институт отбирал себе будущих студентов [1, 83].

Сейчас аналогом этой передачи является программа «Умники и умницы» на Первом канале. Это, пожалуй, единственное, что сохранилось из традиций советского просветительского телевещания.

В развитых странах телевидение является мощным и неотъемлемым средством образования. Учитывая большое влияние на аудиторию, доступность и массовый характер вещания, ТВ давно используется в качестве обучающего инструмента. Создаются специальные телеканалы, как общеобразовательные, так и тематические (о науке, технике, природе и т. д.), чего нельзя сказать о российском ТВ.

Такой же подход реализуется и на российском телевидении. Познавательные передачи выходят в эфир на специальных каналах. Яндекс-телепрограмма с пометкой «познавательные» выдает список из 40 каналов. К сожалению, большинство из них можно смотреть только через спутниковое или кабельное телевидение, т. е. широкой публике они недоступны.

Очень незначительная часть передач на этих каналах идет с пометкой 6+ (мастер-классы, обзор и чтение детской классики и мифов, уроки танцев и рисования), чуть больше с пометкой 12+, основная часть же часть передач на этих каналах идет с пометкой в 16+. Это говорит о том, что образовательных передач, адаптированных для детского восприятия, практически нет, их тематика также ограничена. Большинство познавательных программ на российском телевидении рассчитаны на взрослую аудиторию.

Появление новых проектов образовательного характера свидетельствует об осознании руководителями телеканалов потребности в программах подобного рода. Однако их качество и степень доступности пока оставляют желать лучшего, и надеяться на то, что наряду с развлекательными и информационными, появятся полноценные, доступные широким массам, образовательные телеканалы пока не приходится.

Литература:

  1. Егоров В. В. Телевидение. Страницы истории. М.: Аспект пресс, 2004. — 202 с.
  2. Журавлева Е., Назарова Т. Беспокойной ночи, малыши! Российские телеканалы могут лишиться лицензий за отсутствие детских программ. https://newizv.ru/news/society/29–06–2005/27194-bespokojnoj-nochi-malyshi
  3. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: учебное пособие / С. Г. Корконосенко. — М.: КНОРУС, 2016. — 272 с.
  4. Прохоров. Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебник для студентов вузов / Е. П. Прохоров — 8-е изд., испр. — М.: Аспект Пресс, 2011. — 351 c.
  5. Телевидение для детей. Исследование особенностей производства, формирования и распространения программ. Мировой опыт. М., 2013. http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2013/tv_for_children.html

6. Телевидение — королевство кривых зеркал http://inance.ru/2014/12/televidenie/

Основные термины (генерируются автоматически): канал, россия, программа, эфирное время, конкурс талантов, российское телевидение, MTV, доля детских передач, канал СТС, россия К.

Похожие статьи

Роль правовой пропаганды в формировании правового сознания и правовой культуры у молодёжи

Раскрытие творческого потенциала у детей дошкольного возраста через театральную деятельность посредством метода проектов

Влияние детской литературы на социализацию и воображение ребенка в современном обществе

Социально-психологическая роль сказкотерапии в работе с современными подростками

Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми

Подходы форматного телевидения в производстве аудиовизуальных проектов в интернете

Роль дидактической игры в экологическом воспитании

Современные образовательные технологии личностно-ориентированного подхода в образовании

Социальный проект в школе как средство социализации учащихся

Реализация практико-ориентированного образования на уроках математики

Похожие статьи

Роль правовой пропаганды в формировании правового сознания и правовой культуры у молодёжи

Раскрытие творческого потенциала у детей дошкольного возраста через театральную деятельность посредством метода проектов

Влияние детской литературы на социализацию и воображение ребенка в современном обществе

Социально-психологическая роль сказкотерапии в работе с современными подростками

Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми

Подходы форматного телевидения в производстве аудиовизуальных проектов в интернете

Роль дидактической игры в экологическом воспитании

Современные образовательные технологии личностно-ориентированного подхода в образовании

Социальный проект в школе как средство социализации учащихся

Реализация практико-ориентированного образования на уроках математики