Статья посвящена вопросам необходимости медиапедагогики в современном обществе.
Ключевые слова: медиапедагогика, медиаобразование, семья, медиатехнологии, образовательные учреждения.
В настоящее время, развитие открытого информационного пространства и становление информационного общества усилили влияние и роль медиа на процесс развития детей, начиная с рождения. Благодаря этому были определены интересы политики в сфере образования в сторону улучшения качества образования благодаря освоению медиапространства. На сегодняшний день важную роль в подготовке к процессу обучения дошкольника и школьника на следующих этапах играет именно медиапространство.
Ни одно поколение человечества не имело таких условий развития и воспитания как сейчас. Современные дети знают многое о людях, мире и природе, вследствие чего, активно включаются во все процессы. Общество не должно игнорировать развитие медиатехнологий и медиаобразования.
Согласно современным исследованиям, по инициативе родителей, начиная с двух лет, дети являются активными медиа пользователями, к трем годам наблюдаются стойкие предпочтения при выборе мультфильмов, а к пяти годам дети начинают осваивать компьютер и сеть Интернет при помощи родителей. Следует отметить, что раннее знакомство детей с медиа ресурсами формирует новый тип их отношений с развитым медиапространством. В данной ситуации особую актуальность приобретает способность ребенка противостоять информационной «перегрузке», а также, для удовлетворения своих познавательных интересов уметь на элементарном уровне пользоваться медиа.
Вследствие этого значимая роль при реализации образования принадлежит именно медиаобразованию.
Сегодня среди педагогов-исследователей и учёных поднимаются вопросы о медиаграмотности родителей, а также медиаобразовании детей в семье, в образовательном учреждении, которое бы удовлетворяло образовательно-культурным потребностям детей и их родителей, соответствовало ФГОС, и соответствовало государственной политики РФ в области образования. Следовательно, вопрос медиаобразования детей при помощи средств сетевых медиа — важная социокультурная задача, решение которой призвано повысить в дальнейшем уровень медиаграмотности всех граждан России.
Важное значение медиаобразования подчеркивают многие исследователи, такие как Баженова Л. С., Бондаренко Е. А., Федоров А. В., Челышева И. В. И др.
Воздействие сети Интернет и телевидения на становление личности ребенка активно исследуется учеными, особенно в США. Вследствие этого, появилось новое направление — медиапедагогика. Целью данного направления выступает развитие критического мышления, навыков восприятия ребенка и анализа структур медиаконтента [1].
Представители концепции медиапедагогики считают, что в современном мире человек подвержен влиянию большого числа символов: образов окружающего мира, звуков и человеческой речи. Образовательные учреждения, помимо невербальных способов коммуникации и традиционных способов общения должны обучать детей, в первую очередь, визуальным. Отсюда следует повышенный интерес к рекламе, комиксам и фотографии, а на более высокой стадии развития «визуальной грамотности» — к видео, телевидению и кино.
К сожалению, в образовательных учреждениях можно увидеть практически полное игнорирование всего, что связано со СМИ. Хотя наиболее значительные изменения сегодня происходят именно в информационной области.
Кирилл Танаев, директор Института современных медиа (MOMRI): «Нынешнее поколение детей 0–5 лет растет в качественно иной медиасреде: их детство приходится на период расцвета российской мультипликации. Они обладают качественно иными медиапривычками и предпочтениями, и эти привычки не только активно меняются, но также закладывают предпосылки системных изменений и медиаиндустрии, и будущего потребительского поведения».
По данным исследований MOMRI 2017 г., просмотр телевизора и чтение (самостоятельное или с родителями) — самые популярные виды медиаактивности у детей до 12 лет в России. Половина детей имеет собственный ТВ или тот, который смотрят по желанию (45 %). Каждый пятый ребенок имеет собственный пакет телеканалов (19 %).
В 2017 г. телевизор — главное цифровое устройство дошкольника. Главный гаджет подростка — смартфон.
Весомой частью жизни детей стали именно медиа. Необходимо предельно внимательно относиться к теме использования цифровых устройств и интернета детьми. Развивать направление медиа как досуг детей и родителей и самое важное, насыщать событиями жизнь ребенка.
Опыт использования детьми цифровых устройств требует дальнейшего всестороннего изучения, однако опираясь на имеющиеся сегодня данные, можно с уверенностью сказать, что существует огромный потенциал для детско-родительского взаимодействия в цифровом пространстве.
Главная цель медиапедагогики — не просто «медиаграмотность», как некий набор знаний, а «медиакомпетентность», включающая в себя и понимание сущности информационно-экспрессивного потока, медиаграмотность, и суггестивную грамотность, и осмысленный подход к медиа как носителям противоречивой информации, и визуальную грамотность, и оценку своей субъектной роли в медиасреде. Появляется потребность в появлении методик, которые позволяют получать информацию от самих телезрителей, в частности от детей школьного и дошкольного возраста.
Введение возрастного ценза с сентября 2012 года, ограничения, определяемые взрослыми, далекими от детской педагогики и психологии, не отражают реальных возможных последствий воздействия телевизионной или кинопродукции на детскую психику и формирование социальных установок.
Часто возрастные ограничения продиктованы рынком. Иначе как можно объяснить тот факт, что фильм «Жизнь Пи» вышедший в прокат в январе 2013 года, был промаркирован 6+, но при просмотре которого испытывали страх даже взрослые зрители? Судя по сетке вещания, пока каждый канал сам определяет, как ему маркировать свой эфир. Так, например, на «Первом канале» показ фильма Сергея Бондарчука «Война и мир», включенный в список 100 рекомендованных к просмотру школьниками фильмов, стоит с пометкой «16+», видимо, потому что если буквально следовать закону, то эпизоды войны 1812 года, пусть даже и в изложении Льва Толстого, отнесли к «сценам насилия и жестокости».
В нашей стране в педагогических вузах сегодня, как никогда, появилась необходимость готовить специалистов в области информационной культуры, аудиовизуальных коммуникаций и психологии восприятия, которые способны реализовать задачи и цели, стоящие перед медиапедагогикой.
Литература:
- Баранов, О. А. Медиа, современная семья и школьник [Текст] / О. А. Баранов, С. Н. Пензин // Медиаобразование. − 2006.− № 2. — С. 27–41.
- Отчет MOMRI. ДЕТИ. МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ. 2017. [Электронный ресурс] / Отчет MOMRI. — URL:http://cyberpsy.ru/articles/children_media_2017_momri/ (дата обращения: 16.04.2018).
- Челышева, И. В. Медиаобразование для родителей: освоение семейной медиаграмотности [Текст] / И. В. Челышева // Научно- популярное издание. — Таганрог: Изд-во Южного Федерального ун-та, 2008. − C. 184.