Медиакультурное воспитание и его роль в современном образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 29.05.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Беспалова, Х. С. Медиакультурное воспитание и его роль в современном образовании / Х. С. Беспалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 187-189. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114180/ (дата обращения: 28.06.2024).



Статья посвящена проблеме медиакультурного воспитания в современном образовательном процессе. Автор рассматривает роль медиа в формировании мировоззрения и ценностных ориентаций обучающихся, а также влияние на личностное развитие и общественное взаимодействие. В статье предлагаются методы интеграции медиа-образования в учебный процесс.

Ключевые слова: медиакультура, медиакультурное воспитание, воспитание, медиаобразование, роль медиавоспитания.

В современном информационном обществе медиакультура занимает особое место. С одной стороны, она стала неотъемлемой частью нашей жизни, с другой — оказывает огромное влияние на формирование ценностей, мировоззрения и поведения людей. Поэтому вопрос о медиакультурном воспитании в образовании является актуальным и значимым.

Всеобщий доступ к медиа позволяет детям и молодым людям изучать окружающий мир, знакомиться с различными культурами и традициями, осознавать свои права и обязанности, а также формировать собственную позицию в отношении актуальных событий и проблем.

Медиакультурное воспитание — это процесс овладения навыками анализа, интерпретации и критического восприятия информации, которая поступает к нам через различные медиа. Оно позволяет развивать у обучающихся навыки критического мышления, эмоционального интеллекта, этики и культуры конструктивной коммуникации [2].

Медиаобразование — это процесс развития личности через приобщение к медиакультуре с целью формирование коммуникативных и творческих способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, оценки и интерпретации медиатекстов [1].

Медиакультурное воспитание должно помогать обучающимся развивать коммуникативные навыки: они должны уметь эффективно выражать свои мысли и идеи, конструктивно общаться с другими людьми и уважать мнение других. Сетевые платформы и социальные сети предоставляют огромные возможности для общения и обмена информацией, и обучающиеся должны уметь использовать эти инструменты с умом и ответственностью [3].

Современное общество находится в постоянном состоянии проникновения информационных технологий во все сферы жизни. Рост популярности и доступность различных медиаформатов, таких как интернет, телевидение, социальные сети, влияют на формирование ценностей и мировоззрения молодого поколения. В связи с этим особую важность приобретает внедрение медиакультурного воспитания в современное образование, ведь без самого факта воспитания медиа будет иметь отрицательный эффект воздействия на обучающихся.

Внедрение медиакультурного воспитания в учебный процесс требует комплексного подхода и учета современных трендов и потребностей обучающихся. Такая работа является неотъемлемой частью формирования критического мышления, творческих способностей и осознанного отношения к медиасодержанию, что делает ее необходимой и полезной, позволяет осознанно взаимодействовать с информационными и коммуникационными технологиями, развивать навыки критического мышления и анализа. Медиаобразование стимулирует развитие коммуникативных компетенций, способности к творческому мышлению и самовыражению, а также содействует формированию нравственных и этических ценностей.

Для успешной интеграции медиакультурного воспитания в учебный процесс предлагается несколько форматов:

  1. Интеграция медиавоспитания в учебный план. Данный этап предполагает разработку и внедрение специальных уроков или курсов, посвященных медиакультурному воспитанию. На уроках можно рассмотреть такие темы, как анализ и критическая оценка медиаматериалов, развитие медиаграмотности и креативности, осознанное потребление медиасодержания, медиа-этика и др. [Фёдоров 2011].
  2. Организация внеклассных мероприятий и внеурочная деятельность. В рамках таких мероприятий можно провести проблемные беседы и творческие конкурсы на тему медиакультурного воспитания, организовать просмотры и обсуждения фильмов, как художественных, так и документальных, построить проблемную беседу с обучающимися или посвятить целое занятие в рамках внеурочной деятельности.
  3. Работа с родителями. Вовлечение родителей в учебный процесс является не менее важным условием медиакультурного воспитания обучающихся. Можно организовать родительские собрания, на которых будут обсуждаться вопросы медиакультурного воспитания и будут предоставлены рекомендации по контролю за медиапотреблением детей, предложены методы совместной работы с обучающимся, например, такие, как открытый урок «семейной финансовой грамотности», родительский мастер-класс, «классные встречи» и др.
  4. Сотрудничество с организациями, которые специализируются на медиаобразовании. Это может значительно обогатить практическую часть медиаобразования. С их помощью можно провести мастер-классы, тренинги, семинары и другие мероприятия, направленные на развитие медиакомпетенций учащихся и педагогов.
  5. Разработка и использование образовательных медиаматериалов. Создание и использование образовательных медиаматериалов, таких как видеоролики, презентации, интерактивные упражнения и игры, помогают сделать процесс медиакультурного воспитания более интересным и познавательным.

Для успешной реализации медиакультурного воспитания в образовательном процессе необходимо учитывать этическую сторону участия в медиасреде. Современная образовательная система должна включать в себя обучение детей осознанному и ответственному использованию медиаресурсов. Важно научить их отличать информацию от дезинформации, оказать содействие в формировании критического мышления и способности анализировать информацию.

Кроме того, важной задачей медиакультурного воспитания является развитие эстетического восприятия. Обучащиеся должны уметь различать разные жанры, стили и подходы в медиатворчестве. Это поможет им не только стать более образованными и культурными, но и развивать и совершенствовать творческие способности и мышление.

Также необходимо обучать этике взаимодействия в интернете, включая соблюдение авторских прав, защиту персональных данных и неприемлемость оскорблений и ненависти в онлайн среде. Они должны уметь критически мыслить, задавать вопросы и искать ответы на них, так как в современном обществе остро стоит проблема фейковых новостей, личностей, мошенничества и манипуляций с помощью дезинформации. Именно подрастающее поколение чаще всего становится жертвой различных манипуляций иллюзиями, созданными фейковыми новостями, провокационными заголовками и инсинуациями. Образовательная система должна помочь обучающимся научиться не только отличать правду от лжи, но и развивать способность аргументированного и объективного анализа информации.

Наконец, медиакультурное воспитание также включает в себя и вопрос о пользе информации. Обучающиеся должны осознавать последствия своих действий в сети, научиться верно реагировать на медийные материалы, осознанно выбирать содержание, способствующее их развитию и саморазвитию, учиться критически относиться к негативным эмоциям, влияющим на их поведение.

Таким образом, можно сделать вывод, что медиакультурное воспитание является неотъемлемой частью образования в современном мире. От умения критически мыслить и анализировать информацию до умения эффективно использовать средства массовой информации для собственных целей — все это является необходимыми навыками успешной коммуникации в современном информационном обществе. Образовательные учреждения должны активно включать медиакультурное воспитание в учебные программы и методы обучения, чтобы готовить обучающихся к жизни в насыщенной информационной медиасреде. Только тогда они смогут стать эффективными, продуктивными и ответственными гражданами, способными адаптироваться к постоянно меняющимся технологиям и требованиям информационного общества.

Литература

  1. Бондаренко, Е.А Медиаобразование и медиасреда в школе / Е. А. Бондаренко // Народное образование. 2013. С. 224–226.
  2. Скобелина, И. Е. Медиакультурная образовательная среда как условие развития медиакультуры обучающихся / И. Е. Скобелина // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. С. 124–127.
  3. Фёдоров, А. В. Развитие медиакомпетентности и аналитического мышления в процессе медиаобразования старшеклассников / А. В. Фёдоров // Школьные технологии. 2011. С. 88–97.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитание, критическое мышление, учебный процесс, обучающийся, внеурочная деятельность, Развитие, современное информационное общество, современное общество, способность, формирование ценностей.


Похожие статьи

Задать вопрос