Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Роль медиапространства в развитии детей дошкольного возраста

Педагогика
11.04.2025
49
Поделиться
Библиографическое описание
Урлик, Т. О. Роль медиапространства в развитии детей дошкольного возраста / Т. О. Урлик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 15 (566). — С. 184-185. — URL: https://moluch.ru/archive/566/124069/.


В статье автор рассматривает медиаобразование.Какуюроль играет в системе образования, как способствует развитию у детей навыков организации, управления и анализа информации.

Ключевые слова: медиапространство, медиаобразование.

В настоящее время цифровое пространство прочно вошло в жизнь ребёнка с самого раннего возраста. На формирование представлений о мире, общечеловеческих ценностях и межличностных отношениях оказывают влияние не только семья, социальное окружение и учреждения образования, но и средства массовой информации.

Современные дети растут в окружении многочисленных цифровых устройств. Следствием чего является неизбежное обновление традиционной системы образования. Согласно Федеральной образовательной программы дошкольного образования «При реализации образовательных программ дошкольного образования могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, исключая образовательные технологии, которые могут нанести вред здоровью детей».

Формы, способы, методы и средства реализации задач, намеченных ФОП ДО, педагог определяет самостоятельно в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов.

Исходя из этого, традиционная система обновилась, появилось новое направление в педагогике, такое как медиаобразование.

Медиаобразование играет важную роль в системе образования, так как способствует развитию у детей навыков организации, управления и анализа информации. Оно оказывает влияние на эмоциональное восприятие мира и формирование моральных ценностей.

Использование технических средств в познавательной и исследовательской деятельности стало неотъемлемой частью жизни современного ребёнка. Это увлекательное занятие, дающее возможность получать новые знания и яркие впечатления, доступное каждому.

Эффективность воспитательного воздействия медиапространства может быть оценена по следующим критериям:

– стимулирование познавательной активности и самостоятельности у детей;

– повышение успеваемости и формирование позитивного отношения к учебному процессу;

– естественное стремление к поиску информации с использованием медиаресурсов;

– развитие навыков навигации в информационных потоках, что способствует осознанному выбору профессионального пути;

– интеллектуальное развитие за счет наличия мотивационного стимула.

Для обеспечения эффективности медиаобразования необходимо сформировать безопасную медиа-образовательную среду. Под ней понимается доступ к контенту, который не наносит вреда психическому здоровью и не искажает ценностные ориентиры детей дошкольного возраста, как при просмотре, так и при прослушивании. Чтобы сделать контент безопасным, нужно чтобы ребёнок имел возможность смотреть и слушать доступную по возрасту информацию, предлагаемую взрослыми. Задача педагога найти среди многообразия контента помощников и создать вокруг ребенка доступное мотивирующее обучающее пространство для развития и роста.

Основными задачами медиаобразования являются: подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях, к правильному восприятию различной информации, осознания последствия ее воздействия на человека.

Несмотря на очевидные преимущества, воспитание с использованием медиапространства сопряжено с определёнными сложностями. К числу наиболее существенных относятся распространение недостоверной информации и искажение фактов, низкий культурно-этический уровень многих источников, а также недостаточная система их контроля.

Одним из немаловажных вариантов безопасного медиапространства является создание собственного контента силами детей и педагогов. С этой задачей вполне справляется использование в работе технологии детская журналистика. Интегрируя данную технологию с программой воспитания осуществляется «приобщение детей к традиционным ценностям российского общества — жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколении, единство народов России». Созданный детьми медиапродукт (новости, репортажи, рубрики) имеет особую ценность, так как сам процесс создания оказывает положительное влияние на всестороннее развитие ребёнка и является важным для дошкольника, как продукт своего труда.

Важнейшей задачей родителей и педагогов является формирование у детей критического мышления и навыков ответственного взаимодействия с медиа.

Объемы потребления медиа-контента детьми неуклонно растут. Полное ограничение доступа к медиапространству в современных условиях представляется невозможным. Вместо этого взрослым необходимо обучать детей основам грамотного и безопасного использования медиаресурсов.

Для родителей и педагогов крайне важно создать условия, при которых ребёнок сможет взаимодействовать с медиаконтентом без негативных последствий. Для этого необходимо:

– формировать у ребёнка критический подход к информации. Учить его доверять только проверенным источникам, прислушиваться к советам взрослых и понимать важность баланса между виртуальной реальностью и другими сферами жизни;

– обеспечивать ребёнка разнообразными вне-медийными aктивностями. Это поможет ему поддерживать равновесие между взаимодействием с медиа и реальным миром;

– развивать медийную грамотность. Поощрять ребёнка подвергать сомнению полученную информацию, не принимать всё на веру и критически оценивать её достоверность;

– использовать гаджеты как инструмент для совместного время препровождения. Например, просматривать обучающие мультфильмы всей семьёй.

Таким образом, только сотрудничество родителей и педагогов позволит создать безопасное и полезное медиа-окружение для ребёнка.

Медиапространство обладает потенциалом для позитивного воздействия на воспитание детей всех возрастных групп и стимулирования их интереса к образованию. Систематическая работа в этом направлении имеет важное значение, поскольку способствует привлечению внимания дошкольников и личностному развитию каждого ребёнка с учётом его индивидуальности.

Литература:

  1. ФИКО «Методические рекомендации по внедрению в практику образовательных организаций современных разработок в сфере воспитания подростков и молодежи на основе разработок российских ученых».
  2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
медиапространство
медиаобразование
Молодой учёный №15 (566) апрель 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 184-185):
Часть 3 (стр. 137-205)
Расположение в файле:
стр. 137стр. 184-185стр. 205

Молодой учёный