Телевизионные СМИ для детей и подростков на отечественном телевидении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 21.11.2021

Статья просмотрена: 1408 раз

Библиографическое описание:

Винокурова, Ю. А. Телевизионные СМИ для детей и подростков на отечественном телевидении / Ю. А. Винокурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 548-550. — URL: https://moluch.ru/archive/390/85800/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассмотрены детские и подростковые каналы на отечественном телевидении и освещена проблема нехватки молодежных просветительских программ на федеральных каналах.

Ключевые слова: дети, подростки, просвещение, развитие, телепрограммы.

The article examines children's and teenage channels on domestic television and highlights the problem of the shortage of youth educational programs on federal channels.

Keywords: children, teenagers, education, development, TV programs

Актуальность данной статьи выражена в стремительном внедрении юных россиян в эпоху телевидения и Интернета. Дети и подростки активно проникают в социальную жизнь общества, устанавливают с ней определенные связи и взаимоотношения, постигают смысл деятельности и поступков. В данный возрастной период происходит чрезвычайно интенсивное усвоение этических правил, норм и принципов, формирование связанных с ними нравственных привычек поведения и нравственных качеств личности.

По мнению Т. С. Петченко, современные телевизионные СМИ для детей и подростков характеризуются некоторыми специфическими признаками: доступностью, многообразием каналов, использованием разнообразных технических средств, высокой степенью частоты и регулярности передачи информации, универсальностью, засильем рекламы и др. [2. с. 271].

На сегодняшний день существует огромное количество детских и подростковых телевизионных программ, которые обучают, развивают и развлекают огромное количество детей и подростков. Но, в то же время, следует обратить внимание и на другую сторону телевизионной доступности — это бесконтрольное потребление детьми и подростками информации, не предназначенной или даже противопоказанной для них.

Детская программа — это система программ, направленных на зрителей дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста. Ее цель всестороннее воспитание и образование, социализация молодого поколения.

В настоящее время детские и подростковые программы заполняют определенную долю на федеральных каналах в сетке вещания. Однако для того, чтобы педагогическая направленность детских и подростковых передач доминировала над их развлекательной функцией, необходимо проводить не только работу по их разработке, но и по исследованию их эффективности и воздействию на молодое поколение.

Детские и подростковые передачи должны развивать и воспитывать детей и тинэйджеров, превращать их в полноценных членов здорового общества, способных мыслить, понимать, сочувствовать и помогать.

Также принципиально важным моментом является тот факт, каким образом размещают детские и подростковые программы в сетке вещания, на том основании, что этот принцип должен принимать во внимание распорядок дня детей и тинэйджеров. К сожалению, в наше время телеканалы не всегда размещают детские и подростковые передачи в зависимости от их режима дня.

Современное российское телевидение кардинально изменилось за последние десятилетия. В советское время многие телезрители были не довольны жесткой цензурой, которая выражалась в различных пропагандистских, идеологических передачах, западные фильмы были сенсационной редкостью, нечасто можно было насладиться просмотром зарубежных музыкальных клипов, а о прямых эфирах можно было только мечтать. Но, несмотря на это, советское телевидение создавало прекрасную платформу для детских и юношеских передач: умные, добрые, познавательные, которые, бесспорно, так нравились советским детям и подросткам.

Для советских детей были созданы различные передачи, которые объясняли, что такое добро и зло, рассказывали, как нужно себя вести по отношению к другим и обучали новым знаниям и умениям («В гостях у сказки», «Будильник», «Выставка Буратино», «Отчего и почему?», «Детский час», «Хочу все знать», «Ребята с нашего двора» и др.).

Для советских подростков выходили развлекательные передачи, которые прививали молодому поколению правильные установки и жизненные ценности («До 16 и старше…», «Любовь с первого взгляда», «Утренняя звезда», «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас!» и др.).

В настоящий момент на платформе современного отечественно телевидения существует огромное количество тематических каналов, работающих исключительно на детскую аудиторию: «Карусель», «Детский мир», «Disney», «Детский», «Nickelodeon», «Мультимания», «Gulli», «TiJi», «СТС kids», «В гостях у сказки», «Радость моя», «BabyTV», «Союзмультфильм», «Советские мультфильмы» и другие.

Телеканал «Карусель» позиционирует себя одним из главных детских телеканалов на российском телевидении. Детский контент и форматы эфиров создаются и совершенствуются благодаря работе детских психологов и педагогов. Производством программ занимаются такие «маститы», как ВГТРК и «Первый канал. Всемирная сеть». Формат программ канала для маленьких школьников достаточно разнообразный и имеет познавательный, информационный, развивающий, обучающий, игровой и развлекательный контент.

Вторым по популярности детским каналом на отечественном телевидении является «Disney», который специализируется на развлекательном контенте для детей. Сетка вещания канала состоит из полнометражных мультфильмов, анимационных сериалов, переведённых и озвученных на русский язык, а также различных телешоу, созданных в России.

В настоящее время контент телеканал «Disney» пользуется огромных спросом среди зрителей и вполне устойчив: мультфильмы, телесериалы, развлекательные шоу и телевикторины собственного производства. Многие программы канала продаются для ротации на другие отечественные телеканалы.

Еще одним из самых просматриваемых детских телеканалов является «Nickelodeon», который славится в детских кругах своими анимационными мультфильмами.

Именно на этом канале впервые в 1999 году появился в сетке вещания знаменитый мультфильм «Губка Боб Квадратные Штаны», который быстро набрал популярность и стал известным во всем мире. В свою очередь, данный мультсериал входит в сетку вещания и в настоящее время.

Помимо этого, телеканал транслирует такие знаменитые мультсериалы, как: «Черепашки-ниндзя», «Клуб Винкс», «Элвин и бурундуки», «Рюкзак Олли», «Это пони», «Касагранде» и др.

Таким образом, телеканал «Nickelodeon» завлекает своих зрителей развлекательным контентом и благодаря своей популярности остается в топе среди других детских телеканалов.

Современные подростки предпочитают развлекательные телевизионные передачи, поэтому среди тинэйджеров пользуются популярностью телеканалы «СТС», «ТНТ», «ПЯТНИЦА», «Ю», «Disney Junior». На данных каналах круглосуточно транслируются фильмы, сериалы, реалити-шоу и программы о путешествиях.

В последние годы телеканал «СТС» выпустил огромное количество сериалов, нацеленных на молодую аудиторию: «Воронины», «Ивановы-Ивановы», «Сториз», «Гимнастки», «Молодежка» и др. Также данный телеканал завоевал авторитет среди тинэйджеров благодаря ежедневной трансляции фантастических фильмов: «Малифисента», «Гарри Поттер», «Властелин Колец», «Пираты Карибского моря» и др.

Телеканал «Ю», целевой аудиторией которого является молодое поколение, имеет развлекательный контент и выпускает различные реалити-шоу: «Обмен женами», «Папа попал», «МастерШеф», «Дочки - матери», «Модель XL», «Свадьба вслепую», «Угадай мой возраст» и др.

Также нельзя не отметить федеральный телеканал «ТНТ», основной аудиторией которого являются подростки. Сетка вещания канала наполнена комедийными программами, сериалами и реалити-шоу: «Универ», «СашаТаня», «Ольга», «Жуки», «Реальные пацаны», «Учителя», «Иванько», «Интерны», «Импровизация», «Песни», «Танцы», «Холостяк», «Где логика?», «StandUp», «Однажды в России» и др.

К сожалению, на сегодняшний день для телевизионных СМИ на первый план выходят монетизация и рейтинги программ, так как на развлекательном контенте они прилично зарабатывают и продолжают свое существование. Вследствие этого, телеканалы прекращают выполнять свои основные функции: просветительскую, информационную, образовательную. Из этого вытекает дефицит образовательных программ для подростков на отечественном телевидении. Похожая ситуация и с детскими телепрограммами.

В соответствии с правилами лицензирования телевидения, установленными Федеральной комиссией по телерадиовещанию, доля детских телепрограмм обязана образовывать минимум 8–10 % от эфирного времени. Но, ни один из федеральных российских телеканалов не соответствует данному требованию. На «Первом канале» детские передачи занимают не более 1 % эфирного времени (телевизионное шоу талантов «Лучше Всех»), на телеканале «Россия 1» детские программы занимают около 0,2–0,4 % эфирного времени (редкие утренние мультфильмы), канал НТВ вообще не включает в сетку вещания детские программы.

Следует отметить, что российское детское и подростковое телевещание пребывает в глубоком кризисе. Руководители телевизионных СМИ не скрывают нежелание заполнять эфирное время нерейтинговыми детскими и подростковыми программами с обучающим контентом. Детских и подростковых программ, выполняющих просветительскую функцию, практически нет ни на одном из центральных каналов. Малая часть федеральных каналов пытается соответствовать критериям закона, заполняя эфир некачественными материалами и передачами, между тем, ни о какой информационной и воспитательной функции не может быть и речи. Ситуацию спасают профильные телеканалы, которые направленны конкретно на детскую и подростковую аудиторию.

Таким образом, современные телевизионные СМИ в значительной мере оказывают особое влияние на личность ребенка и подростка. А познавательная, социально значимая, гуманистически окрашенная информация, в которой так нуждается молодое поколение, нередко подменяется на деструктивно направленное содержание, развлечения. Вследствие чего, молодое поколение в связи с нехваткой полезного контента вынуждено смотреть взрослые программы, которые оказывают на мировоззрение детей и подростков негативное влияние.

Литература:

  1. Алексеева М. И., Болотова Л. Д., Вартанова Е. Л. Средства массовой информации России: Учеб. пособие для студентов.; Под ред. Я. Н. Засурского. — М.: Аспект-Пресс, 2014. — 246 с.
  2. Грушина А. А., Данилова М. В. Влияние СМИ на личность подростка // Молодой ученый: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/189/47856/ (Дата обращения: 27.03.2019).
  3. Петченко Т. С. Формирование ценностных ориентации молодежи под влиянием средств массовой информации // Социально-гуманитарные знания. — 2006. — № 7. — С. 271–281.
Основные термины (генерируются автоматически): детская, молодое поколение, развлекательный контент, сетка вещания, подросток, программа, телеканал, эфирное время, отечественное телевидение, Россия.


Ключевые слова

дети, развитие, подростки, просвещение, телепрограммы

Похожие статьи

Влияние современных мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена проблема влияния содержания современных мультфильмов на развитие дошкольников. Статья будет полезна для воспитателей дошкольных образовательных организаций и родителей.

Спорт в СМИ

В статье рассматриваются аспекты появления спорта в СМИ, его развитие и функционирование на радио и ТВ, а также рассматривается влияние трансляций спорта.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами мультипликации

В статье рассматривается вопрос педагогического воздействия мультипликационных фильмов на детей младшего школьного возраста. Представлены способы и условия использования мультипликации в качестве средства духовно-нравственного воспитания младших школ...

Спортивное молодежное средство массовой информации

В данной статье автор рассматривает вопрос создания спортивного молодежного СМИ в России.

Влияние средств массовой информации на развитие детей дошкольного возраста

В статье рассматривается наиболее существенное влияние средств массовой информации (СМИ) на общественное сознание, особенно на формирование личности детей дошкольного возраста, цели родителей и воспитателей по минимизации негативного влияния на детей...

Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников в доме культуры

В данной статье раскрываются воспитательные возможности современной литературы, которые были использованы автором при разработке рабочего плана в учреждении культуры, а также особенности влияния художественных произведений на процесс формирования лич...

Влияние средств массовой информации на воспитание молодежи

В данной статье рассматривается вопрос истории возникновения и развития средств массовой информации и их влияние на молодое поколение Казахстана. Представлен анализ проведенного анкетирования студентов в возрасте от 16 до 21 года по проблеме исследов...

Влияние детской художественной литературы на формирование личности ребенка

В статье проанализирована роль детской художественной литературы в формирование личности ребенка. Представлены положительные и отрицательные стороны развития речи у детей в зависимости от семейного воспитания. Предпринята попытка разработки рекоменда...

Особенности влияния средств массовой информации на воспитательный процесс молодежи Северного Кавказа

Статья посвящена особенностям влияния СМИ в системе социального воспитания молодежи. Также рассматриваются рекомендации по решению проблем пагубного влияния СМИ на молодежь.

Художественная литература как средство формирования нравственных представлений дошкольников

В статье раскрывается роль художественной литературы в формировании нравственных представлений дошкольников, а также методические аспекты ее использования в работе с детьми в дошкольном учреждении.

Похожие статьи

Влияние современных мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена проблема влияния содержания современных мультфильмов на развитие дошкольников. Статья будет полезна для воспитателей дошкольных образовательных организаций и родителей.

Спорт в СМИ

В статье рассматриваются аспекты появления спорта в СМИ, его развитие и функционирование на радио и ТВ, а также рассматривается влияние трансляций спорта.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами мультипликации

В статье рассматривается вопрос педагогического воздействия мультипликационных фильмов на детей младшего школьного возраста. Представлены способы и условия использования мультипликации в качестве средства духовно-нравственного воспитания младших школ...

Спортивное молодежное средство массовой информации

В данной статье автор рассматривает вопрос создания спортивного молодежного СМИ в России.

Влияние средств массовой информации на развитие детей дошкольного возраста

В статье рассматривается наиболее существенное влияние средств массовой информации (СМИ) на общественное сознание, особенно на формирование личности детей дошкольного возраста, цели родителей и воспитателей по минимизации негативного влияния на детей...

Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников в доме культуры

В данной статье раскрываются воспитательные возможности современной литературы, которые были использованы автором при разработке рабочего плана в учреждении культуры, а также особенности влияния художественных произведений на процесс формирования лич...

Влияние средств массовой информации на воспитание молодежи

В данной статье рассматривается вопрос истории возникновения и развития средств массовой информации и их влияние на молодое поколение Казахстана. Представлен анализ проведенного анкетирования студентов в возрасте от 16 до 21 года по проблеме исследов...

Влияние детской художественной литературы на формирование личности ребенка

В статье проанализирована роль детской художественной литературы в формирование личности ребенка. Представлены положительные и отрицательные стороны развития речи у детей в зависимости от семейного воспитания. Предпринята попытка разработки рекоменда...

Особенности влияния средств массовой информации на воспитательный процесс молодежи Северного Кавказа

Статья посвящена особенностям влияния СМИ в системе социального воспитания молодежи. Также рассматриваются рекомендации по решению проблем пагубного влияния СМИ на молодежь.

Художественная литература как средство формирования нравственных представлений дошкольников

В статье раскрывается роль художественной литературы в формировании нравственных представлений дошкольников, а также методические аспекты ее использования в работе с детьми в дошкольном учреждении.

Задать вопрос