В статье рассматривается деятельность государства, связанная с поднятием престижа профессии учёного в России посредством научных коммуникаций и взаимодействия со средствами массовой информации. Анализируется феномен понятий «престиж профессии» и «научная коммуникация». Отмечается, что в России наблюдается снижение престижа профессии учёного, связанное с социально-политическими трансформациями, происходившими в стране в конце XX века. Для решения этой проблемы на государственном уровне ставятся задачи по возвращению престижности этой профессии, эффективная реализация которых невозможна без научной коммуникации.
Ключевые слова: профессия, престиж профессии, профессия учёного, научные коммуникации, научная журналистика, научно-популярная журналистика, популяризация науки, социальный эффект
Престиж профессии: понятие исущность
Сложившиеся в ходе социально-исторического развития общества представления о престижности той или иной профессии оказывают существенное влияние на выбор человеком траектории обучения и работы, а системные социологические и психологические исследования помогают использовать феномен престижа как фактор не только объясняющий, но и предсказывающий поведение людей в ситуации выбора образовательного и профессионального. Такие эмпирические данные дают социологам исчерпывающую информацию о структурных особенностях того или иного социума, а также позволяют судить о его сущности.
Изучение проблематики престижа профессиональной деятельности имеет более чем полувековую историю, а повышение интереса научного сообщества к данному вопросу началось после установления феномена устойчивости полученных в ходе исследований результатов [Руднев].
Понятие «престиж профессии» — один из видов социального престижа, возникший в теориях о социальной стратификации. Одним из первых о нём заговорил философ и основатель французской социологической школы Эмиль Дюркгейм. В своей первой книге «О разделении общественного труда» один из основоположников социологии как науки отмечает, что в эпоху индустриального общества в результате процесса разделения труда работа стала более узкоспециализированной. У рабочих стали формироваться представления о степени привилегированности специальностей и их оплачиваемости, которые затем стали основой субъективной картины иерархии профессий в общественном сознании [Дюркгейм]
В научной литературе понятие престижа профессии интерпретируется по-разному. Например, как сумма всех вознаграждений, выпадающих на долю профессиональной деятельности [Hatt, 533–543] или производная образования и доходов [Blishen, 41–53]. На него влияют такие факторы, как доход, социальный статус и уважение к профессии со стороны общества.
Профессия учёного вРоссии: общественное мнение
В 90-е годы XX века Россия переживала кризис во всех сферах жизни государства и общества, который был связан с изменением государственного строя, переходом к рыночной экономике и кардинальной сменой идеологии. В результате всех этих социально-политических процессов произошла и трансформация престижности различных профессий. В частности, профессиональная деятельность в области науки потеряла свою престижность в связи с невостребованностью со стороны государства и низким уровнем материального обеспечения отрасли. Так, на современном этапе научно-технологического развития Российской Федерации приходится бороться препятствующими развитию проблемами, такими как неактуальность научных исследований и разработок, дифференциация научных организаций по эффективности, низкий удельный вес в мире по числу статей при самом высоком показателе средней численности учёных.
Подтверждают снижение престижа этой профессии по сравнению с советским периодом данные публикации А. Г. Ваганова в журнале «Наука и жизнь». В статье приведена информация 2005 года, предоставленная центром исследований и статистики науки (ЦИСН) Министерства образования и науки Российской Федерации. Согласно опубликованным данным, профессиональная деятельность учёного заняла 11 место по престижности из 13 оценивавшихся профессий [8]. В исследовании 2011 года центра мониторинга инновационного населения НИУ ВШЭ наблюдается положительная тенденция изменения престижности. Согласно опубликованным данным, 17 % респондентов считают, что профессиональная деятельность учёного пользуется наибольшим уважением в Российской Федерации. По итогам исследования профессия учёного заняла 8 место из 14. «Люди каких профессий пользуются уважением лично у вас?» — отвечая на данный вопрос, профессию учёного выбрало 19 % респондентов, что позволило ей расположиться на 6 месте из 14. Для возможности сравнения приведены результаты опросов, проведённых и в зарубежных странах. Так, в США престижной профессию учёного считают 57 % участников, а в Европе — 45 %.
В 2016 году Институт статистических исследований экономики и знаний НИУ ВШЭ изучил социальные эффекты и выяснил, какой процент взрослого населения одобрил бы выбор ребёнком профессии учёного/исследователя. Согласно данным, лишь 32 % россиян хотели бы, чтобы их ребёнок связал свою жизнь с работой в науке. При этом в Соединённых Штатах Америки выбор ребёнком карьеры учёного одобрило бы 80 % населения, в Израиле — 77 % [Власова, Гохберг и др.].
История ифеномен научных коммуникаций
Для решения связанных с наукой и престижем профессии учёного проблем указом Президента от 01.12.2016 была утверждена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. Для достижения обозначенных в ней целей государство ставит ряд задач, одна из которых — повышение уровня интереса общества к науке путём создания системы научной коммуникации [1].
Понятие научной коммуникации является относительно новым как для зарубежной, так и для отечественной науки. Популяризация научных знаний в том или ином виде всегда сопровождала связанную с производством новых знаний об окружающей действительности деятельность. Однако наибольший рост интереса общества к знаниям из сферы науки фиксируется в XX веке, когда в социуме происходили процессы трансформации массового сознания, причиной которых являлось изменение самого статуса науки [Алексеев, 190]. Эти социокультурные процессы были связны с научными открытиями, предопределившими дальнейшее развитие общества. Главные из них — открытие рентгеновского излучения, пенициллина, инсулина, изобретение репродуктивной технологии экстракорпорального оплодотворения, а также теория относительности Эйнштейна [Ткачев, 89].
Такое стремительное развитие различных по сферам наук стало причиной увеличения влияния науки на все уровни общественной жизни. Стала формироваться устойчивость и массовость популяризации науки. Информация из сферы деятельности по производству новых знаний перестала распространяться исключительно внутри научного сообщества и стала доступна для широкой общественности.
Таким образом, с помощью научной коммуникации осуществляется взаимодействие учёных не только внутри научного сообщества, но и с социумом, происходит информирование общественности о достижениях науки. Кроме того, научная коммуникация является обобщающим понятием, включающим в себя популяризацию науки, научную и научно-популярную журналистику. Взаимодействие учёных внутри научного сообщества называется внутренними научными коммуникациями, а взаимодействие научного сообщества и социума принято определять как внешние научные коммуникации. [Емельянова, 75]
Деятельность государства по поднятию престижа профессии учёного спомощью научных коммуникаций
В 2017 году на заседании Комитета Совета Федераций по науке, образованию и культуре заместитель министра Григорий Трубников заявил, что важнейшей задачей Министерства образования и науки является возвращение роли и места учёных в социуме. Для реализации этой задачи в 2018 году планируется увеличение средней зарплаты научных сотрудников до 200 % от уровня средней зарплаты по региону. Сообщается, что Правительство выделило дополнительные 30 млрд. руб. на реализацию данной цели. Кроме того, Минобрнауки выступает за репутационную оценку деятельности работников сферы науки, принцип которой, в частности, должен стать основой деятельности Высшей аттестационной комиссии. Огромную роль в реализации данных задач и достижении необходимого эффекта должны сыграть внешние научные коммуникации: грамотное информационное освещение в средствах массовой информации политики увеличения финансировании сделает профессию учёного привлекательной для абитуриентов, которые в последствие могут сделать выбор в пользу научной карьеры.
Другим способом поднятия престижа профессии учёного и преодоления сложившейся негативной тенденции является вручение премии за особые успехи в сфере популяризации науки. Для изменения отношения общества к этой профессии Министерством образования и науки РФ в 2014 году была утверждена всероссийская премия «За верность науке», председателем организационного комитета которой стал бывший директор Института проблем передачи информации им. А. А. Харкевича РАН Александр Кулешов. Лауреатом этой премии становятся печатные СМИ, радио- и телепередачи, новые медиа и писатели, а также пресс-службы научных и образовательных организаций, внёсшие существенный вклад в продвижение идей научного сообщества среди массовой аудитории.
Основой научной коммуникации является деятельность пресс-службы научной или образовательной организации. Однако официальная стратегия их формирования и развития государством не выстраивается, поэтому большинство академических учреждений не обладает собственной пресс-службой, и их деятельность не освещается в средствах массовой информации. Подобные проблемы обсуждаются внутри Российской академии наук, на уровне государственных фондов и масс-медиа. Так, в 2016 году в РАН прошёл круглый стол под названием «Популяризация науки: перспективы и пути развития». На нём представители СМИ, науки и бизнеса обсудили проблемы научных коммуникаций и высказались за необходимость формирования чёткой информационной политики в сфере науки и образования.
В результате дискуссий и докладов на круглом столе было определено, что научные коммуникации в институтах Российской академии наук осуществляются в ограниченном числе учреждений, системные действия по популяризации науки не осуществляются. По общему мнению, изменение подобной ситуации возможно только благодаря активным действиям со стороны государства и Российской академии наук.
Вывод
В Российской Федерации наблюдается снижение престижа профессии учёного. Оно связано, прежде всего, с социально-политическими трансформациями, происходившими в стране в конце XX века. Профессиональная деятельность учёного потеряла свою престижность, так как стала невостребованной со стороны государства, а материальное обеспечение отрасли находится на низком уровне: Российской Федерации приходится бороться с такими проблемами, как неактуальность научных исследований и разработок, дифференциация научных организаций по эффективности, низкий удельный вес в мире по числу статей при самом высоком показателе средней численности учёных. Такая тенденция негативно сказывается на формировании кадрового потенциала, и как следствие, на развитии научной сферы. Осознавая это, в России на государственном уровне предпринимаются попытки поднятия престижа профессии учёного, в том числе с помощью научных коммуникаций. Создание системы научных коммуникация ставится одной из основных задач в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Поддержка СМИ и популяризаторов науки осуществляется с помощью утверждённой в 2014 году Министерством образования и науки РФ всероссийской премией «За верность науке».
Литература:
- Указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант плюс».
- Алексеев П. В. (2015) История философии: учеб. — М.: Проспект. — С. 190.
- Дюркгейм Э. (1996) О разделении общественного труда. М.: Канон.
- Емельянова Н. Н. (2014) Научные коммуникации: к проблеме демаркации границ публичности // Философская мысль. — № 11. — С.74.
- Руднев М. Г. (2008) Методология и основные результаты исследований престижа профессий в зарубежной социологии // Вопросы образования. № 2.
- Ткачев А. В. (2006) История науки и техники. Учебно-методическое пособие — СПб.: СПБ ГУ ИТМО, 2006. — С. 89.
- Российская наука в цифрах (2018) / Власова В. В., Гохберг Л. М., Дьяченко Е. Л. и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ.
- Ваганов А. Г. (2007) Нужна ли наука для популяризации науки? [Электронный ресурс] // Наука и жизнь. 2007. — № 7 — URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/11016/ — (Дата обращения: 23.11.2017)
- Hatt P. K. (1950) Occupation and social stratification // American journal of sociology. Vol. 55(6). P. 533–543.
- Blishen B. (1967) A socio-economic index for occupations in Canada // Canadian review of sociology and anthropology. No. 4. P. 41–53.