Инновационный контент печатных масс-медиа как инструмент построения инновационной культуры современного российского общества | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Современная филология» (Уфа, март 2015)

Дата публикации: 03.03.2015

Статья просмотрена: 853 раза

Библиографическое описание:

Нефедова, Д. С. Инновационный контент печатных масс-медиа как инструмент построения инновационной культуры современного российского общества / Д. С. Нефедова. — Текст : непосредственный // Современная филология : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 102-104. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/137/7390/ (дата обращения: 16.11.2024).

В статье описаны социальные изменения, связанные с инновационным курсом политики государства, рассматривается роль масс-медиа как социального института в формировании инновационной культуры общества.

 

This article describes social changes connecting with state innovative political course, the role of mass-media as a social institute in forming innovative culture of society.

 

Современное развитие российского общества связано, в первую очередь, с инновациями. В 2009 году Правительством Российской Федерации были определены направления инновационного развития российской экономики. Среди них приоритетными были обозначены следующие научные разработки: энергосбережение, ядерные, медицинские, космические и информационные технологии.

В 2011 году была разработана Стратегия инновационного развития России до 2020 года.

Однако формирование инновационной системы России, отвечающее новым реалиям и перспективам долгосрочного развития страны, сталкивается с некоторыми системными проблемами. Например:

-        наличие низкого спроса со стороны реального сектора экономики на перспективные результаты научно-технической деятельности;

-        отсутствие развитой нормативной правовой базы для осуществления инновационной деятельности, а также мер ее государственной поддержки;

-        отсутствие действенных механизмов реализации определенных государством приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации;

-        ослабление кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями, в т. ч. на уровнях системы воспроизводства научных кадров;

-        низкая информационная прозрачность инновационной сферы, прежде всего, недостаток информации о новых технологиях и возможных рынках сбыта принципиально нового (инновационного) продукта [4].

Действительно, значительную роль в создании благоприятного инновационного климата, а значит, и мотивации к инновационной деятельности, играют средства массовой информации. Успех прогрессивных преобразований, а также качество и характер освещения научно-исследовательской деятельности, формирование в общественном сознании престижного статуса науки зависят от информационной политики масс-медиа. Построение инновационного общества в России возможно лишь при активном участии масс-медиа.

Роль средств массовой информации в популяризации инновационной деятельности и технологического предпринимательства невозможно переоценить. Без профессиональной журналистики практически невозможно донести до общества необходимые сигналы от государства, сообщить основные направления развития российской экономики, ее модернизации и перевода на инновационный путь развития, обеспечить общественную поддержку всем инновационным процессам и, самое главное, наладить эффективную «обратную связь».

В теории журналистики выделяют следующие основные функции масс-медиа:

-        коммуникативная функция, которая заключается в установлении между масс-медиа и аудиторией контакта, в котором производитель информационного продукта и его потребитель являются равноправными субъектами и носителями информации, занимающими определённую позицию;

-        информационная функция, которая предполагает реализацию масс-медиа права потребителя на интересующую его информацию, представленную в виде объективных и достоверных знаний;

-        идеологическая функция, сущность которой состоит в том, чтобы постоянно способствовать росту и развитию сознательности аудитории путём всесторонней ориентации в действительности, выражающейся в формировании всех компонентов массового сознания при акцентированном внимании к задачам по развитию и активизации общественного мнения;

-        культуроформирующая функция заключается в том, чтобы журналистика участвовала в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, знаний и достижений науки, способствовала всестороннему развитию человека, делая его активным участником процессов, происходящих в жизни общества.

Печатные масс-медиа реализуют культуроформирующую функцию посредством специальных публикаций в массовой прессе, выпуском целого спектра концептуальных научно-популярных изданий. Рейтинги этих изданий очень высоки и эта тенденция носит мировой характер. Журналисты и общественные деятели выделяют особую роль печатного слова в воспитании интереса молодежи к самореализации в научном творчестве [1].

Печатные масс-медиа призваны способствовать просвещению общества и вооружать людей адекватным пониманием происходящего. И в данном аспекте важна степень участия масс-медиа. В США и Англии примерно три четверти всех выступлений масс-медиа по проблемам науки приходятся на долю медицины, биоэтики и биотехнологий. Затем следуют науки о поведении, космонавтика и инженерия и только потом идут политические науки и экономика [2].

В России ярким примером конструктивного участия прессы в создании привлекательного имиджа науки и инновационной деятельности является инициатива журнала «Эксперт», который организует Конкурс русских инноваций с 2001 года. В то время отмечался бурный рост российской экономики, приходящей в себя после кризисного 1998 года. Специалистам было очевидно, что этот благоприятный период носит временный характер и не сможет продолжаться долго. В этих условиях для получения долгосрочного конкурентного преимущества отечественные компании должны были искать возможности создания собственных оригинальных продуктов, технологий их производства и систем управления всем этим — то есть, заниматься инновациями в самых разных формах.

Логичным выглядело предположение, что в поисках инновационных решений отечественные предприниматели обратятся, прежде всего, к разработкам российских ученых и изобретателей. Имеющийся в России интеллектуальный потенциал, созданный предыдущими поколениями, высоко оценивается во всем мире. Именно этот потенциал воплотился в конкретных инновационных проектах, востребованных экономикой.

Вместе с тем успешной практической реализации теоретических исследований развития российской инноватики мешали два обстоятельства.

Во-первых, немногие отечественные предприниматели были готовы заниматься долгосрочным планированием своего развития и в связи с этим четко осознавали безальтернативность инновационного пути развития.

Вторым обстоятельством являлось неумение отечественных разработчиков новых технологий представить их потенциальным инвесторам и партнерам. Имевшиеся проекты зачастую представляют собой интеллектуальный полуфабрикат, требующий значительных усилий по доведению до того состояния, когда их сможет воспринять потенциальный потребитель. В результате последний либо ничего не знал о таких проектах, либо не воспринимал их в качестве интересного и выгодного предложения [3].

В этих условиях редакция журнала «Эксперт» увидела свою миссию в том, чтобы помочь обеим сторонам — инноваторам и предпринимателям — увидеть друг друга и показать перспективы инновационного развития страны. Будучи ведущим деловым журналом России, «Эксперт» имел дело с читателями из числа предпринимателей. Тем не менее, по опросам аудитории, тема развития науки и техники, разработки и применения новых технологий всегда вызывала у отечественного бизнеса большой интерес, ведь большинство из них имеют серьезное инженерно-техническое образование, а многие получили опыт исследовательской работы в советских НИИ и НПО. Было очевидно, что, если инновационный проект будет представлен на страницах «Эксперта» в форме профессионального журналистского материала, он не только вызовет читательский интерес, но и даст колоссальный толчок для развития самого проекта. Оставалось создать соответствующую форму для поиска и оценки инновационных проектов.

В итоге выбор пал на такую форму, как открытый конкурс. «Эксперт» был не одинок в таком начинании. Именно в тот период (2000–2002 г.г.) появилось сразу несколько инициатив по проведению конкурсов инновационных проектов. Чуть раньше — осенью 2000 года — стартовали Венчурные ярмарки, организуемые Российской ассоциацией венчурного инвестирования. Несколько позже — в 2002 году — начался конкурс СТАРТ, проводимый Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. В этом же ряду стоит и конкурс мегапроектов Министерства промышленности и науки, проведенный также в 2002 году.

В 2010 году ОАО «Российская венчурная компания» открыла Всероссийский конкурс для представителей масс-медиа «Инновации в России глазами журналистов», который призван поощрять и стимулировать деятельность журналистов и масс-медиа, занимающихся освещением инновационных процессов и венчурного инвестирования в России.

Журналистика — важный инструмент создания полноценного инновационного общества и воспитания нового поколения молодых инноваторов, а также поддержки уже добившихся успеха специалистов. Конкурс «Инновации в России глазами журналистов» призван создать новое сообщество квалифицированных журналистов, освещающих данную тему, оценить состояние журналистики на текущий день во всех регионах страны и начать процесс активной популяризации темы инноваций и венчурного инвестирования среди целевых аудиторий.

Одной из главных задач конкурса является привлечение внимания широких слоев общества к вопросам инновационного развития страны и создание качественно новой аудитории. Общество, выбравшее инновационный путь развития, не может успешно развиваться без освоения достижений науки, создания новых технологий и развития на их основе успешных инновационных бизнес-проектов практически в любой сфере деятельности. Сегодня только с помощью инновационно-технологического предпринимательства можно решить насущные проблемы человечества — продление жизни, обеспечение ее безопасности, сохранение окружающей среды, создание альтернативной энергетики, освоение космоса и многие другие. И, разумеется, обеспечить России одно из ведущих мест в мировом разделении труда.

За последние несколько лет круглые столы, конференции, форумы и другие подобные мероприятия были посвящены теме развития и популяризации инноваций. Основные выводы экспертов касаются сложных задач, которые должны решать современные средства массовой информации. Среди них задача изменения отношения общества к инновациям, а также стимулирования спроса на новые разработки.

Пресса стремится к тому, чтобы кардинально изменить имидж тех, кто занимается наукой и инновациями. Однако важно понимать, что общественная потребность в пропаганде научного знания невозможна при разрозненных усилиях отдельных организаций и компаний. Она должна стать результирующей совместных усилий и взаимодействия государства, науки, средств массовой коммуникации и всего общества в целом.

Для этого представляются необходимым следующие мероприятия:

-        подготовка журналистских кадров для работы с научной информацией и научным сообществом со стороны государства;

-        изменение отношения к прессе, обеспечение масс-медиа оперативной и качественной информацией со стороны участников научно-инновационных процессов.

Необходимо создавать условия для полноценной работы журналистов на публичных мероприятиях, проводимых научными организациями, инновационными компаниями и выставочными центрами.

 

Литература:

 

1.      Аполлонова Л. П. Журналистика как социальный институт. Ростов-на-Дону, 2008. — 57 с.

2.      Комарова Ж. Роль СМИ в инноватике [Электрон. ресурс]. — М., 2010. — Режим доступа: http://iee.org.ua/files/alushta/78-komarova-rol_smi_v_innov.pdf, свободный — Загл. с экрана. — Яз. рус.

3.      Конкурс русских инноваций: история конкурса [Электрон. ресурс]. — М. — Режим доступа: http://www.inno.ru/about/history/, свободный — Загл. с экрана. — Яз.рус.

  1. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2006. — 125 с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, инновационная деятельность, венчурное инвестирование, инновационный путь развития, массовая информация, российская экономика, жизнь общества, инновационное развитие страны, инновация, Россия глазами.

Похожие статьи

Влияние медиатизации на институциализацию общественной жизни

Статья посвящена анализу влияния процесса медиатизации на институциализацию общественной жизни. Показано, что медиатизация влияет на появление новых потребностей в обществе, трансформацию социальных практик, а также стандартов общения и обмена информ...

Сплочение молодёжи как актуальное направление государственной молодежной политики

В статье анализируется своеобразие молодежи как социальной группы, задачи, цели государственной молодежной политики и необходимость объединения молодежи, развития организованного молодежного движения в стране.

Вопросы социализации молодёжи в век информации и информационных технологий

В статье раскрыты материалы о становлении молодежи как социальной силы на основе информационных технологий в период глобализации. Проанализированы Конституция Республики Узбекистан, а также ряд законодательных актов, служащих развитию правовой грамот...

Информационные ресурсы как способ конструирования имиджа мэра г. Омска в информационном пространстве

В статье рассматривается понятие имиджа должностных лиц, а именно имиджа мэра г. Омска в информационном пространстве, условия его формирования в системе государственного и муниципального управления, раскрывается роль СМИ и социальных сетей, новые инф...

Инновации как специфический инструмент предпринимательства

В данной статье рассматриваются различные взгляды на основные понятия в теории инноватики — «инновация» и «инновационная деятельность». Сделаны выводы о том, что инновационные технологии позволяют качественно решать социальные проблемы современного р...

Средства массовой информации как средство формирования стереотипов в обществе

В данной статье рассматриваются понятия массового сознания, стереотипа и его основных видов. А также проанализировано влияние СМИ на общество по отношению к событиям, действиям и образам через призму стереотипов.

Значение предпринимательства в развитии регионального капитализма

В статье рассмотрена региональная специфика капитализма в Пензенской области. Автором исследуются экономические тенденции в сфере предпринимательства, деловая активность субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе, существующие механизм...

Роль и значение государства в развитии инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан)

В данной работе раскрыта сущность и особенности государственной поддержки, которая оказывается в сфере развития передовых технологий и предпринимательской деятельности, связанной с ними. Вместе с тем, в статье раскрывается актуальность и значимость г...

Особенности применения в профессиональной деятельности социальных сетей и мессенджеров региональными радиостанциями в России (на примере радиостанции «Комсомольская правда Владивосток»)

В данной статье автор рассматривает трансформацию профессиональной деятельности региональных радиостанций в контексте эры новых медиа, анализируя успехи и достижения. Особое внимание уделено роли социальных сетей в продвижении радиостанций и популяри...

Актуальность и роль реализации программ неформального образования в реализации молодежной политики в образовательной организации

В статье авторы исследуют проблематику интеграции неформального образования в контексте российской образовательной системы. Согласно государственной программе «Развитие образования на 2018–2025 годы», акцент делается на развитие социального и культур...

Похожие статьи

Влияние медиатизации на институциализацию общественной жизни

Статья посвящена анализу влияния процесса медиатизации на институциализацию общественной жизни. Показано, что медиатизация влияет на появление новых потребностей в обществе, трансформацию социальных практик, а также стандартов общения и обмена информ...

Сплочение молодёжи как актуальное направление государственной молодежной политики

В статье анализируется своеобразие молодежи как социальной группы, задачи, цели государственной молодежной политики и необходимость объединения молодежи, развития организованного молодежного движения в стране.

Вопросы социализации молодёжи в век информации и информационных технологий

В статье раскрыты материалы о становлении молодежи как социальной силы на основе информационных технологий в период глобализации. Проанализированы Конституция Республики Узбекистан, а также ряд законодательных актов, служащих развитию правовой грамот...

Информационные ресурсы как способ конструирования имиджа мэра г. Омска в информационном пространстве

В статье рассматривается понятие имиджа должностных лиц, а именно имиджа мэра г. Омска в информационном пространстве, условия его формирования в системе государственного и муниципального управления, раскрывается роль СМИ и социальных сетей, новые инф...

Инновации как специфический инструмент предпринимательства

В данной статье рассматриваются различные взгляды на основные понятия в теории инноватики — «инновация» и «инновационная деятельность». Сделаны выводы о том, что инновационные технологии позволяют качественно решать социальные проблемы современного р...

Средства массовой информации как средство формирования стереотипов в обществе

В данной статье рассматриваются понятия массового сознания, стереотипа и его основных видов. А также проанализировано влияние СМИ на общество по отношению к событиям, действиям и образам через призму стереотипов.

Значение предпринимательства в развитии регионального капитализма

В статье рассмотрена региональная специфика капитализма в Пензенской области. Автором исследуются экономические тенденции в сфере предпринимательства, деловая активность субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе, существующие механизм...

Роль и значение государства в развитии инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан)

В данной работе раскрыта сущность и особенности государственной поддержки, которая оказывается в сфере развития передовых технологий и предпринимательской деятельности, связанной с ними. Вместе с тем, в статье раскрывается актуальность и значимость г...

Особенности применения в профессиональной деятельности социальных сетей и мессенджеров региональными радиостанциями в России (на примере радиостанции «Комсомольская правда Владивосток»)

В данной статье автор рассматривает трансформацию профессиональной деятельности региональных радиостанций в контексте эры новых медиа, анализируя успехи и достижения. Особое внимание уделено роли социальных сетей в продвижении радиостанций и популяри...

Актуальность и роль реализации программ неформального образования в реализации молодежной политики в образовательной организации

В статье авторы исследуют проблематику интеграции неформального образования в контексте российской образовательной системы. Согласно государственной программе «Развитие образования на 2018–2025 годы», акцент делается на развитие социального и культур...