Роль и место инфотейнмента в контексте образовательных медиа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №5 (504) февраль 2024 г.

Дата публикации: 31.01.2024

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Лбова, Е. Ю. Роль и место инфотейнмента в контексте образовательных медиа / Е. Ю. Лбова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 5 (504). — С. 93-94. — URL: https://moluch.ru/archive/504/110925/ (дата обращения: 16.12.2024).



Термин «инфотейнмент» впервые появился в США в 1980-х годах, но не в привычном для нас понимании — образовательных целях и обучающем контенте — а в публицистических работах по критике масс-медиа. Как отмечает Д. А. Еремина, термин, «образованный путем аббревиации двух английских слов: INFOrmation (информация) и enterTAINMENT (развлечение), был призван определить изменения, которые происходили на американском телевидении и касались развлекательной подачи информации» [5]. В Европе термин начал употребляться в 1980-е для описания новых форматов программ, сочетающих информационный и развлекательный характер [5]. В 2000-е термин стал применяться в прессе. The New York Times и Washington Post одними из первых начали использовать политический инфотейнмент.

В конце 1990-х — начале 2000-х годов отечественные исследователи впервые использовали термин. Л. М. Землянова в русско-английском вокабулярии рассматривает его как «стремление продюсеров подавать новости в форме развлекательных передач» [6].

Следующим шагом стала связь термина с «таблоидизацией» печатных изданий, описывающая аналогичные явления применительно к газетному рынку» [1]. В 2004 году Б. Н. Лозовский предложил определение «инфотейнмента» как «развлечение информированием» [10], связывая его со структурными особенностями журналистских текстов. Драгун упоминает понятия «политейнмент, эдьютейнмент, бизнестейнмент, технотейнмент» [3]. К эдьютейнменту я обращусь в контексте анализа медиаобразования.

Сейчас при упоминании слова инфотейнмент первая ассоциация — образовательный контент в таких медиа как Арзамас, Правое полушарие интроверта и других, однако своими корнями термин уходит в политическую и экономическую журналистику, а к образованию гораздо бОльшее отношение имеет эдьютейнмент.

Приемы, которые характерны для инфотейнмента как для стиля

В. А. Евдокимов в исследовании предлагает сегментировать инфотейнмент [4]: «диффамация (направляют людей в ту или иную сторону), инфотейнмент-синкретизм (у журналистского материала есть две стороны: форма и содержание, при слабом содержании журналист пытается сосредоточить внимание зрителя/читателя на форме отвлекающими маневрами, скрывая отсутствие опыта и компетентность), инфотейнмент-иллюзия (аудитория находится в заблуждении и вектор ее мыслей уже направлен в нужную автору сторону), инфотейнмент-эталон (все следуют за интересной, харизматичной личностью ведущего, диктора)». Три из приведенных пунктов позволяют ассоциировать инфотейнмент с введением читателя/зрителя в заблуждение, поскольку происходит рассеивание внимания, апелляция к эмоциям. Такой подход плохо сказывается на доверии к изданию и может вызвать чувство обманутости. Для образовательного контента эти стилистистические особенности не применимы, поскольку не несут просветительскую функции и негативно сказываются на репутации.

Но существует «белый инфотейнмент». Он подразумевает работу с оформлением, стилистикой и расставлением дополнительных акцентов с помощью контента. Лихолобова говорит, что журналисты используют знания аудитории, чтобы вовлечь ее в процесс и поделиться мнением в комментариях [9].

Применение инфотейнмента в образовании

Рассмотрим понятие «медиаобразование», поскольку инфотейнмент применим только посредством медиума. По определению А. В. Федорова, медиаобразование — «процесс развития личности через использование средств массовой коммуникации с целью формирования культуры общения с медиа, творческих и коммуникативных способностей, развития критического мышления, умения полноценно воспринимать, интерпретировать, анализировать и оценивать медиатексты» [11].

Хангельдиева И. Г. и Богданова Е. М. рассматривают инфотейнмент как метод формирования знаний и навыков через привлечение внимания и участия аудитории. Использование инфотейнмента может быть способом привлечения интереса студентов и стимулирования их активности [12]. Если учителя используют элементы инфотейнмента — игры, видео, комиксы, то это может повысить уровень восприятия материала. Неслучайно в названии книги слово «эдьютейнмент». Это понятие облизко с инфотейнментом, но подразумевает не просто подачу информации с развлекательными элементами, а именно процесс обучения.

Таким образом, использование инфотейнмента и эдьютейнмента может быть эффективным методом преподавания, который поможет привлечь внимание студентов и повысить уровень их активности в учебной деятельности.

Литература:

  1. Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003 // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/Vart/index.php (дата обращения: 21.01.2024).
  2. Вебиум: онлайн-школа подготовки к ЕГЭ // YouTube URL: https://www.youtube.com/@webium_school (дата обращения: 21.01.2024).
  3. Драгун, Е. М. Инфотеймент как явление современной медиакультуры: автореф. к. культур. н. 24.00.01. М., РГГУ, 2015. 32 с.: http://cheloveknauka.com/infotevnment-kak-vavlenie-sovremennov-mediakulturv (дата обращения: 21.01.2024).
  4. Евдокимов В. А. Инфотейнмент в масс-медиа: панацея от скуки и эрзац дискуссии // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2010. − № 5. − С. 216–218.
  5. Еремина, Д. А. Интерпретация термина «инфотейнмент» в немецких и российских исследованиях масс-медиа / Д. А. Еремина // Медиаскоп. — 2013. — № 4. — С. 2. — EDN RSZKYZ. (дата обращения: 21.01.2024).
  6. Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999. С. 74.
  7. Исследование российского рынка онлайн-образования // Нетология URL: https://netology.ru/edtech_research_2022 (дата обращения: 21.01.2024).
  8. Как на YouTube определяется образовательный, документальный, научный и художественный контент // Справка — YouTube URL: https://support.google.com/youtube/answer/6345162?hl=ru&ref_topic=9282435#zippy= (дата обращения: 21.01.2024)
  9. Лихолобова К. Д. Прецедентные феномены как речевой инструмент инфотейнмента [Электронный ресурс] // URL: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/4564/1/Lixolobova_VKR_PF_kak_rechevo j_instrument_infotejnmenta.pdf (Дата обращения: 21.01.2024).
  10. Лозовский Б. Н. Журналистика: краткий словарь // http://virlib.eunnet.net/metod_materials/jdictionary/?xsln=article.xslt&id=a81 (дата обращения: 21.01.2024).
  11. Федоров, А.В. Медиаобразование: История, теория и методика. Ростов на/Д., Изд-во ЦВВР, 2001. С — 27.
  12. Хангельдиева И. Г. и Богданова Е. М. Эдьютейнмент: от телевизионного формата до современных социальных и образовательных практик
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный контент, термин.


Задать вопрос