В статье рассмотрены технологии медиаобразования и их роль в формировании позитивного медиаобраза образовательной онлайн-организации, а также выделены технологии медиаобразования, имеющие сильное влияние именно на медийный образ онлайн-школы.
Ключевые слова: технологии медиаобразования, медийный образ образовательной онлайн-организации, медиаимидж, положительный медиаобраз.
XXI век принято считать «эпохой информации», «веком глобального информационного общества». Медиакультура приобретает всё большее влияние и распространяется по всему миру при помощи печатных, телевизионных, кинематографических, видео и компьютерных каналов.
В наши дни медиа (СМИ) представляют собой обобщенное средство познания индивидом окружающего мира в его различных аспектах. Важно, что в настоящем образовательном процессе развитие медиакультуры неразрывно связано с личностными изменениями человека: его эмоциями, интеллектом, творческим и критическим мышлением, взглядами и др. Здесь на первый план выходят навыки восприятия информации, благодаря которым человек может правильно интерпретировать значения аудиовизуальных образов и свободно ориентироваться в информационных процессах. Всё это относится к сфере влияния медиаобразования, именно оно способно решить данные задачи.
Во-первых, следует отметить, что существует огромное множество технологий формирования медиаимиджа образовательной организации, во-вторых, они различны для разных видов учреждений, в-третьих, основная причина, которая влияет на то, какими технологиями пользуется образовательная организация, — это финансирование: государственная или частная.
Можно выделить следующие основные принципы формирования позитивного медийного образа образовательной организации: соответствие стратегии развития учреждения, его этапу развития, внутреннему и внешнему имиджу учреждения, современному этапу развития общества, в котором существует учреждение. Еще одним важным принципом является органичное введение каких-либо преобразований: обновлённый имидж должен деликатно вписываться в сформированный рисунок, чтобы клиентура неосознанно привыкла и должным образом оценила нововведения образовательного учреждения.
Е. Б. Карпов отмечает следующие факторы, позитивно влияющие на формирование имиджа: во-первых, финансовое положение организации («стабильная», «процветающая» и т. д.); во-вторых, история создания организации, ее традиции; далее идет личность руководителя, рекламная политика, отношение к сотрудникам («персонал спокоен за свое будущее», «много свободы при высокой ответственности» и т. д.) [1, с. 45].
Главной отличительной чертой формирование медиаобраза онлайн-организации является то, что сайт — основная технология медиаобразования в построении медийного образа, что не скажешь про офлайн-учреждение, медиаимидж которого строится на облике здания, в котором проходят занятия. Соответственно, востребовано становится месторасположение: транспортная доступность учреждения. Для очного формата обучения на первый план выходит размещение информации на картах (Яндекс, Google, 2Gis) — фотографии здания, время работы, телефон, отзывы.
Далее отметим, что для образовательной онлайн-организации важна площадка обучения. Более привлекательным является наличие собственной платформы, разработанной специально под запросы клиентов, а также использование различных медиасервисов, улучшающих обучение и ускоряющих получение и понимание информации (онлайн-доски и прочее).
Медийный образ онлайн-школы также строится на ряде преимуществ перед офлайн-обучением:
1) все уроки в записи и хранятся в личном кабинете;
2) информационная поддержка 24 на 7, то есть возможность общения с наставником в любое время;
3) прохождение онлайн-тестирований с мгновенной проверкой;
4) хранение всех полезных материалов от преподавателей на платформе (вся информация собрана в одном месте);
5) прохождение обучения из любой точки мира.
Социальные сети, наличие онлайн-журнала, личных медиаресурсов преподавателей и онлайн-мероприятия будут иметь гораздо более сильное влияние на формирование медийного образа онлайн-организации, нежели офлайн. Да и в целом медийный образ намного значимее для онлайн-школы, так как только при положительном медийном имидже онлайн-компания развивается и расширяет сферы своего влияния в интернет-пространстве.
Следует заметить, что для формирования и поддержания положительного медиаимиджа необходима серьезная Pr-кампания, требующая больших финансовых затрат. Но обращаем ваше внимание: данные вложения более чем оправданы.
Положительный медийный образ не может складываться стихийно и неконтролируемо. На помощь в формировании медиаимиджа образовательной организации приходят технологии медиаобразования, которые занимают всё больше места не только в образовательном процессе, но и в других сферах деятельности человека.
Выделим технологии медиаобразования, имеющие сильное влияние именно на медийный образ образовательной онлайн-организации:
1) ведение социальных сетей;
2) организация онлайн-мероприятий;
3) создание и развитие онлайн-журнала;
4) создание более привлекательных медиаресурсов (сайт, учебная платформа);
5) наличие подкастов, видеопроизводства, различных медиаматериалов (справочная информация от преподавателей школы и т.д);
6) проведение медиаобразовательных онлайн-курсов;
7) наличие личных медиаканалов у сотрудников онлайн-организации;
8) положительный медиаобраз руководителя.
Безусловно, что технологии формирования имиджа онлайн-организации применимы и к офлайн, однако они будут менее эффективны: принесут меньше новых клиентов, так как очные школы обладают другими возможностями продвижения и продажи собственного продукта.
Таким образом, цель формирования медиаимиджа образовательного учреждения — это повышение конкурентоспособности образовательной организации, установление и расширение партнерских связей, привлечение инвестиций.
Литература:
- Карпов Е. Б. Имидж в образовании //PR в образовании. 2003, № 6, С. 40–50.
- Инструменты и технологии медиаобразования в повышении медийно-информационной грамотности педагогов в корпоративных коммуникациях образовательной организации: учебно-методическое пособие / В. И. Ярных, К. К. Онучина. — Москва: МПГУ, 2019. — 60 с.