Тенденции и вызовы медиакультурного воспитания в образовании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 июля, печатный экземпляр отправим 10 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (520) май 2024 г.

Дата публикации: 29.05.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Беспалова, Х. С. Тенденции и вызовы медиакультурного воспитания в образовании / Х. С. Беспалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (520). — С. 189-191. — URL: https://moluch.ru/archive/520/114681/ (дата обращения: 28.06.2024).



В данной статье анализируются современные тенденции и вызовы медиакультурного воспитания в образовании. Рассматривается влияние медиакультуры на подрастающее поколение и необходимость формирования медиаграмотности как важной составляющей общего образования.

Ключевые слова: медиакультура, медиакультурное воспитание, воспитание, медиаобразование, роль медиавоспитания, интеграция медиакультуры, вызовы, тенденции.

Современное общество находится в постоянном состоянии информационного потока, который влияет на наши представления, взгляды и поведение. Медиа стали неотъемлемой частью нашей жизни, и медиакультурное воспитание становится все более актуальной темой в образовании.

Одной из основных современных тенденций является все большее влияние новых медиатехнологий на процесс обучения. С развитием интернета, социальных сетей, мобильных приложений стало доступно огромное количество контента, и важно научить обучающихся критически оценивать информацию, адаптироваться к быстро меняющейся медиасреде и развивать медиаграмотность.

Современные медиатехнологии оказывают значительное влияние на процесс обучения, преобразуя традиционные методы обучения и открывая новые возможности для учащихся и педагогов. Рассмотрим несколько тенденций в современном медиакультурном воспитании и обучении.

Первой тенденцией является неограниченный доступ к информации. Интернет и цифровые технологии обеспечивают широкий доступ к образовательным ресурсам, базам данных, онлайн-курсам и другим обучающим материалам. Обучающиеся могут самостоятельно изучать новые темы, искать информацию и решать задачи, что способствует развитию их самостоятельности и самоорганизации. Но есть и обратная сторона, которая включает в себя негативные последствия неограниченного использования медиаресурсов — это дезинформация. Не все образовательные ресурсы проверяются должным образом и входят в утвержденный перечень образовательных ресурсов, который контролирует Министерство образования.

Другая тенденция — это интерактивность и эффективность обучения. Мультимедийные ресурсы, интерактивные приложения, вебинары и онлайн-курсы делают обучение более увлекательным и доступным. Обучающиеся могут воспринимать информацию через различные каналы (зрительный, слуховой и др.), что способствует лучшему усвоению материала. Интерактивные формы медиакультурного образования играют важную роль в повышении активности обучающихся и стимулируют их интерес к учебному процессу. Формы активизации деятельности обучающегося и его мотивации могут быть совершенно разными:

— Интерактивные видеоуроки: использование видеоуроков с интерактивными элементами, такими как встроенные тесты, задания на выбор правильного ответа, видеоигры и т. д., помогает привлечь внимание и заинтересовать учеников. Возможность самостоятельно взаимодействовать с контентом делает занятие более увлекательными и запоминающимися.

— Мультимедийные презентации: создание интерактивных мультимедийных презентаций позволяет обогатить учебный материал различными элементами — аудио, видео, анимацией, графикой и т. д. Это помогает визуализировать информацию, делая её более понятной и запоминающейся для учащихся.

— Вебинары и онлайн-конференции: Организация вебинаров и онлайн-конференций позволяет учащимся активно участвовать в дискуссиях, делиться мнениями, задавать вопросы и обсуждать учебный материал в реальном времени. Это способствует активизации обучающихся и обогащению учебного опыта.

— Интерактивные образовательные игры: Игровые технологии используются для создания интерактивных обучающих игр, которые помогают учащимся учиться через игру. Задания, головоломки, викторины и другие игровые элементы мотивируют учащихся к активному участию в обучении и способствуют лучшему усвоению материала.

— Онлайн-платформы обучения: Использование онлайн-платформ обучения с возможностью интерактивного взаимодействия, обратной связи, индивидуализированных заданий и тестов позволяет поддерживать интерес учащихся на протяжении всего образовательного процесса.

Использование интерактивных форм медиакультурного образования способствует не только активизации обучающихся, но и повышению их мотивации, улучшению усвоения знаний и развитию креативного мышления.

Другой важной тенденцией является переход к персонализированному обучению с использованием медиа. Современные технологии позволяют создавать индивидуализированные обучающие материалы, адаптированные под потребности каждого учащегося. Это открывает новые возможности для развития обучающихся, но также представляет вызовы для педагогов в организации таких учебных процессов.

Персонализированное обучение с использованием медиатехнологий — это подход к образованию, который учитывает индивидуальные потребности, интересы и стиль обучения каждого учащегося. Этот метод позволяет создавать уникальные учебные планы, основанные на данных об учащемся, его успехах, трудностях и предпочтениях. Вот несколько способов использования персонализированного обучения с применением медиатехнологий:

— Адаптивные образовательные платформы. Современные образовательные платформы используют алгоритмы и искусственный интеллект для анализа данных об учащемся. Это позволяет создавать персонализированные учебные планы, рекомендации по материалам для изучения и методам обучения, а также предоставлять обратную связь по результатам обучения.

— Интерактивные обучающие приложения. Мобильные приложения и программы для обучения могут адаптироваться к уровню знаний и индивидуальным потребностям ученика. Интерактивные задания, тесты, игры и видеоуроки помогают привлечь внимание и мотивировать учащихся к самостоятельному обучению.

— Вебинары и онлайн-курсы. Онлайн-образование предоставляет возможность персонализированного обучения, позволяя учащимся выбирать интересующие курсы, просматривать видео-уроки, участвовать в онлайн-тестировании и обсуждениях с другими учащимися. Это позволяет каждому ученику изучать материалы в удобное время, соблюдая собственный темп обучения.

— Индивидуализированный контент. С помощью медиатехнологий можно создавать уникальные образовательные материалы, адаптированные к специфическим потребностям учащихся. Это может быть интерактивные видео, аудиоуроки, графические материалы и другие форматы, способствующие более эффективному усвоению знаний.

— Обратная связь и мониторинг прогресса. С использованием медиатехнологий можно проводить непрерывный мониторинг успехов учащихся и предоставлять им обратную связь по результатам обучения. Это позволяет не только адаптировать учебный материал под конкретного учащегося, но и мотивировать его к достижению лучших результатов.

Четвертая тенденция представляется собой новую форму сотрудничества и коммуникации. Цифровые технологии облегчают коммуникацию между обучающимися, педагогами и экспертами из разных уголков мира. Онлайн-коллаборация, обмен знаниями и опытом способствуют развитию коммуникативных и межличностных навыков учащихся.

Последняя тенденция — это развитие критического мышления. С увеличением объема информации важно помочь обучающимся научиться анализировать, оценивать и сравнивать различные источники информации. Обучение критическому мышлению и медиаграмотности становится необходимым навыком в мире, насыщенном медиаконтентом.

Но несмотря на все очевидные положительные стороны цифровизации современного мира и развития медийного пространства, современное общество перенасыщено информацией, которая поступает к нам из различных источников — телевидение, интернет, социальные сети, радио, печатные издания. Нельзя забывать о том, что влияние медиа на формирование личности обучающегося велико. Современное медиапространство выступает одной из основ формирования мировоззрения, восприятии реальности и влияют на поведение подростка.

Отсюда следует, что одним из вызовов медиакультурного воспитания является информационный шум. Столь огромный объем информации, который предоставляют СМИ, порой приводит к тому, что обучающиеся, особенно со слабо развитым критическим мышлением, перестают фильтровать эту информацию и воспринимают все без разбора. Результатом этого является поверхностное восприятие действительности, цинизм и недоверие ко всем источникам информации.

Еще одним вызовом является влияние негативного контента на наше сознание. Медиа часто представляют нам мир в искаженном виде, уделяя больше внимания сенсационным событиям и скандалам. Это может вызывать у обучающихся чувство страха, агрессии, недовольства и негативно сказываться на психическом состоянии.

Следующий вызов — информационная изоляция. В силу своих интересов и предпочтений обучающийся может ограничиться только одними источниками информации, не воспринимая мнения и точки зрения других. Это может приводить к узости взглядов, непониманию других точек зрения и даже к конфликтам. Зачастую в современном мире, чтобы разбираться в ситуации в полной мере, необходимо знание проверенных источников и доступ хотя бы к трем. Информационная изоляция является хорошим средством манипуляции, ведь единый источник тиражирования закономерно становится неоспоримой истиной.

Для преодоления этих вызовов необходимо проводить системную работу по медиакультурному воспитанию. Важно научить своих подопечных критически мыслить, анализировать и фильтровать информацию, развивать их медиаграмотность, формировать у них культуру потребления информации. Большую роль в формировании здаромыслящего человека играет педагог, использующий технологии медиакультурного воспитания. Он поддерживает обучающихся, помогает развитию креативности, навыков саморегуляции и критического мышления также помогает осознанно использовать медиа и на формировать своё мировоззрение.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что современные медиатехнологии изменяют подход к обучению, делая его более интерактивным, доступым и эффективным. Педагоги и образовательные учреждения стремятся интегрировать новые технологии в учебный процесс, чтобы обеспечить качественное и современное образование, отвечающее требованиям современного общества. Вызовы медиакультурного воспитания актуальны в современном обществе и требуют системной работы как со стороны образовательных учреждений, так и со стороны родителей и общественных организаций. Воспитание культуры использования медиа — это важная составляющая развития современного человека.

Литература:

  1. Скобелина И. Е. Медиакультурная образовательная среда как условие развития медиакультуры обучающихся / И. Е. Скобелина // Профессиональное образование в России и за рубежом — 2019. — С. 124–127.
  2. Кириллова Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика. — М.: Академический проект, 2009. — 496 с.
  3. Рыбакова О. С. Медиакультура несовершеннолетних как средство профилактики информационной безопасности /О. С. Рыбакова// основные тенденции развития современного права: проблемы теории и практики — 2022. — С. 201–207.
  4. Плотникова Е. С. Роль и место медиавоспитания в современной школе. /Е. С. Плотникова// MEDIAОБРАЗОВАНИЕ, 2018, — С. 214–219.
  5. Сосновская З. М. Современные направления медиаобразовательных исследований /З. М. Сосновская// Вестник полоцкого государственного университета, 2017, — № 1.- С.153–160.
Основные термины (генерируются автоматически): обратная связь, персонализированное обучение, современное общество, учащийся, воспитание, вызов, информация, критическое мышление, обучающийся, тенденция, учебный материал.


Похожие статьи

Задать вопрос