В статье исследуется вопрос формирования позитивного имиджа в образовательных организациях и рассматривает PR-деятельность как систему внутренних и внешних коммуникационных процессов. Подтверждается актуальность применения связей с общественностью в образовательной сфере согласно современным исследованиям в области коммуникационного менеджмента и экономики.
Ключевые слова: модель, формирование, позитивный имидж, образовательная организация, PR, PR-деятельность.
Формирование позитивного имиджа — одна из ключевых задач для менеджмента образовательных организаций в современном мире. Учредители и управляющие школ, детских центров и других организаций убеждены, что рынок образовательных услуг ежегодно становится всё более конкурентным, и им необходимо работать над имиджем образовательной организации.
Однако, несмотря на понимание проблемы, до сих пор существует вопрос — как, в какой форме и с помощью каких инструментов образовательная организация может сформировать позитивный имидж.
PR-деятельность в образовательной организации представляет собой систему внешних и внутренних коммуникационных процессов. Актуальность применения связей с общественностью в этой сфере подтверждена современными исследованиями в области коммуникационного менеджмента и экономики.
Основой процесса PR-деятельности в образовательной организации является системный подход, который обеспечивает эффективность и соответствие признакам системы, таким как эмерджентность, гомеостазис и структурность [4]. Это позволяет достичь целей коммуникации и эффективно взаимодействовать с различными заинтересованными сторонами.
PR-деятельность в образовательной организации может рассматриваться на основе компонентов коммуникативной системы. Отправитель является одним из ключевых элементов PR-процесса, обеспечивающим формирование и реализацию коммуникационной стратегии [11]. Язык коммуникации, канал коммуникации, сообщение, получатель и шумы также играют важную роль в PR-деятельности.
Анализ различных моделей деятельности по связям с общественностью в теории коммуникационного менеджмента позволяет определить наиболее эффективные подходы для PR-деятельности в образовательной организации. Среди них можно выделить социально-ориентированный PR, направленный на формирование позитивного образа организации в глазах общественности, личностно-ориентированный PR, который акцентирует внимание на личностных качествах и достижениях сотрудников и студентов, а также культурно-ориентированный PR, ориентированный на привлечение и удержание разнообразной культурной среды в образовательном учреждении [7].
Имидж является важной частью PR-деятельности и выполняет определенные функции. Это позволяет нам заключить, что формирование и поддержание имиджа организации является неотъемлемой частью PR-системы. Создание эффективного имиджа организации рекомендуется осуществлять в соответствии с принятыми коммуникативными нормами и канонами взаимодействия организации со своей внешней средой.
В образовании появилась новая дисциплина — педагогическая имиджелогия, которая имеет теоретическую базу, определяет функции, предмет и цели, связанные с формированием имиджа образовательных организаций [13]. Однако, пока ещё не структурированы достижения в этой области и отсутствуют единые модели формирования позитивного имиджа образовательных учреждений.
Для внедрения, разработанной модели необходимо определить уровневую характеристику имиджа базы проведения эксперимента.
В констатирующем этапе эксперимента приняли участие две группы: контрольная и экспериментальная группы. Контрольная группа — Самарский региональный центр для одарённых детей. Экспериментальная группа — региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи «Вега».
Цель констатирующего этапа заключается в составлении уровневой характеристики имиджа и выявлении проблем формирования позитивного имиджа в практике PR-деятельности образовательных организаций.
Для оценки системы критериев были разработан ряд показателей. Так для оценки критерия «Социальный имидж организации» были использованы следующие показатели: публикация позитивной тональности в СМИ; охват аудитории в социальных сетях организации. Для оценки критерия «Бизнес-имидж организации» использовались показатели: визуальный имидж; имидж услуг; материально-техническая база организации. К оценке критерия «Индивидуальный имидж руководителя» относится показатель имидж руководителя. Оценка критерия «Имидж педагогического состава» осуществляется с помощью показателя имидж педагогов. Для оценки критерия «Имидж обучающихся» использован показатель имидж потребителя. Критерий «Деловая культура» оценивается с помощью следующих показателей: взаимодействие с целевой аудиторией; партнерские отношения организации; внутренняя культура и воспитании в организации.
Результаты констатирующего этапа представлены в таблице 1.
Таким образом, согласно результатам анализа уровня имиджа организации было выявлено, что ГБНОУ СО Самарский региональный центр для одарённых детей имеет прочный имидж лидера среди организаций образования в регионе, занимающейся научными исследованиями в области химии, физики и других точных наук.
Таблица 1
Результаты оценки критериев и итоговый результат оценки позитивного имиджа ГБНОУ СО Самарский региональный центр для одарённых детей и регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи «Вега»
Критерий / Организация |
ГБНОУ СО Самарский региональный центр для одарённых детей |
Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи «Вега» |
Социальный имидж организации |
3 |
3 |
Бизнес-имидж организации |
6 |
9 |
Индивидуальный имидж руководителя |
5 |
5 |
Имидж педагогического состава |
5 |
5 |
Имидж обучающихся |
5 |
3 |
Деловая культура образовательной организации |
11 |
9 |
Итоговое количество баллов |
35 |
34 |
Уровень имиджа |
Средний уровень |
Средний уровень |
Однако, при подробном рассмотрении работы подразделения «Вега», которая работает по модели образовательного центра «Сириус», выяснилось, что данное направление не упоминается в качестве ключевого в работе Центра. Это приводит к тому, что организация не получает достаточной огласки в СМИ и обсуждений в районах региона, несмотря на большой потенциал данного направления.
Исходя из анализа, можно сделать вывод что в данной организации не создана система на уровне управления коммуникациями внедрения PR-деятельности. В рамках гипотезы исследования определим, что первая задача, которую необходимо решить в рамках данного исследования — создать системы управления коммуникациями внедрения PR-деятельности. Вторая задача к реализации — подобрать ряд PR-коммуникаций, а также проанализировать продукты. Третья задача — изучить типы создания PR-продуктов. Четвертая задача — определить использование методов.
Модель формирования положительного имиджа образовательного учреждения включает в себя несколько ключевых элементов. Так, модель основана на системно-коммуникативном подходе, который подчеркивает важность организованного и стратегического управления коммуникациями внутри учреждения. В действительности, подход ориентирован на четкую и прозрачную коммуникацию, содействие диалогу и вовлечение заинтересованных сторон на взаимовыгодной основе.
Кроме того, модель интегрирует различные виды PR-деятельности, включая социально-ориентированный, личностно-ориентированный и культурно-ориентированный PR. Социально-ориентированный PR предполагает инициативы, способствующие общественному благосостоянию, тогда как личностно-ориентированный PR подчеркивает личные качества и достижения людей, связанных с учреждением. Культурно-ориентированный PR подчеркивает приверженность учреждения культурному разнообразию и инклюзивности.
В модель включены методы педагогической имиджелогии, такие как позиционирование, эмоциональность, детализация, метафоризация, информационная акцентуация, опросы общественного мнения. Эти методы используются для формирования и управления имиджем учителей и повышения их репутации в учебном заведении.
Имидж образовательного учреждения имеет осознанные и неосознанные социально-психологические источники. Задача руководителя ОО заключается в том, чтобы создать имидж положительным, привлекательным по внешним и внутренним признакам.
Цель контрольного этапа заключается в апробации модели формирования позитивного имиджа образовательной организации.
Результаты оценки имиджа баз эксперимента на контрольном этапе представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты оценки критериев и итоговый результат оценки позитивного имиджа ГБНОУ СО Самарский региональный центр для одарённых детей и регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи «Вега»
Критерий / Организация |
ГБНОУ СО Самарский региональный центр для одарённых детей |
Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи «Вега» |
Социальный имидж организации |
3 |
6 |
Бизнес-имидж организации |
6 |
13 |
Индивидуальный имидж руководителя |
5 |
5 |
Имидж педагогического состава |
5 |
5 |
Имидж обучающихся |
5 |
5 |
Деловая культура образовательной организации |
11 |
13 |
Итоговое количество баллов |
35 |
47 |
Уровень имиджа |
Средний уровень |
Средний уровень |
Таким образом, внедряя эту комплексную модель, образовательное учреждение может эффективно управлять своей PR-деятельностью, строить прочные отношения с заинтересованными сторонами и создавать положительный имидж. В модели особое внимание уделяется стратегической коммуникации, этическим практикам и согласованию PR-стратегий с целями и ценностями учреждения. В конечном итоге этот подход способствует повышению общей репутации учебного заведения, привлекает будущих учащихся, поддерживает позитивные отношения с сообществом и создает благоприятную среду обучения.
Литература:
- Акопян М. С. Значимость имиджа для организации. Корпоративная идентичность // Молодой ученый. — 2017 — № 19. — С. 113–115.
- Антоненко А. В. Формирование имиджа организации // Молодой ученый. — 2017 — № 9. — С. 387–388.
- Гордина И. И. Имидж организации как объект управления / И. И. Гордина // Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations, № 1 (50). — 2017 — С.20–22.
- Искрин Н. С., Чичканова Т. А. Менеджмент в образовании: системный подход // Образование и наука. 2015. № 1 (120). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/menedzhment-v-obrazovanii-sistemnyy-podhod (дата обращения: 02.10.2023).
- Лукашенко М. А. Профессиональные компетенции руководителя как фактор конкурентоспособности компании. — М.: Синергия, 2017–10 с.
- Малых Ю. В., Широкова Т. В. Формирование положительного имиджа образовательной организации // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». — 2017.
- Надуваев К. А., Медведева О. С. Использование PR-технологий в формировании позитивного имиджа организации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 6–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-pr-tehnologiy-v-formirovanii-pozitivnogo-imidzha-organizatsii (дата обращения: 02.10.2023).
- Присяжнюк В. В. Имиджевая культура современной образовательной организации // Педагогическое обозрение. — 2016 — № 4 (167). — С. 8–10.
- Сидорова А. С. Управление созданием имиджа образовательной организации // Молодой ученый. — 2016 — № 24. — С. 520–523.
- Скуртова Л. И. Исследование имиджа образовательной организации // International journal of professional science. — 2020.
- Соколова Галина Евгеньевна Коммуникативные основы педагогического общения // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2019. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-osnovy-pedagogicheskogo-obscheniya (дата обращения: 02.10.2023).
- Тринитатская О. Г., Бочаров С. В. Формирование позитивного имиджа образовательной организации в условиях конкурентной среды // Мир науки. Педагогика и психология. — 2017.
- Ушакова Н. В. Имиджелогия. — М.: Дашков и К°, 2016.