Модель формирования позитивного имиджа образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (487) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 04.10.2023

Статья просмотрена: 158 раз

Библиографическое описание:

Ивлева, П. Д. Модель формирования позитивного имиджа образовательной организации / П. Д. Ивлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/archive/487/106379/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье исследуется вопрос формирования позитивного имиджа в образовательных организациях и рассматривает PR-деятельность как систему внутренних и внешних коммуникационных процессов. Подтверждается актуальность применения связей с общественностью в образовательной сфере согласно современным исследованиям в области коммуникационного менеджмента и экономики.

Ключевые слова: модель, формирование, позитивный имидж, образовательная организация, PR, PR-деятельность.

Формирование позитивного имиджа — одна из ключевых задач для менеджмента образовательных организаций в современном мире. Учредители и управляющие школ, детских центров и других организаций убеждены, что рынок образовательных услуг ежегодно становится всё более конкурентным, и им необходимо работать над имиджем образовательной организации.

Однако, несмотря на понимание проблемы, до сих пор существует вопрос — как, в какой форме и с помощью каких инструментов образовательная организация может сформировать позитивный имидж.

PR-деятельность в образовательной организации представляет собой систему внешних и внутренних коммуникационных процессов. Актуальность применения связей с общественностью в этой сфере подтверждена современными исследованиями в области коммуникационного менеджмента и экономики.

Основой процесса PR-деятельности в образовательной организации является системный подход, который обеспечивает эффективность и соответствие признакам системы, таким как эмерджентность, гомеостазис и структурность [4]. Это позволяет достичь целей коммуникации и эффективно взаимодействовать с различными заинтересованными сторонами.

PR-деятельность в образовательной организации может рассматриваться на основе компонентов коммуникативной системы. Отправитель является одним из ключевых элементов PR-процесса, обеспечивающим формирование и реализацию коммуникационной стратегии [11]. Язык коммуникации, канал коммуникации, сообщение, получатель и шумы также играют важную роль в PR-деятельности.

Анализ различных моделей деятельности по связям с общественностью в теории коммуникационного менеджмента позволяет определить наиболее эффективные подходы для PR-деятельности в образовательной организации. Среди них можно выделить социально-ориентированный PR, направленный на формирование позитивного образа организации в глазах общественности, личностно-ориентированный PR, который акцентирует внимание на личностных качествах и достижениях сотрудников и студентов, а также культурно-ориентированный PR, ориентированный на привлечение и удержание разнообразной культурной среды в образовательном учреждении [7].

Имидж является важной частью PR-деятельности и выполняет определенные функции. Это позволяет нам заключить, что формирование и поддержание имиджа организации является неотъемлемой частью PR-системы. Создание эффективного имиджа организации рекомендуется осуществлять в соответствии с принятыми коммуникативными нормами и канонами взаимодействия организации со своей внешней средой.

В образовании появилась новая дисциплина — педагогическая имиджелогия, которая имеет теоретическую базу, определяет функции, предмет и цели, связанные с формированием имиджа образовательных организаций [13]. Однако, пока ещё не структурированы достижения в этой области и отсутствуют единые модели формирования позитивного имиджа образовательных учреждений.

Для внедрения, разработанной модели необходимо определить уровневую характеристику имиджа базы проведения эксперимента.

В констатирующем этапе эксперимента приняли участие две группы: контрольная и экспериментальная группы. Контрольная группа — Самарский региональный центр для одарённых детей. Экспериментальная группа — региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи «Вега».

Цель констатирующего этапа заключается в составлении уровневой характеристики имиджа и выявлении проблем формирования позитивного имиджа в практике PR-деятельности образовательных организаций.

Для оценки системы критериев были разработан ряд показателей. Так для оценки критерия «Социальный имидж организации» были использованы следующие показатели: публикация позитивной тональности в СМИ; охват аудитории в социальных сетях организации. Для оценки критерия «Бизнес-имидж организации» использовались показатели: визуальный имидж; имидж услуг; материально-техническая база организации. К оценке критерия «Индивидуальный имидж руководителя» относится показатель имидж руководителя. Оценка критерия «Имидж педагогического состава» осуществляется с помощью показателя имидж педагогов. Для оценки критерия «Имидж обучающихся» использован показатель имидж потребителя. Критерий «Деловая культура» оценивается с помощью следующих показателей: взаимодействие с целевой аудиторией; партнерские отношения организации; внутренняя культура и воспитании в организации.

Результаты констатирующего этапа представлены в таблице 1.

Таким образом, согласно результатам анализа уровня имиджа организации было выявлено, что ГБНОУ СО Самарский региональный центр для одарённых детей имеет прочный имидж лидера среди организаций образования в регионе, занимающейся научными исследованиями в области химии, физики и других точных наук.

Таблица 1

Результаты оценки критериев и итоговый результат оценки позитивного имиджа ГБНОУ СО Самарский региональный центр для одарённых детей и регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи «Вега»

Критерий / Организация

ГБНОУ СО Самарский региональный центр для одарённых детей

Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи «Вега»

Социальный имидж организации

3

3

Бизнес-имидж организации

6

9

Индивидуальный имидж руководителя

5

5

Имидж педагогического состава

5

5

Имидж обучающихся

5

3

Деловая культура образовательной организации

11

9

Итоговое количество баллов

35

34

Уровень имиджа

Средний уровень

Средний уровень

Однако, при подробном рассмотрении работы подразделения «Вега», которая работает по модели образовательного центра «Сириус», выяснилось, что данное направление не упоминается в качестве ключевого в работе Центра. Это приводит к тому, что организация не получает достаточной огласки в СМИ и обсуждений в районах региона, несмотря на большой потенциал данного направления.

Исходя из анализа, можно сделать вывод что в данной организации не создана система на уровне управления коммуникациями внедрения PR-деятельности. В рамках гипотезы исследования определим, что первая задача, которую необходимо решить в рамках данного исследования — создать системы управления коммуникациями внедрения PR-деятельности. Вторая задача к реализации — подобрать ряд PR-коммуникаций, а также проанализировать продукты. Третья задача — изучить типы создания PR-продуктов. Четвертая задача — определить использование методов.

Модель формирования положительного имиджа образовательного учреждения включает в себя несколько ключевых элементов. Так, модель основана на системно-коммуникативном подходе, который подчеркивает важность организованного и стратегического управления коммуникациями внутри учреждения. В действительности, подход ориентирован на четкую и прозрачную коммуникацию, содействие диалогу и вовлечение заинтересованных сторон на взаимовыгодной основе.

Кроме того, модель интегрирует различные виды PR-деятельности, включая социально-ориентированный, личностно-ориентированный и культурно-ориентированный PR. Социально-ориентированный PR предполагает инициативы, способствующие общественному благосостоянию, тогда как личностно-ориентированный PR подчеркивает личные качества и достижения людей, связанных с учреждением. Культурно-ориентированный PR подчеркивает приверженность учреждения культурному разнообразию и инклюзивности.

В модель включены методы педагогической имиджелогии, такие как позиционирование, эмоциональность, детализация, метафоризация, информационная акцентуация, опросы общественного мнения. Эти методы используются для формирования и управления имиджем учителей и повышения их репутации в учебном заведении.

Имидж образовательного учреждения имеет осознанные и неосознанные социально-психологические источники. Задача руководителя ОО заключается в том, чтобы создать имидж положительным, привлекательным по внешним и внутренним признакам.

Цель контрольного этапа заключается в апробации модели формирования позитивного имиджа образовательной организации.

Результаты оценки имиджа баз эксперимента на контрольном этапе представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты оценки критериев и итоговый результат оценки позитивного имиджа ГБНОУ СО Самарский региональный центр для одарённых детей и регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи «Вега»

Критерий / Организация

ГБНОУ СО Самарский региональный центр для одарённых детей

Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи «Вега»

Социальный имидж организации

3

6

Бизнес-имидж организации

6

13

Индивидуальный имидж руководителя

5

5

Имидж педагогического состава

5

5

Имидж обучающихся

5

5

Деловая культура образовательной организации

11

13

Итоговое количество баллов

35

47

Уровень имиджа

Средний уровень

Средний уровень

Таким образом, внедряя эту комплексную модель, образовательное учреждение может эффективно управлять своей PR-деятельностью, строить прочные отношения с заинтересованными сторонами и создавать положительный имидж. В модели особое внимание уделяется стратегической коммуникации, этическим практикам и согласованию PR-стратегий с целями и ценностями учреждения. В конечном итоге этот подход способствует повышению общей репутации учебного заведения, привлекает будущих учащихся, поддерживает позитивные отношения с сообществом и создает благоприятную среду обучения.

Литература:

  1. Акопян М. С. Значимость имиджа для организации. Корпоративная идентичность // Молодой ученый. — 2017 — № 19. — С. 113–115.
  2. Антоненко А. В. Формирование имиджа организации // Молодой ученый. — 2017 — № 9. — С. 387–388.
  3. Гордина И. И. Имидж организации как объект управления / И. И. Гордина // Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations, № 1 (50). — 2017 — С.20–22.
  4. Искрин Н. С., Чичканова Т. А. Менеджмент в образовании: системный подход // Образование и наука. 2015. № 1 (120). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/menedzhment-v-obrazovanii-sistemnyy-podhod (дата обращения: 02.10.2023).
  5. Лукашенко М. А. Профессиональные компетенции руководителя как фактор конкурентоспособности компании. — М.: Синергия, 2017–10 с.
  6. Малых Ю. В., Широкова Т. В. Формирование положительного имиджа образовательной организации // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». — 2017.
  7. Надуваев К. А., Медведева О. С. Использование PR-технологий в формировании позитивного имиджа организации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 6–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-pr-tehnologiy-v-formirovanii-pozitivnogo-imidzha-organizatsii (дата обращения: 02.10.2023).
  8. Присяжнюк В. В. Имиджевая культура современной образовательной организации // Педагогическое обозрение. — 2016 — № 4 (167). — С. 8–10.
  9. Сидорова А. С. Управление созданием имиджа образовательной организации // Молодой ученый. — 2016 — № 24. — С. 520–523.
  10. Скуртова Л. И. Исследование имиджа образовательной организации // International journal of professional science. — 2020.
  11. Соколова Галина Евгеньевна Коммуникативные основы педагогического общения // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2019. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-osnovy-pedagogicheskogo-obscheniya (дата обращения: 02.10.2023).
  12. Тринитатская О. Г., Бочаров С. В. Формирование позитивного имиджа образовательной организации в условиях конкурентной среды // Мир науки. Педагогика и психология. — 2017.
  13. Ушакова Н. В. Имиджелогия. — М.: Дашков и К°, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, позитивный имидж, Самарский региональный центр, оценка критерия, развитие способностей, региональный центр выявления, образовательное учреждение, ребенок, коммуникационный менеджмент, педагогический состав.


Похожие статьи

Маркетинг образовательных услуг как средство повышения конкурентоспособности образовательной организации

В статье описаны организационно-управленческие условия повышения конкурентоспособности образовательной организации, представлены основные элементы маркетинговой стратегии школы, стратегические направления развития школы и основные этапы внедрения мар...

Методика проведения рекламной стратегии для улучшения имиджа образовательной организации

Статья посвящена методическим аспектам разработки рекламной стратегии как способа развития имиджа организации на рынке образовательных услуг.

Управление брендом как процесс формирования долгосрочных отношений с целевой аудиторией

В статье рассмотрен современный процесс управления брендом. Определены уровни брендинга, а также этапы создания и контроля бренда. Сформированы основные тенденции и способы продвижения бренда.

Имидж образовательного онлайн-сервиса: структура и факторы эффективности

В центре внимания авторов находится такая проблема, как формирование имиджа крупной образовательной платформы и сохранения лояльности аудитории в рамках динамичного рынка онлайн-образования. Авторами определена структура имиджа, обозначены наиболее з...

Маркетинговая деятельность в системе коммуникаций

В данной статье освещены теоретические аспекты наиболее эффективных механизмов реализации маркетинговой деятельности в системе коммуникаций. Определена значимость использования в современных условиях принципа интегрированных маркетинговых коммуникаци...

Системный подход в маркетинговых исследованиях образовательной организации

В статье авторы рассматривают маркетинговые исследования как систематическое и объективное выявление, сбор, анализ, распространение и использование информации для повышения эффективности деятельности образовательной организации. Реализация системного...

Значимость имиджа для организации. Корпоративная идентичность

В данной статье выделены главные критерии при создании имиджа организации и ее неповторимой корпоративной идентичности.

Теоретические основы продвижения организации в социальных сетях

В данной статье автор рассматривает продвижение в социальных сетях как одно из приоритетных направлений рекламной деятельности для компаний и брендов, определяет основные понятия и их особенности. Также в данной статье определяется методология продви...

Маркетинговый подход к формированию имиджа образовательной организации

В статье раскрывается сущность маркетингового подхода к формированию и закреплению имиджа образовательной организации.

Корпоративная культура организации

В статье рассмотрено значение корпоративной культуры организации с позиции укрепления лояльности персонала и повышения эффективности достижения общеорганизационных целей; проанализирована специфика формирования корпоративной культуры для повышения ин...

Похожие статьи

Маркетинг образовательных услуг как средство повышения конкурентоспособности образовательной организации

В статье описаны организационно-управленческие условия повышения конкурентоспособности образовательной организации, представлены основные элементы маркетинговой стратегии школы, стратегические направления развития школы и основные этапы внедрения мар...

Методика проведения рекламной стратегии для улучшения имиджа образовательной организации

Статья посвящена методическим аспектам разработки рекламной стратегии как способа развития имиджа организации на рынке образовательных услуг.

Управление брендом как процесс формирования долгосрочных отношений с целевой аудиторией

В статье рассмотрен современный процесс управления брендом. Определены уровни брендинга, а также этапы создания и контроля бренда. Сформированы основные тенденции и способы продвижения бренда.

Имидж образовательного онлайн-сервиса: структура и факторы эффективности

В центре внимания авторов находится такая проблема, как формирование имиджа крупной образовательной платформы и сохранения лояльности аудитории в рамках динамичного рынка онлайн-образования. Авторами определена структура имиджа, обозначены наиболее з...

Маркетинговая деятельность в системе коммуникаций

В данной статье освещены теоретические аспекты наиболее эффективных механизмов реализации маркетинговой деятельности в системе коммуникаций. Определена значимость использования в современных условиях принципа интегрированных маркетинговых коммуникаци...

Системный подход в маркетинговых исследованиях образовательной организации

В статье авторы рассматривают маркетинговые исследования как систематическое и объективное выявление, сбор, анализ, распространение и использование информации для повышения эффективности деятельности образовательной организации. Реализация системного...

Значимость имиджа для организации. Корпоративная идентичность

В данной статье выделены главные критерии при создании имиджа организации и ее неповторимой корпоративной идентичности.

Теоретические основы продвижения организации в социальных сетях

В данной статье автор рассматривает продвижение в социальных сетях как одно из приоритетных направлений рекламной деятельности для компаний и брендов, определяет основные понятия и их особенности. Также в данной статье определяется методология продви...

Маркетинговый подход к формированию имиджа образовательной организации

В статье раскрывается сущность маркетингового подхода к формированию и закреплению имиджа образовательной организации.

Корпоративная культура организации

В статье рассмотрено значение корпоративной культуры организации с позиции укрепления лояльности персонала и повышения эффективности достижения общеорганизационных целей; проанализирована специфика формирования корпоративной культуры для повышения ин...

Задать вопрос