В статье описаны организационно-управленческие условия повышения конкурентоспособности образовательной организации, представлены основные элементы маркетинговой стратегии школы, стратегические направления развития школы и основные этапы внедрения маркетинговой стратегии.
Ключевые слова : маркетинг, конкурентоспособность, образовательная услуга.
Сфера образовательных услуг сегодня существует в рыночных условиях и активно адаптируется к серьезной конкуренции. Активный и быстрый темп развития образования преобразует усиление конкуренции на международном и национальном уровнях, что требует качественных новых подходов к организации образовательной деятельности и управления учебными заведениями с учетом динамично меняющихся потребностей общества и экономики. Повышение конкурентоспособности образовательных организаций в сфере образования возможно посредством маркетинга образовательных услуг, так как именно качественное, инновационное, соответствующее запросам потребителей предоставление образовательных услуг является залогом успешной деятельности образовательной организации [1]. Маркетинговая деятельность требует от образовательных организаций целенаправленного планирования, исследования и контроля разработанных и используемых программ.
При этом существуют проблемы маркетинга образовательных услуг, особенно на уровне школ. Среди них можно выделить: проблемы формирования имиджа школ, проблемы кадров в области маркетинга образовательных организаций и пр. Возникает необходимость организации эффективного управления процессом повышения конкурентоспособности образовательной организации посредством маркетинга образовательных услуг. Для решения данной проблемы необходимо ответить на вопрос: каковыорганизационно-управленческие условия повышения конкурентоспособности образовательной организации посредством маркетинга образовательных услуг?
Организационно-управленческие условия повышения конкурентоспособности образовательной организации посредством маркетинга образовательных услуг реализуются на основе:
— разработки маркетинговой стратегии образовательной организации (принципы, миссия, ценности, цели);
— целенаправленного включения педагогов в маркетинговую деятельность, направленную на повышение конкурентоспособности образовательной организации.
Выделенное первое организационно-управленческое условие необходимо, так как маркетинговая стратегия образовательной организации в последнее время выступает эффективным механизмом успешного позиционирования организации как на рынке образовательных услуг, так и на рынке труда. Именно маркетинговая стратегия обеспечивает конкурентоспособность образовательной организации через качественное предоставление им образовательных услуг и формирования его положительного имиджа. В связи с этим, руководителям образовательных организаций следует быть внимательным и следить за динамично развивающимся рынком образовательных услуг в современных условиях.
Маркетинговая стратегия школы должна состоять из таких элементов, как:
- Паспорт стратегии (нормативно-правовая база деятельности и пр.)
- Информационная справка (основные сведения об организации).
- Проблемно-ориентированный анализ (анализ проблем школы).
- Концепция развития школы (стратегические направления развития).
- Характеристика управляющего объекта, коллегиальная функциональная направленность (анализ структуры управления).
- Стратегии реализации (направления реализации стратегии).
Стратегические направления маркетинговой стратегии школы:
- Удовлетворение запросов всех участников образовательного процесса (учитель-ученик-родитель).
- Сплоченная команда развития школы.
- Использование 90 % учителей инновационных подходов в обучении (образовательные платформы, штрих-коды, интерактивные игры) и пр.
- Расширение диапазона мероприятий для раскрытия, развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей обучающихся.
- Увеличение числа школьников, реализовавших свои способности.
- Увеличение количества учеников, успевающих на «4» и «5».
- Внедрения новых проектов.
- Создание собственной образовательной платформы.
- Развитие правовой грамотности и пр.
Основные этапы внедрения маркетинговой стратегии:
1-ый этап. Осуществление проблемно-ориентировочного анализа и разработки Стратегии школы.
2-ой этап. Реализация Стратегии согласно плану мероприятий.
3-ий этап. Рефлексивный отчет по оценке результатов.
С целью повышения конкурентоспособности образовательной организации необходимо целенаправленное включение педагогов в маркетинговую деятельность. Реализовать данное условие можно с помощью организации совета молодых педагогов.
Основными целями совета молодых педагогов являются: объединение молодых учителей для осуществления поставленных задач в области образования, которые связаны с тем, чтобы молодые специалисты закрепились в педагогическом сообществе и коллективе, а также были созданы условия для их профессионального роста, удовлетворения профессиональных и социальных запросов не только педагогов, но и административного состава.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что для формирования более высокого уровня конкурентоспособности образовательной организации важно реализовать направления маркетинга качественно, а также ежемесячно проводить их оценку.
Для оценки конкурентоспособности образовательной организации при реализации маркетинга образовательных услуг можно использовать следующие методики:
- Метод интегральной оценки конкурентоспособности образовательной организации.
- Интегрированный подход: рассмотрение особенностей внутренней структуры образовательной организации, структурных и отраслевых особенностей по модели Портера о пяти силах конкуренции, анализ внутренней и внешней среды организации, её потенциальных угроз и возможностей по SWOT-анализу.
- Метод экспертных оценок (модель SERVQUAL).
Литература:
- Вагин Д. Ю., Яшкова Е. В., Савинова А. Д., Севастьянова А. Д. Особенности маркетинга в сфере образовательных услуг // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. — № 3–1.– С. 835–838.
- Гапеев В. О. Маркетинг в системе образования // Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика: сборник научных статей 9-й Международной научно-практической конференции. 2019. — С. 120–126.