Маркетинг образовательных услуг как средство повышения конкурентоспособности образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 19.06.2021

Статья просмотрена: 381 раз

Библиографическое описание:

Арипова, А. А. Маркетинг образовательных услуг как средство повышения конкурентоспособности образовательной организации / А. А. Арипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 391-392. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82608/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье описаны организационно-управленческие условия повышения конкурентоспособности образовательной организации, представлены основные элементы маркетинговой стратегии школы, стратегические направления развития школы и основные этапы внедрения маркетинговой стратегии.

Ключевые слова : маркетинг, конкурентоспособность, образовательная услуга.

Сфера образовательных услуг сегодня существует в рыночных условиях и активно адаптируется к серьезной конкуренции. Активный и быстрый темп развития образования преобразует усиление конкуренции на международном и национальном уровнях, что требует качественных новых подходов к организации образовательной деятельности и управления учебными заведениями с учетом динамично меняющихся потребностей общества и экономики. Повышение конкурентоспособности образовательных организаций в сфере образования возможно посредством маркетинга образовательных услуг, так как именно качественное, инновационное, соответствующее запросам потребителей предоставление образовательных услуг является залогом успешной деятельности образовательной организации [1]. Маркетинговая деятельность требует от образовательных организаций целенаправленного планирования, исследования и контроля разработанных и используемых программ.

При этом существуют проблемы маркетинга образовательных услуг, особенно на уровне школ. Среди них можно выделить: проблемы формирования имиджа школ, проблемы кадров в области маркетинга образовательных организаций и пр. Возникает необходимость организации эффективного управления процессом повышения конкурентоспособности образовательной организации посредством маркетинга образовательных услуг. Для решения данной проблемы необходимо ответить на вопрос: каковыорганизационно-управленческие условия повышения конкурентоспособности образовательной организации посредством маркетинга образовательных услуг?

Организационно-управленческие условия повышения конкурентоспособности образовательной организации посредством маркетинга образовательных услуг реализуются на основе:

— разработки маркетинговой стратегии образовательной организации (принципы, миссия, ценности, цели);

— целенаправленного включения педагогов в маркетинговую деятельность, направленную на повышение конкурентоспособности образовательной организации.

Выделенное первое организационно-управленческое условие необходимо, так как маркетинговая стратегия образовательной организации в последнее время выступает эффективным механизмом успешного позиционирования организации как на рынке образовательных услуг, так и на рынке труда. Именно маркетинговая стратегия обеспечивает конкурентоспособность образовательной организации через качественное предоставление им образовательных услуг и формирования его положительного имиджа. В связи с этим, руководителям образовательных организаций следует быть внимательным и следить за динамично развивающимся рынком образовательных услуг в современных условиях.

Маркетинговая стратегия школы должна состоять из таких элементов, как:

  1. Паспорт стратегии (нормативно-правовая база деятельности и пр.)
  2. Информационная справка (основные сведения об организации).
  3. Проблемно-ориентированный анализ (анализ проблем школы).
  4. Концепция развития школы (стратегические направления развития).
  5. Характеристика управляющего объекта, коллегиальная функциональная направленность (анализ структуры управления).
  6. Стратегии реализации (направления реализации стратегии).

Стратегические направления маркетинговой стратегии школы:

  1. Удовлетворение запросов всех участников образовательного процесса (учитель-ученик-родитель).
  2. Сплоченная команда развития школы.
  3. Использование 90 % учителей инновационных подходов в обучении (образовательные платформы, штрих-коды, интерактивные игры) и пр.
  4. Расширение диапазона мероприятий для раскрытия, развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей обучающихся.
  5. Увеличение числа школьников, реализовавших свои способности.
  6. Увеличение количества учеников, успевающих на «4» и «5».
  7. Внедрения новых проектов.
  8. Создание собственной образовательной платформы.
  9. Развитие правовой грамотности и пр.

Основные этапы внедрения маркетинговой стратегии:

1-ый этап. Осуществление проблемно-ориентировочного анализа и разработки Стратегии школы.

2-ой этап. Реализация Стратегии согласно плану мероприятий.

3-ий этап. Рефлексивный отчет по оценке результатов.

С целью повышения конкурентоспособности образовательной организации необходимо целенаправленное включение педагогов в маркетинговую деятельность. Реализовать данное условие можно с помощью организации совета молодых педагогов.

Основными целями совета молодых педагогов являются: объединение молодых учителей для осуществления поставленных задач в области образования, которые связаны с тем, чтобы молодые специалисты закрепились в педагогическом сообществе и коллективе, а также были созданы условия для их профессионального роста, удовлетворения профессиональных и социальных запросов не только педагогов, но и административного состава.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что для формирования более высокого уровня конкурентоспособности образовательной организации важно реализовать направления маркетинга качественно, а также ежемесячно проводить их оценку.

Для оценки конкурентоспособности образовательной организации при реализации маркетинга образовательных услуг можно использовать следующие методики:

  1. Метод интегральной оценки конкурентоспособности образовательной организации.
  2. Интегрированный подход: рассмотрение особенностей внутренней структуры образовательной организации, структурных и отраслевых особенностей по модели Портера о пяти силах конкуренции, анализ внутренней и внешней среды организации, её потенциальных угроз и возможностей по SWOT-анализу.
  3. Метод экспертных оценок (модель SERVQUAL).

Литература:

  1. Вагин Д. Ю., Яшкова Е. В., Савинова А. Д., Севастьянова А. Д. Особенности маркетинга в сфере образовательных услуг // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. — № 3–1.– С. 835–838.
  2. Гапеев В. О. Маркетинг в системе образования // Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика: сборник научных статей 9-й Международной научно-практической конференции. 2019. — С. 120–126.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, маркетинговая стратегия, маркетинговая деятельность, маркетинговая стратегия школы, услуга, SERVQUAL, организационно-управленческое условие повышения конкурентоспособности, основной этап внедрения, повышение конкурентоспособности, целенаправленное включение педагогов.


Похожие статьи

Теоретические аспекты маркетинговой стратегии компании

В статье отражен теоретический анализ маркетинговой стратегии компании, ее цели, задачи, приведены основные виды маркетинговой стратегии и охарактеризованы процессные подходы к реализации маркетинговой стратегии.

Формирование маркетинговой стратегии образовательного учреждения

В статье рассмотрены особенности маркетинговых стратегий образовательного учреждения для формирования его имиджа продвижения и получения дополнительных доходов.

Модель формирования позитивного имиджа образовательной организации

В статье исследуется вопрос формирования позитивного имиджа в образовательных организациях и рассматривает PR-деятельность как систему внутренних и внешних коммуникационных процессов. Подтверждается актуальность применения связей с общественностью в ...

Авторская маркетинговая стратегия продвижения образовательных услуг в вузах культуры

Автор рассматривает маркетинг образовательных услуг высшей школы. Выявлено значение разработки новых организованно-экономических механизмов управления вузов. Представлено, что в качестве наиболее эффективной выступает маркетинговая концепция управлен...

Методика проведения рекламной стратегии для улучшения имиджа образовательной организации

Статья посвящена методическим аспектам разработки рекламной стратегии как способа развития имиджа организации на рынке образовательных услуг.

Особенности управления инновационным развитием образовательной организации

В статье представлен анализ особенностей управления инновационным развитием образовательной организации, рассматривается структура управленческих решений, этапы их проектирования, принятия и реализации в условиях инновационной деятельности дошкольног...

Маркетинг в строительстве

Статья посвящена рассмотрению современного состояния российского строительного маркетинга и его особенностей. Изучены сферы строительного бизнеса, затрагиваемые маркетингом. Рассмотрена специфика маркетинга в строительной отрасли, определены ключевые...

Теоретические основы продвижения организации в социальных сетях

В данной статье автор рассматривает продвижение в социальных сетях как одно из приоритетных направлений рекламной деятельности для компаний и брендов, определяет основные понятия и их особенности. Также в данной статье определяется методология продви...

Управление конкурентоспособностью предприятия сферы туризма на основе современных маркетинговых технологий

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению особенностей использования маркетинговых технологий в туризме, проводится оценка конкурентоспособности организации, а также предлагаются рекомендации по использованию современных маркетинговых...

Маркетинговая деятельность в системе коммуникаций

В данной статье освещены теоретические аспекты наиболее эффективных механизмов реализации маркетинговой деятельности в системе коммуникаций. Определена значимость использования в современных условиях принципа интегрированных маркетинговых коммуникаци...

Похожие статьи

Теоретические аспекты маркетинговой стратегии компании

В статье отражен теоретический анализ маркетинговой стратегии компании, ее цели, задачи, приведены основные виды маркетинговой стратегии и охарактеризованы процессные подходы к реализации маркетинговой стратегии.

Формирование маркетинговой стратегии образовательного учреждения

В статье рассмотрены особенности маркетинговых стратегий образовательного учреждения для формирования его имиджа продвижения и получения дополнительных доходов.

Модель формирования позитивного имиджа образовательной организации

В статье исследуется вопрос формирования позитивного имиджа в образовательных организациях и рассматривает PR-деятельность как систему внутренних и внешних коммуникационных процессов. Подтверждается актуальность применения связей с общественностью в ...

Авторская маркетинговая стратегия продвижения образовательных услуг в вузах культуры

Автор рассматривает маркетинг образовательных услуг высшей школы. Выявлено значение разработки новых организованно-экономических механизмов управления вузов. Представлено, что в качестве наиболее эффективной выступает маркетинговая концепция управлен...

Методика проведения рекламной стратегии для улучшения имиджа образовательной организации

Статья посвящена методическим аспектам разработки рекламной стратегии как способа развития имиджа организации на рынке образовательных услуг.

Особенности управления инновационным развитием образовательной организации

В статье представлен анализ особенностей управления инновационным развитием образовательной организации, рассматривается структура управленческих решений, этапы их проектирования, принятия и реализации в условиях инновационной деятельности дошкольног...

Маркетинг в строительстве

Статья посвящена рассмотрению современного состояния российского строительного маркетинга и его особенностей. Изучены сферы строительного бизнеса, затрагиваемые маркетингом. Рассмотрена специфика маркетинга в строительной отрасли, определены ключевые...

Теоретические основы продвижения организации в социальных сетях

В данной статье автор рассматривает продвижение в социальных сетях как одно из приоритетных направлений рекламной деятельности для компаний и брендов, определяет основные понятия и их особенности. Также в данной статье определяется методология продви...

Управление конкурентоспособностью предприятия сферы туризма на основе современных маркетинговых технологий

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению особенностей использования маркетинговых технологий в туризме, проводится оценка конкурентоспособности организации, а также предлагаются рекомендации по использованию современных маркетинговых...

Маркетинговая деятельность в системе коммуникаций

В данной статье освещены теоретические аспекты наиболее эффективных механизмов реализации маркетинговой деятельности в системе коммуникаций. Определена значимость использования в современных условиях принципа интегрированных маркетинговых коммуникаци...

Задать вопрос