В настоящее время актуален особый тип обучения — эдьютейнмент. Игровое и развлекательное обучение приобретает особую значимость в связи с тем, что, в отличие от старшего поколения, современные дети предпочитают иные способы получения информации.
Ключевые слова: тип обучения, эдьютейнмент, игра, принцип конструктивизма.
Может ли тяга к знаниям вытащить современных детей из социальных сетей? На все эти вопросы современные работники образования и культуры дают однозначный ответ — эдьютейнмент.
Эдьютейнмент — это новомодный термин, за которым прячется совершенно обычная, абсолютно каждому близкая вещь. А именно — включение игры в процесс обучения чему-либо. Не совсем справедливо утверждать, что этот метод изобретение современности и новинка в сфере образования. Значение этого непривычного для уха и непростого для артикуляции слова становится понятно, если разложить его на составные части. Термин «edutainment» образовался из сочетания двух других английских слов: education (образование) и entertainment (развлечение). Проще говоря, эдьютейнмент — это не что иное, как образование через игру или с элементами развлечения, то есть это явление, суть которого в том, что обучение должно быть интересным, развлекательным.
В широком смысле эдьютейнмент — это любое знание, которое завернуто в «яркую обертку», а оттого — и в этом вопросе единодушны и педагоги, психологи, библиотекари — усваивается быстрее, легче, лучше. Примеров эдьютейнмента множество. Это и развивающие игрушки, и «Телепузики» с «Фиксиками», и опыты вроде «Вулкана» и «Змейки» на уроках химии, и публичные лекции, и даже бизнес-тренинги с элементами интерактива. [1, с.62]
В узком смысле этого слова именно эдьютейнмент становится, чуть ли не единственным способом привлечь детей и молодёжь к изучению науки. Неважно, во что упаковывать эти знания — научные парки, интернет-сайты, мультфильмы, буктрейлеры. Важна суть — рассказ о науках или книгах на понятном и интересном языке.
Говоря о перспективах современного образования, педагоги и психологи, библиотекари все чаще употребляют термин «эдьютейнмент».
Впервые слово появилось еще в 1948 году в студии Уолта Диснея для обозначения формата захватывающего документального сериала. Но сегодня смысл немного другой. Эдьютейнмент — образование в развлекательном формате, «учись развлекаясь, развлекайся в процессе обучения». [4, с.67]
Суть развлекательного обучения — знания должны передаваться в понятной, простой и интересной форме. Можно рассказывать о чем угодно — истории, литературе, фотографии, общественных проблемах. Главное, чтобы не было скучно. С помощью эдьютейнмента трудно получить фундаментальные знания или новую профессию, но можно стать более эрудированным и просто хорошо провести время.
Принципы эдьютейнмента сегодня взяли на вооружение не только университеты и школы, но и музеи, кафе, туристические агентства, библиотеки и многие другие. Фактически эдьютейнмент представляет собой мероприятие культурного характера (например, экскурсия, фестиваль, туристический слет, комильфо-вечер), в которое органично включаются образовательная и деловая части. Встречи проходят в неформальной обстановке и напоминают общение старых друзей, даже если люди видят друг друга впервые в жизни. Таким образом, участники эдьютейнмент-мероприятий получают возможность в свободной обстановке обсудить различные вопросы и получить нужную информацию. [3,с.184]
«Важно не просто общаться, а общаться с теми, кто похож на тебя, — говорит психолог Борис Новодержкин. — Трудно в обычной перегруженной людьми и работой жизни встретить родственную душу. А на таких тематических тусовках, какими, собственно, и являются такие мероприятия, шансы выше. Отчасти поэтому они так стремительно набирают обороты популярности. Ведь если вы совпали в интересе к предмету мероприятия, лекции, возможно, совпадете в чем-то еще». [2, с.273]
Эдьютейнмент вне образовательного учреждения
Во многих западных странах эдьютейнмент — программы уже активно используются в учебных заведениях. Наши школы пока только робко поглядывают в эту сторону. Так, в последнее время всё чаще открываются лаборатории популярной науки и техники, экспериментальные творческие мастерские, детские центры информационных технологий. Нужно отметить, что библиотеки активно пользуются этой технологией обучения в ходе проведения массовых мероприятий. (комильфо-вечера, квесты, литературные дилижансы и др.)
В нашей библиотеке проводилось мероприятие литературный дилижанс «Гений русской литературы», которое было посвящено 250-летию со дня рождения великого поэта М,Ю..Лермонтова с помощью эдьютейнмента.
Ребята совершили путешествие на литературном дилижансе по станциям: биографическая, поэтическая и музыкальная. Узнали о разных гранях таланта великого писателя и его творчества. Эта технология обучения представляет собой дополнительный вариант, интересный способ получения новых знаний из современных технических и дидактических средств обучения, через активное участие и интерес, а также доступный метод обучения для достижения конкретных и быстрых результатов.
В эдьютейнменте широко используется принцип конструктивизма, согласно которому пользователи библиотеки добывают знание из уже известного материала. Знания учащегося, его опыт, пути решения проблем и представление о ситуации — это то, как пользователь представляет себе мир. Обучение изменяет, перестраивает и дополняет этот материал. Необходимым важным условием является понимание или непонимание обучающимися темы для изучения, поэтому оценка себя и рефлексия являются важными умениями. Если учащийся не осознает, почему необходимо что-то помнить или учить, перехода результата обучения в реальную жизнь может не произойти: ребёнок не сможет применять его на практике в решении проблем. [7, с.208] Благодаря этому типу обучения раскрылись творческие способности детей, были привлечены новые пользователи. И при этом, что немало важно, создаётся положительный образ библиотеки.
В домашнем обучении тоже можно и нужно использовать эдьютейнмент-возможности. Телевидение, компьютерные игры, или настольные игры — всё это родители могут включить в разработку оригинальной эдьютейнмент -программы для своего ребенка. Безусловно, этому придется уделить немало времени, внимания и усердия, но разве не того же самого мы требуем от своих детей?
Качество и количество эдьютейнмент–проектов во всем мире постоянно растет. С каждым годом они становятся всё более популярными. Уже сейчас многие считают, что это один из самых продуктивных путей, по которому может и должна идти наука в условиях современности. Ведь учиться, играя гораздо веселее! [5,с.194]
Исходя из этого, мы можем предположить, что это особый тип обучения.
При этом изначально необходимо хотя бы разово побудить пользователей обратить внимание на изучаемый материал, вызвать их интерес к нему, мотивировать их принять участие в познавательном процессе, одним словом — развлечь и заинтересовать. Затем, во время самого процесса приобретения знаний, необходимо доставить пользователям удовольствие от получения знаний, полностью занять их и отвлечь от сторонних мыслей или переживаний, а именно — привлечь. В конечном итоге необходимо помочь обучающимся добиться полного раскрепощения в процессе обучения, сформировать стойкий интерес к процессу познания, а значит — увлечь.
Следовательно, эдьютейнмент — особый тип обучения, который основывается на развлечении и формировании первичного интереса к предмету с получением удовольствия от процесса познания и стойким интересом к процессу обучения. [6, с.31]
Несмотря на свою популярность, технология «эдьютейнмент» нуждается в значительной доработке. Важной проблемой является баланс между обучением и развлечением. Задания, созданные для повышения заинтересованности, должны разумно сочетаться с заданиями для повышения интеллекта.
Литература:
- Богданова О. А. Эдьютейнмент как особый тип учения [Текст] / О.Богданова //Вестник МГПУ.- 2014.- № 4 (30). С. 61–65.
- Дьяконова О. О. Дидактический утилитаризм: эдьютейнмент как инновационное решение проблем образования взрослых [Текст] / О.Дьяконова // Вестн. Тверского гос. ун-та.- 2015.- № 3. С. 271–276.
- Дьяконова О. О. Понятие «эдьютейнмент» в зарубежной и отечественной педагогике [Текст] / О.Дьяконова // Сибирский педагогический журнал.- 2012.- № 6. С. 182–185.
- Железнякова О. М. Сущность и содержание понятия «эдьютейнмент» в отечественной и зарубежной педагогической науке [Текст] / О. М. Железнякова, О. О. Дьяконова // Alma Mater.- 2013.- № 2. C. 67–70.
- Кобзева, Н. А. Edutainment как современная технология обучения [Текст] / Н. А. Кобзева // Ярослав. пед. вестн. — 2012. — № 4, т. 2 (Психол.-пед. науки). — С. 192–195.
- Сапух Т. В. Применение технологии «эдьютейнмент» в образовательной среде университета [Текст] / Т. В. Сапух // Вестник ТГПУ. 2016. — № 8. С. 30–32
- Хангельдиева И. Г. Эдьютейнмент: от телевизионного формата до современных социальных и образовательных практик [Текст] / Хангельдиева И. Г., Богданова Е. М. // Сб. науч. ст. по материалам Всерос. науч. конф. с междунар. участием «Культура и образование в современном обществе: стратегии развития и сохранения». Краснодар: ООО «Экоинвест».2013.С.206–218.