Эффективность деятельности правоохранительных органов находится в зависимости от уровня социальной защиты их сотрудников. Значимость роли совершенствования системы социальных гарантий, предоставляемых сотрудникам органов внутренних дел увеличивается соразмерно с масштабами современных вызовов и угроз, стоящих перед Российской Федерацией. В том числе это связано с тем, что невысокий уровень доходов сотрудников полиции, назначаемых им пенсий, слабая обеспеченность жильем способствуют усилению социальной напряженности, толкают отдельных сотрудников на путь коррупции. В то же время от эффективности проводимой государственной политики в МВД России во многом зависит результативность правоохранительной деятельности.
В данной статье, проводя анализ некоторых правовых актов, касающихся социальной защиты такой категории граждан, как сотрудники органов внутренних дел, показано, что создание подлинно социального, правового государства — достаточно длительный процесс, требующий значительных усилий, как органов публичного управления, так и институтов гражданского общества.
Нестабильность жизни общества, сложные процессы, которые происходят в России, в значимой мере повлияли на кадровый состав органов внутренних дел. Вместе с тем, наряду с недостаточным уровнем материальной обеспеченности и социальной защищенности, увеличивалась и нагрузка на сотрудников. Все это привело, к уходу из органов внутренних дел опытных специалистов. На смену им приходили «случайные люди», не имевшие профессиональной подготовки, морально и психологически не подготовленные к прохождению службы в органах внутренних дел, что привело к резкому падению авторитета правоохранительных структур в глазах населения страны. Слабый кадровый состав подразделения правоохранительного органа, недостаточная квалификация, отсутствие профессионализма и явились причинами нарушения законности и служебной дисциплины в целом [9].
На повестку дня встают вопросы о том, какие специалисты нужны органам внутренних дел в современных условиях, каков должен быть их профессиональный уровень, для того чтобы они были способны эффективно противостоять современным вызовам и угрозам национальной безопасности государства. И, наконец, какие меры следует принять для того, чтобы работа этих специалистов была максимально эффективной.
Особое место в обеспечении экономической безопасности органами внутренних дел принадлежит система социальных гарантий и в целом государственной социальной политике, проводимой в отношении сотрудников ОВД.
В. В. Митрохин утверждает, что «в современный период как никогда необходимо материальное стимулирование государственных служащих, публичное распределение социальных льгот» [8, с. 691–699]. С. П. Матвеев считает, что на современном этапе государственного развития «проведение модернизации правоохранительной службы невозможно без усиления гарантий социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел» [7, с. 18].
Понятие «социально-правовая защищенность сотрудников органов внутренних дел» (ОВД) активно вошел в правовой лексикон в конце 80-х годов 20 века. Это деятельность государства по выработке и реализации системы мер правового, политического, социального, экономического, материально-технического и организационного характера, гарантированных нормативными актами в целях социальной обеспеченности жизни сотрудников и создания надлежащих условий для осуществления ими служебной деятельности. Исполнение сотрудниками ОВД возложенных на них обязанностей обеспечивается системой гарантий их социально-правовой защищенности и поддержки, представляющих собой соответствующие юридические средства, механизмы и процедуры [1].
Организация наиболее эффективной системы контроля со стороны общества за деятельностью правоохранительных структур было результатом тех реформ, которые начали проводиться. Социальные отношения в сфере внутренних дел регламентируются Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. «О полиции», Федеральным законом от 19 июля 2011 г. «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» и др.
В новых законах и иных нормативных правовых актах получают свое отражение основополагающие вопросы организации и деятельности органов правопорядка. Государству необходимо наряду с моральными стимулами устанавливать ряд стимулов материального характера, который должен непрерывно совершенствоваться и дорабатываться.
Так, например, в МВД России проводится работа по оптимизации нормативной базы по правовой и социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел, понесших травмы при исполнении служебных обязанностей. При непосредственном участии МВД России подготовлены проекты законодательных и других нормативных правовых актов, которые направленны на улучшение правовой и социальной защищенности личного состава, а также ветеранов органов внутренних дел. Прежде всего в области теории мотивации и стимулирования труда, в которых обосновывается вывод о том, что оплата труда, а также социальные гарантии, предоставляемые работникам организаций различных организационно-правовых форм, играют решающую роль в схеме повышения результатов работы. Кроме того, они повышают эффективность деятельности как отдельно взятой организации, так и всего ведомства в целом [4–6]. Соответственно, государственная социальная политика, которая проводится в отношении сотрудников ОВД, также способна оказать влияние на результаты правоохранительной деятельности, улучшение ее эффективности и в итоге — на состояние безопасности в стране. В этой связи очевидно, что для повышения безопасности граждан особое значение имеют дальнейшее развитие системы социальных гарантий сотрудникам ОВД, внедрение новых методов формирования государственной социальной политики в МВД России, повышение эффективности практической реализации положений действующего законодательства о социальных гарантиях. Основная роль в формировании доходов сотрудников ОВД, поддержании достойного уровня их жизни и в обеспечении эффективной работы правоохранительной системы принадлежит оплате труда. Важное место оплата труда занимает и в числе мер по регулированию трудовых отношений государственных служащих и их социальной поддержке.
С момента принятия основополагающих нормативных правовых актов, которые сегодня регламентируют деятельность органов внутренних дел и определяют в том числе режим социальной защиты сотрудников органов внутренних дел [1; 2; 3], проблемы его реализации, которые ранее были характерны для системы органов внутренних дел, значительно снижены [9].
Тем не менее, организация социальной работы кадровыми подразделениями усложняется частыми изменениями и дополнениями в нормативно-правовой базе, приводит к пробелам и противоречиям в работе кадровых подразделений. Как уже говорилось ранее, одной из важных составляющих социальной поддержки сотрудников органов внутренних дел является их денежное довольствие, которое включает в себя: оклад по занимаемой штатной должности, оклад по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания; процентную надбавку за выслугу лет; процентные надбавки за ученую степень и ученое звание; надбавки за работу с секретными сведеньями, а также квалификационные звания по физической подготовке. Стоить отметить, что денежное содержание сотрудников полиции имеет большое значение, как для повышения престижа службы, социально-правового статуса сотрудников, так и укрепления законности и дисциплины полицейских [9].
Национальные интересы: приоритеты и безопасность которых являются медицинское, жилищное и пенсионное обеспечение, социальное страхование и профессиональное образование. Охрана здоровья сотрудников ОВД. Важная роль в проведении государственной социальной политики в МВД России отводится медицинскому обеспечению сотрудников. Это связано с тем, что служба в правоохранительных органах связана с повышенными требованиями, предъявляемыми к сотрудникам, — крепким здоровьем, физической выносливостью, психологической устойчивостью в стрессовых ситуациях. Более того, в связи с профессиональной деятельностью нередко подвергаются риску и опасности жизнь и здоровье сотрудников ОВД [10].
Неотъемлемой частью системы социальной защиты сотрудников ОВД является обязательное государственное страхование жизни и здоровья. Как показывает статистика в этой области, число ежегодно травмированных и погибших сотрудников достигает нескольких тысяч человек. Смысл института обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников полиции заключается в создании нового способа дополнительной социальной гарантии или специфического способа возмещения вреда, причиненного в процессе выполнения служебных обязанностей, а страховые выплаты помогут пройти сотруднику полиции более полную реабилитацию, и приступить к исполнению своих профессиональных обязанностей. В случае гибели сотрудника полиции государственное страхование призвано в материальной форме «возместить» понесенную утрату его родственникам [3].
После принятия Федерального закона РФ от 28 марта 1998г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» сложилась ясная структура, которая регулирует отношения в данной сфере.
Давая определение обязательного государственного страхования, следует обратиться к статьям 927 и 969 ГК РФ. В соответствии с ними под обязательным государственным страхованием следует понимать -установленное законом обязательное страхование жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета. Данный вид страхования — единственный вид обязательного страхования, особо выделенный в ГК РФ. Неотъемлемое государственное страхование является одним из самых сложных видов страхования с юридической стороны. Основан он на гражданско-правовом договоре и допускает участие в страховании коммерческих организаций. Данные организации должны иметь лицензию, опыт в работе более одного года, отличаться финансовой стабильностью, а уставной капитал должен быть без участия иностранных инвестиций.
В соответствии со ст. 43 Закона «О полиции» все сотрудники полиции подлежат обязательному государственному личному страхованию. Заключая договор обязательного государственного страхования между страхователем и страховщиком в пользу третьего лица — застрахованного лица (выгодоприобретателя), необходимо знать, что содержание договора включает в себя перечень обязательств, страховых случаев, и способы выплаты страховых сумм. Срок действия договора об обязательном страховании один календарный год. На практике очень часто возникает вопрос, подлежат ли обязательному государственному страхованию стажеры, поскольку им специальные звания присваиваются только после истечения испытательного срока, да подлежат. Действительно, на время испытательного срока, на стажера распространяется законодательство Российской Федерации о труде. Однако, соответствии со ст. 24 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел», на стажеров распространяется действие ст. 68 указанного закона, то есть стажеры наравне с сотрудниками органов внутренних дел подлежат обязательному государственному личному страхованию, и имеют полное право на выплату страховых сумм, при наступлении страхового случая [9].
На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что крайне важными являются разработка и принятие концепции развития государственной социальной политики в МВД России на долгосрочную перспективу. В основу данной концепции должен быть положен методологический подход, основанный на определении комплекса мероприятий при проведении государственной социальной политики в МВД России, а также механизмов, институтов и инструментов, обеспечивающих ее эффективное функционирование.
Литература:
- Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
- Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 49. Ч. 1. Ст. 7020.
- Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 30. Ч. 1. Ст. 4595.
- Шапиро С. А. Мотивация и стимулирование персонала. М.: ГроссМедиа, 2005. 224 с.
- Марр Р., Шмидт Г. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 450 с.
- Ветлужских Е. Мотивация и оплата труда. Инструменты. Методики. Практика. М.: Альпина Паблишер, 2013. 152 с.
- Матвеев С. П. Социальная защита государственных служащих: теоретические основы построения системы, практика осуществления и проблемы административно-правового регулирования: автореф. …дис. д-ра юрид. наук. — Воронеж, 2012.
- Митрохин В. В. Принципы организации и прохождения службы в органах внутренних дел // Административное и муниципальное право. 2015. № 7. С. 691–699.
- Маздогова З. З. Проблемы реализации социальной защиты сотрудников полиции на современном этапе: Пробелы в российском законодательстве // электронный юридический журнал. 2016 — режим доступа: https://cyberleninka.ru/articie/n/problemy — (Дата обращения: 03.10.2019).
- Быковская Ю. В. Роль социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности и необходимость их совершенствования: Национальные интересы: приоритеты и безопасность // электронный журнал. 2015 — режим доступа: https://cyberleninka.ru/articie/n/rol-sotsialnyh — (Дата обращения: 04.10.2019).