Розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 сентября, печатный экземпляр отправим 18 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №34 (533) август 2024 г.

Дата публикации: 23.08.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Черенков, Е. Н. Розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда / Е. Н. Черенков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 34 (533). — С. 110-113. — URL: https://moluch.ru/archive/533/117280/ (дата обращения: 01.09.2024).



Статья освещает проблемы в работе органов внутренних дел по осуществлению розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, актуальность которых с годами не уменьшилась. Проблема оперативного реагирования для нахождения и задержания таких лиц рассматривается на общегосударственном уровне и требует постоянного обновления действий правоохранительных органов в этом направлении в связи с довольно часто изменяющимися условиями. Пристальное внимание со стороны Президента Российской Федерации, а также высших органов государственной власти и свидетельствует o значимости данной проблемы и в настоящее время. А объясняется оно тем, что розыск лиц, совершающих преступления и привлечение их к ответственности, является одной из важных задач, возложенных на органы внутренних дел, а также является защитой прав и свобод гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации по обеспечению личной и общественной безопасности.

Розыскная работа также имеет большое практическое значение, поскольку, как показывает опыт, скрытие от следствия, чаще всего порождает к новым преступлениям с целью избежания наказания, тем самым причиняя весомый ущерб имуществу, жизни или здоровью граждан, а также общественным интересам. Следовательно, скорейший розыск лиц, в частности преступников, является главным условием предупреждения преступлений, потому что по «горячим следам» проще восстановить картину произошедшего.

Ключевые слова : розыскная деятельность, мера пресечения, подозреваемый, обвиняемый, скрывшийся.

Розыскная деятельность — это система, включающая в себя оперативно-розыскные, тактические, организационные, процессуальные и иные меры, применение которых позволяет обеспечить выявление местонахождения лиц, которые находятся в розыске. Такая деятельность подразумевает привлечение не только сил оперативных подразделений, полномочия которых подразумевают розыскную работу, но и других подразделений, которые не являются субъектами рассматриваемой деятельности.

Оперативно — розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на эти действия настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств через проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Скрывшиеся лица — это, в первую очередь, подозреваемые и обвиняемые, которые скрываются от органов расследования, подсудимые, скрывшиеся от суда, осужденные из следственных изоляторов, учреждений исполнения наказаний и из-под конвоя полиции или из-под охраны подразделений ФСИН России, а также задержанные, совершившие побег из изоляторов временного содержания и от конвоя. [1]

В соответствии с частью 1 статьи 210 Уголовно — процессуального кодекса Российской Федерации, если местонахождение подозреваемого или обвиняемого неизвестно, то следователь или дознаватель поручает его розыск подразделениям уголовного розыска, а в соответствии с частью 3 статьи 253 УПК РФ, если подсудимый скрылся или в случае его тяжелой болезни (психического расстройства), исключающей возможность явки подсудимого, суд приостанавливает производство в отношении этого подсудимого до розыска или выздоровления, но продолжает судебное разбирательство в отношении остальных подсудимых, если таковые имеются. Если же раздельное судебное разбирательство препятствует рассмотрению уголовного дела, то приостанавливается всё производство по нему. Тогда уже суд выносит определение или постановление о розыске скрывшегося подсудимого. [2]

Перед вынесением постановления об объявлении в розыск следователь, дознаватель или судья обязательно должны установить факт того, что лицо скрывается без уважительной причины и умышленно. Для этого, с целью установления местонахождения и доставления не явившегося подозреваемого либо обвиняемого в совершении преступления, направляются поручения сотрудникам уголовного розыска. Суд выносит постановление и определение о доставлении не явившегося подсудимого, затем направляет его для исполнения Федеральной службе судебных приставов.

Сотрудниками полиции, Федеральной службой судебных приставов устанавливается адрес нахождения подозреваемого (дополнительно проверяются адреса его возможного нахождения). Разыскиваемый доставляется в орган следствия, дознания, суд. В случае нахождения в лечебном учреждении либо отсутствии возможности самостоятельно передвигаться, информируется соответствующее должностное лицо. [4]

Если местонахождение подозреваемого определить невозможно — дается соответствующий ответ. В таком случае следователь, дознаватель или судья принимают решение об объявлении скрывшегося в розыск.

Для этого территориальному органу Министерства внутренних дел предоставляются такие материалы, как:

— постановление об объявлении в розыск;

— копия документа, удостоверяющего или подтверждающего личность объявляемого в розыск;

— копия постановления о возбуждении уголовного дела;

— копия постановления о признании подозреваемым либо обвиняемым (для органов следствия, дознания);

— копия постановления об избрании меры пресечения;

— справка о личности, которая содержит информацию о разыскиваемом;

— иные документы, способствующие установлению местонахождения разыскиваемого.

Материал о розыске, поступивший в территориальные органы Министерства внутренних дел России, регистрируется в подразделении делопроизводства и уходит на исполнение в подразделение уголовного розыска распоряжением руководителя, затем поступает на непосредственное исполнение конкретному сотруднику, который закреплен за линией розыска.

Объявление лица в розыск установлено законом и занимает до десяти суток, однако, имеют место случаи, когда это происходит значительно быстрее (незамедлительно, не дожидаясь окончания десятидневного срока). При поступлении материала на розыск и до заведения розыскного дела проводятся первоначальные розыскные мероприятия. Целью таких мероприятий является установление и задержание разыскиваемого в наикратчайшие сроки. Для этого имеющиеся сведения анализируются, по базам Министерства внутренних дел регионального и федерального уровня проводится первоначальная проверка лица, дающая возможность в кратчайшие сроки установить местонахождение разыскиваемого, или получить о нем какие-либо ещё дополнительные сведения.

Если местонахождение разыскиваемого всё-таки не удалось установить, лицо сразу попадает в федеральный розыск.

При объявлении лица в розыск сотрудники уголовного розыска заводят соответствующее розыскное дело, и осуществляют дальнейшие оперативно-розыскные мероприятия, которые предусмотрены статьей 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». [3]

При розыске довольно часто используются связи с общественностью, информирование общественных объединений и организаций, внештатных сотрудников полиции, граждан.

Розыскная деятельность проводится не только на основе сбора и анализа имеющихся и поступающих сведений, но и на осуществлении активных розыскных мероприятий. В соответствии с федеральными законами «Об оперативно-розыскной деятельности», «О полиции» розыскные мероприятия осуществляются гласными и негласными методами уполномоченными на то органами. [5]

Розыск конкретного лица всегда индивидуален. Один алгоритм действий по розыску невозможно применить ко всем разыскиваемым. Учитываются различные внешние и внутренние факторы, влияющие на поведение разыскиваемого и его окружения. Знание особенностей личности разыскиваемого, его окружения даёт возможность создавать условия, с помощью которых можно управлять его поведением. [6]

Применение информационных технологий тоже вносит свои коррективы, облегчая работу розыска. Имеющиеся почти у каждого человека различные гаджеты: мобильные телефоны, смарт — часы, компьютеры, включая ноутбуки и планшеты, позволяют мгновенно и беспрепятственно обмениваться информацией без привязки к месту.

Поскольку поиск лиц, бежавших из органов дознания, расследования, суда и отбывания наказания, является процессом достаточно сложным, его эффективность во многом зависит от степени участия в нем различных подразделений. [7]

В последние годы в организации правоохранительных органов существует ряд проблем по розыску лиц, бежавших из органов дознания, следствия и суда, а также прокурорского надзора в этой сфере. Но если некоторые из них могут быть решены доступными средствами, то другие уже требуют законодательного урегулирования.

Деятельность органов полиции на месте не стоит, в том числе при розыске лиц. Однако существует проблема длительности мероприятий по объявлению лица в розыск и доведение этой информации до сотрудников всех служб.

Решением данной проблемы может стать создание единого защищённого приложения, с помощью которого информация о нахождении лица в розыске будет оперативно доступна всем сотрудникам полиции, которые при работе с гражданами смогут проверить факт нахождения в розыске, тем самым помочь коллегам в проведении оперативно-розыскных мероприятий, так же представляется необходимым внести соответствующие изменения в законодательство которые в перспективе помогут совершенствовать всю систему правоохранительных органов.

Подводя итог, хочется сделать вывод, что соблюдение установленного порядка при объявлении лица в розыск, своевременное и последовательное проведение оперативно-розыскных мероприятий, которое включает в себя гласные и негласные методы, позволяет устанавливать местонахождение скрывающегося независимо от того, в каком государстве он находится.

Необходимое внесение изменений в законодательство активирует работу по розыску, а меры прокурорского реагирования помогут внести некоторые коррективы для успешного выполнения розыска в настоящее время.

Литература:

  1. Антонова Л. Г. и др. Цели и задачи уголовного судопроизводства с позиций обеспечения безопасности личности, общества и государства // Юридический мир, 2019. № 10. С. 34.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 29.05.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2024) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  3. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
  5. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (в ред. от 29.12.2022)// Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  6. Мазур Е. С., Тишевский Д. В. Розыск лиц, совершивших преступления против жизни и здоровья, уклоняющихся от органов следствия, дознания и суда // Уголовная юстиция. 2021. № 18. С.132–136.
  7. Кузнецов Е. В., Ступницкий А. Е., Шишкина Н. Э. Типовые меры по розыску лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда// Сибирский юридический вестник. 2023.
Основные термины (генерируются автоматически): розыск, объявление лица, розыскная деятельность, копия постановления, мероприятие, орган дознания, розыск лиц, уголовный розыск, Российская Федерация, Федеральная служба.


Похожие статьи

Задать вопрос