В статье рассматриваются особенности службы в органах внутренних дел в условиях особого административно-правового режима. Вырабатываются признаки, прохождения службы в особых условиях и дедуцируется соответствующее определение. Анализируются нормы федерального законодательства. Вносятся предложения по совершенствованию правовой и организационной составляющей деятельности органов внутренних дел в особых условиях.
Ключевые слова: служба в органах внутренних дел, особые условия, кризисные ситуации, чрезвычайное положение, совершенствование норм права.
Служба в органах внутренних дел является одной из самых ответственных и сложных профессий. В большей степени это касается сотрудников органов внутренних дел, которые выполняют свои обязанности в особых условиях. В настоящей статье предпримем попытку научного анализа существующих особенностей прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел в особых условиях, а также выработаем лаконичное по объему и емкое по содержанию определение дефиниции — прохождение сотрудниками органов внутренних дел службы в особых условиях. Кроме того, предложим ряд мер, направленных на повышение социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел, проходящих службу в особых условиях.
В науке и в праве существуют разнообразные подходы в определении особых условий службы. Большинство исследователей, в числе которых О. А. Пешков, Д. Н. Шурухнова, В. В. Гордиенко [1, с.247], связывают особые условия со сложностью, повышенным риском и опасностью для сотрудников органов внутренних дел при осуществлении своих функциональных обязанностей, осуществляемых в целях поддержания или восстановления правопорядка и общественной безопасности в неблагоприятные для общества и государства периоды.
Нормативные правовые акты федерального уровня [2], под особыми условиями службы в органах внутренних дел подразумевают периоды действия военного, чрезвычайного положения, проведения контртеррористической операции, «специальных операций, выполнения задач в области территориальной обороны.»... Кроме того, под таковыми понимаются иные ситуации, определенные действующими нормативами правовыми актами. При этом, особенность режима, обуславливает невозможность сотрудника органов внутренних дел отказаться от предусмотренных ограничений, вносимых в правовой статус, при введении специальных административно-правовых режимов. В противном случае сотрудник подлежит освобождению от занимаемой должности и увольнению из органов внутренних дел.
Исходя из изложенного выше можно сформулировать некоторые признаки прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел в особых условиях.
Во-первых, признак повышенной опасности и риска. Обращаясь к теории административно-правовой науки [3, с.166] можно установить, что особыми административно-правовыми режимами являются режимы чрезвычайного положения, режим контртеррористической операции и режим военного положения. Бесспорно, что задействование сотрудников органов внутренних дел в данных режимах не подразумевает прямых боестолкновений сотрудников с вооруженными формированиями, вместе с тем риски, даже выполнения обеспечительных функций, кратно возрастают.
Во-вторых, признак пролонгации исполнения непосредственных обязанностей. Следует отметить, что основной задачей органов внутренних дел является задача по обеспечению общественной безопасности и охране правопорядка, которая должна выполняться и в особых условиях. Не секрет, что любые общественные потрясения, сопряжены с повышением активности мародеров [4, с. 76], маргинальных слоев общества, которые пытаются воспользоваться ситуацией и извлечь из нее максимум личных преступных выгод. Именно поэтому крайне важно, чтобы функциональные обязанности сотрудников органов внутренних дел продолжали осуществляться и в период действия специальных административно-правовых режимов.
В-третьих, признак правовой регламентации. Деятельность органов внутренних дел, в том числе и в особых условиях сопряжена с необходимостью применения мер государственного принуждения, направленных на ограничение прав и свобод человека и гражданина [5, с. 193]. Именно поэтому, вопросы прохождения службы в особых условиях имеют правовую регламентацию в источниках наивысшей юридической силы — в федеральных законах. Следует напомнить, что согласно Конституции Российской Федерации, ограничение прав и свобод допустимо лишь на основании федерального законодательства.
В-четвертых, признак обязательности исполнения своих полномочий сотрудниками органов внутренних дел. Данный признак подразумевает, лишение статуса сотрудника органов внутренних дел, при отказе выполнения распоряжений, сопряженных с осуществлением полномочий в период действия особого административного режима. Иными словами, при отказе сотрудника, например, проследовать в служебную командировку, он лишается должности и подлежит увольнению из органов внутренних дел.
Таким образом, с учетом дедуцированных признаков прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел в особых условиях, можно сформулировать соответствующее определение. И так, под прохождением службы сотрудниками органов внутренних дел в особых условиях следует понимать реализацию полномочий органов внутренних дел по поддержанию или восстановлению правопорядка, осуществляемую в условиях повышенной опасности, регламентированную действующим федеральным законодательством, сопряженную с возможностью увольнения, при невыполнении распоряжений вышестоящего руководителя. Предлагаем ввести данное определение в правовое поле Российской Федерации, дополнив ст. 35 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» примечанием с предложенным выше определением.
Осуществленный в рамках настоящей статьи научный анализ, существующих особенностей прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел в особых условиях, а также предложенная дефиниция, позволила обнаружить некоторый перекос, в правовой сфере, в сторону наделения дополнительными полномочиями сотрудников, при практически оставленной ученым сообществом и законодателями область социальных гарантий. При этом, не вызывает сомнения, что под особенностями прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел в особых условиях следует понимать и расширенные социальные гарантии со стороны государства сотрудникам, в целях стимулирования их на определенные риски, связанные с введением специальных правовых режимов. В качестве предложений по повышению социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих свои полномочия в особых условиях, можно предложить следующие меры:
— увеличить продолжительность дополнительного отпуска за выполнение служебных обязанностей в особых условиях до 20 календарных дней (в настоящее время его продолжительность составляет не более 10 календарных дней в зависимости от количества дней службы в особых условиях);
— предусмотреть единовременные выплаты лицам, замещающим должности в органах внутренних дел, в размере двух должностных окладов, при награждении сотрудников медалью «За заслуги в службе в особых условиях».
Наряду с предложенными мерами повышения социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел следует применять и иные меры, морального и материального стимулирования лиц, проходящих службу в особых условиях.
Таким образом, в завершении настоящей статьи, следует отметить, что особенностями прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел в особых условиях является повышенный риск, продолжение осуществления непосредственных функциональных обязанностей, невозможность отказа от распоряжения, связанного с особыми условиями, при сохранении статуса сотрудника органов внутренних дел, а также наличие различных мер государственной поддержки в виде социальных гарантий, которые нуждаются в дополнительном расширении.
Введение в правовое поле Российской Федерации выработанного в рамках настоящей статьи определения «Прохождение службы сотрудниками органов внутренних дел в особых условиях», а также расширение мер социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, проходящих службу в особых условиях, станет гарантией качественного выполнения стоящих перед органами внутренних дел задач при введении в действие специальных административно-правовых режимов. Подобные меры, на наш взгляд, опосредованно будут способствовать повышению уровня защищённости общества и государства от различных современных экстраординарных угроз.
Литература:
- Позднякова Е. В. Особые условия в контексте прохождения государственной службы в органах внутренних дел: теоретико-содержательные аспекты// Вестник Воронежского института МВД России № 2, 2024.
- О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ [Электронный ресурс]: URL: https://internet.garant.ru (дата обращения 07.12.2024).
- Административная деятельность полиции: учебник / Р. Ю. Аврутин, А. Г. Бачурин, В. М. Гарманов [и др.]. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2024.
- Шкаев С. В., Споршева О. А. История возникновения и развития понятия «Мародерство» и ответственности за его совершение // Юридическая наука № 3. 2012.
- Затолокин А. А. Органы внутренних дел как субъект реализации мер государственного управления в период пандемии COVID-19// Теория и практика административного права и процесса: Материалы Международной научно-практической конференции, Краснодар, 06.10.2022 года / Редколлегия: И. В. Яблонский, К. Д. Рыдченко, Н. В. Агаронова [и др.]. — Краснодар: ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации», 2023.