Проанализированы проблемы, связанные с применением трудового законодательства к служебным отношениям, возникающим в системе ОВД.
Ключевые слова: трудовое законодательство, служебные отношения в системе ОВД.
Органы внутренних дел занимают одно из ключевых мест в системе правоохранительных органов РФ, а возможно, и самое ключевое. Они выполняют различные функции: защищают нашу с Вами жизнь, здоровье, права и свободы, интересы общества и государства от преступных и иных посягательств. Особенности возлагаемых на органы внутренних дел функций, указывают на то, что трудовые отношения с лицами, работающими в этих органах не должны основываться лишь на некоторых положениях трудового законодательства, а должны регулироваться специальными положениями трудового права и законодательства в целом [1].
На счету у этих людей немало достижений. Порой, покой мирных граждан некоторым из них мог стоить жизни. Охранять спокойствие и правопорядок на улицах — это призвание и огромная ответственность. Для этих людей понятие честь, справедливость, достоинство и мужество — не просто красивые слова, а образ жизни. Сотрудники ОВД обладают глубоким правосознанием и высоким уровнем правовой культуры, что даёт нам с Вами спокойствие и уверенность в том, что наша жизнь находится в надёжных руках.
Но почему же тогда при всех плюсах работников данной службы, вопрос правого регулирования трудовых отношений на протяжении достаточно большого промежутка времени привлекает особое внимание? Это легко объясняется тем, что ситуация в органах внутренних дел на данный момент показывает значительную разницу между уровнем материальной обеспеченности, социально-правовой защищенности и достаточно возросшими нагрузками на личный состав [2]. Плодотворная деятельность органов внутренних дел в большей степени зависит от того, насколько правильно ведётся кадровая политика в данных органах.
Особенность правового регулирования трудовых правоотношений в ОВД объясняется тем, что служба в органах внутренних дел является видом государственной службы. Правовое регулирование института государственной службы в России не стоит на месте и развивается по сей день.
Необходимо комплексно исследовать специфику правового регулирования трудовых отношений в органах внутренних дел РФ. Серьёзнейшей, на наш взгляд, проблемой является — не должное предоставление сотрудникам ОВД компенсаций за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени. Сотрудники данных органов днями и ночами служат на благо государству, т. к. специфика работы в правоохранительных органах предусматривает безоговорочно сверхурочные работы, но компенсации за данные работы в ОВД законодатель предусмотрел недостаточно.
Законом «О службе в органах внутренних дел» прямо установлено, что нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю, а для женщин, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдалённых, — 36 часов в неделю (часть 2 статьи 53Закона о службе). Таким образом, привлечение сотрудников к выполнению служебных обязанностей свыше 40 часов (36 часов соответственно) в неделю и является сверхурочной работой [3].
Согласно требованиям приказа МВД России от 19 октября 2012 г. № 961 привлечение работника к сверхурочным работам должно осуществляться на основании соответствующего правового акта руководителя, который имеет право назначения сотрудников на должности. Вместе с тем в случаях, не терпящих отлагательств, указанное решение может быть принято и доведено прямым руководителем в устной форме.
В этом случае прямой руководитель в течение двух рабочих дней обязан доложить о таком привлечении рапортом начальнику соответствующего органа или организации, имеющему право назначения сотрудников на должности. В рапорте указываются основания для привлечения сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, и его продолжительность.
Но! Данные действия, как показывает практика, осуществляются не всегда в строгом соответствии с законом. За столь сложный труд законодатель должен усовершенствовать нормы, которые содержат предписания о компенсационных выплатах за работу, длящуюся долее установленного рабочего времени.
В целях решения данной проблемы и совершенствования действующего законодательства считаем необходимым:
Законодательно закрепить исчерпывающий перечень случаев привлечения сотрудников органов внутренних дел к сверхурочным работам. Так же необходимо урегулировать контроль за надлежащим исполнением норм права, содержащими положения о сверхурочных работах сотрудников ОВД, в целях соблюдения законодательства.
Литература:
1. Кобылинская С. В. Совершенствование Российского законодательства о социальном обеспечении / С. В. Кобылинская // АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТРУДОВОГО ПРАВА И ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯматериалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 130-летию со дня рождения профессора И. С. Войтинского. Под общей редакцией Сапфировой А. А.. Москва, 2014. С. 105–112.
2. Kobylinskaya S. V.THE SOCIAL WELFARE FOR CRIMEAN CITIZENS // The First International Conference on Eurasian scientific developmentVienna, 2014. С. 469–471.
3. Didenko A. A., Kobylinskiy N. D.JURISPRUDENCE AS A SOURCE OF CIVIL LAW // The Third International Congress on Social Sciences and HumanitiesVienna, 2014. С. 160–162.