Особенности правового статуса сотрудников органов внутренних дел | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 27.05.2019

Статья просмотрена: 6248 раз

Библиографическое описание:

Миренкова, Е. П. Особенности правового статуса сотрудников органов внутренних дел / Е. П. Миренкова, И. Н. Кремёнов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 365-367. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59577/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье анализируются особенности прав и обязанностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Приводится характеристика основных и специальных прав и обязанностей представителей правоохранительных органов. Определено, что деятельность сотрудников ОВД регламентирована гораздо жестче, чем деятельность государственных служащих (например, в отношении вопроса применения мер наказания в случае нарушения дисциплины). Отмечены случаи, в которых сотрудник ОВД может действовать согласно своим внутренним убеждениям.

Анализируя структуру административно-правового статуса сотрудника ОВД, прежде всего, необходимо разобрать такие понятия как административно-паровой статус гражданина. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Как указано в статье 2 Конституции РФ, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Административно-правовой статус гражданина это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами.

Элементы административно-правового статуса граждан:

  1. принципы административно-правового статуса граждан;
  2. гражданство;
  3. административная правосубъектность (право, дееспособность) граждан;
  4. права и обязанности граждан в сфере государственного управления;
  5. административная ответственность граждан;
  6. юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Административная правосубъектность граждан способность гражданина (физического лица) быть субъектом административного права. Ее элементами выступают административная правоспособность граждан и административная дееспособность граждан.

Административная правоспособность граждан способность гражданина иметь в силу норм административного права субъективные права и нести юридические обязанности, возникающие с момента рождения и прекращаемые смертью.

Обстоятельства, определяющие объем административной правоспособности граждан, возраст, состояние здоровья, уровень образования, квалификация, семейное положение и др.

Административная дееспособность граждан — способность гражданина в силу норм административного права своими действиями приобретать права и создавать (реагировать) для себя юридические обязанности в сфере государственного управления.

Таким образом, сотрудник органов внутренних дел — гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.

Сотрудник органов внутренних дел может проходить службу в органах внутренних дел в случае его зачисления в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо в случае прикомандирования, предусмотренного статьей 32 Федерального закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел, когда он не замещает должность в органах внутренних дел.

Правовое положение (статус) сотрудника органов внутренних дел определяется Федеральным законом № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регулирующими особенности прохождения службы в органах внутренних дел.

Сотруднику органов внутренних дел выдаются служебное удостоверение и специальный жетон с личным номером. Образцы служебного удостоверения и специального жетона сотрудника органов внутренних дел и порядок их выдачи утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Служебное удостоверение сотрудника органов внутренних дел является документом, подтверждающим личность сотрудника, его принадлежность к федеральному органу исполнительной власти в сфере [1, с.33]. Форменной одеждой полицейский обеспечивается за счет государства. Нагрудные знаки и знаки отличия на форменной одежде должны располагаться в строгом соответствии с установленным образцом. Все сотрудники полиции имеют право на ношение оружия и средств защиты. Их выдача осуществляется также за счет средств федерального бюджета.

Характеристика правового статуса кого-либо включает в себя анализ его прав и обязанностей, что также представляется необходимым при рассмотрении особенностей правового статуса сотрудников полиции. Необходимо учесть также и то, что правовой статус сотрудников органов внутренних дел в последние годы претерпел значимые изменения. Изменения, произошедшие в системе социально-политических отношений в стране за последнее время, потребовали пересмотра существующего законодательства в отношении сотрудников ОВД. Данные изменения в основном закреплены в Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» [2]. Также права и обязанности сотрудника полиции прописаны в Законе о службе в органах внутренних дел, в федеральных законах «О полиции» [3], «О социальных гарантиях сотрудникам ОВД РФ» [4]. Условно права и обязанности сотрудников органов внутренних дел разделены на два основных блока — социальные права и правила применения сотрудниками полиции физической силы и табельного оружия [5, с.186–188].

Значимый объем обязанностей, выполняемых сотрудниками ОВД, связан с оказанием государственных услуг населению. К примеру, сотрудники дорожно-патрульной службы осуществляют прием экзаменов на право вождения автомобилем.

Помимо того, что сотрудник полиции, являясь гражданином Российской Федерации, обладает всеми гражданскими правами, он обладает и специфическими правами, так как обязан укреплять правопорядок и законность в государстве. В РФ существуют три основных вида государственной службы:

  1. военная служба — государственные военные службы,
  2. государственная гражданская служба — обеспечение исполнения полномочий государственного лица,
  3. правоохранительная служба — службы по обеспечению выполнения законов государства и защите прав граждан.

Трудовой кодекс Российской Федерации распространяется на представителей органов внутренних дел лишь в той части, в которой он не соприкасается с законодательными актами, посвященными службе в полиции.

Сотрудником полиции считается лишь должностное лицо, которому присвоено специальное звание и который выполняет определенные обязанности. В территориальных органах внутренних дел сотрудник полиции выполняет свою работу в пределах конкретной территории его территориального органа. Вне пределов своей территории полицейский выполняет обязанности, которые закреплены за ним федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации. Безусловным является тот факт, что деятельность сотрудников ОВД гораздо жестче регламентирована, чем деятельность государственных служащих. К ним применяются более жесткие меры наказания в случае нарушения дисциплины. Перечень условий, при которых следует увольнение сотрудника полиции из ОВД, гораздо больше, чем подобный перечень в отношении гражданских лиц.

Сотрудники органов внутренних дел имеют право на полное обеспечение всеми техническими средствами, необходимыми для работы. Все сотрудники полиции должны быть ознакомлены со своими должностными инструкциями, в которых перечисляются их права и обязанности. Безусловно, график работы полицейских сильно отличается от графика работы гражданских лиц, но они также имеют право на отдых, выходные и нерабочие дни, ежегодные оплачиваемые отпуска [6, с.24–27].

Если возникает служебная необходимость, сотрудник органов внутренних дел имеет право получить материалы и информацию, составляющую государственную тайну, в строго установленном порядке. Он также может обратиться за нужной информацией в государственные и муниципальные органы.

Все сотрудники органов внутренних дел по желанию могут ознакомиться со своими личными делами и отзывами на свою работу. Никто не имеет право препятствовать продвижению по службе сотрудника полиции, если на то нет значимых оснований. Хотя деятельность полицейских регламентируется специальными федеральными законами, они так же, как и все граждане Российской Федерации, имеют право обратиться в суд за рассмотрением служебного спора в соответствии с законодательством РФ.

Особыми правами сотрудников полиции являются право:

  1. требовать от физических и юридических лиц соблюдать законность и правопорядок,
  2. проводить задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений,
  3. при необходимости проводить проверку документов у граждан и организаций,
  4. при необходимости использовать транспортные средства граждан,
  5. при необходимости в строго установленном законодательством порядке применять физическую силу, табельное оружие и специальные средства защиты.

Так как сотрудник полиции является представителем государственной власти, его требования являются обязательными для выполнения. Он подчиняется непосредственному начальнику. При получении от начальника приказа или распоряжения, противоречащего законодательству Российской Федерации, прежде всего, он должен руководствоваться положениями закона [7, с.272–275].

Сотрудник полиции осуществляет свою деятельность основываясь на контракте, который вступает в силу со дня, названного в приказе руководителя структурного подразделения о назначении на должность. Контракт может быть как бессрочным, так и на определенный срок.

При принятии на службу гражданина устанавливается срок его стажировки не менее трех месяцев и не более шести месяцев. На этот период он считается стажером на должность в органы внутренних дел. В испытательный период со стажером заключается срочный трудовой договор.

Полиция обязана следить за соблюдением прав граждан. Если действия сотрудника полиции приводят к ограничению прав граждан для совершения правосудия, данные действия должны быть немедленно прекращены при достижении необходимой цели. Сотрудник полиции не имеет право прибегать к применению пыток, насилия, жестокому обращению и всему тому, что унижает человеческое достоинство гражданина.

Также сотрудник полиции может выбрать по своему внутреннему убеждению, например, вид принуждения, применяемый к нарушителю. Также он сам решает по сложившимся обстоятельствам, основываясь на приказах применять огнестрельное оружие или нет.

Сотрудником полиции не может быть человек, признанный недееспособным или ограниченно дееспособным. Также в ряды полиции не принимаются граждане с судимостью и имеющие заболевания, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень. Сотрудниками полиции также не могут быть граждане других государств, имеющих двойное гражданство.

Литература:

  1. Административное право: учеб. пособие для прикладного бакалавриата / Н. В. Макарейко. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 212 с. — Серия: Учебное пособие.
  2. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 // Российская газета. 2011. 7 дек.
  3. О полиции: федер. закон от 07.02.2011 № З-ФЗ // Там же. 8 февр.
  4. О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ // Там же. 21 июля.
  5. Рахматуллин А. Ф. Особенности правового статуса сотрудников органов внутренних дел как представителей правоохранительных органов современной России // Вестник Новгородской академии МВД. 2012. № 20.
  6. Тенгизова Ж. А. Защита имущественных прав сотрудников полиции // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 3–2.
  7. Тенгизова Ж. А. Требования законности в деятельности органов внутренних дел // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 11–1.
Основные термины (генерируются автоматически): сотрудник полиции, Российская Федерация, дело, сотрудник органов, гражданин, исполнительная власть, орган, федеральный орган, административная правоспособность граждан, административно-правовой статус граждан.


Похожие статьи

Проблемы реализации процессуальной самостоятельности следователя и взаимодействия следователя c руководителем следственного органа

В статье анализируются полномочия следователя с точки зрения его процессуальной самостоятельности. Оцениваются нормы уголовно-процессуального законодательства, которые существенно ограничивают процессуальную самостоятельность и независимость следоват...

Характеристика принципов и видов административного надзора, осуществляемого органами внутренних дел

В данной статье рассматривается многогранная сфера административного надзора, осуществляемого органами внутренних дел. Особое внимание уделяется его применению к лицам, освобожденным из мест лишения свободы. Автором обосновывается необходимость закон...

Наиболее распространённые проблемы при организации стрельб среди сотрудников и курсантов ФСИН России

Перед тем, как начать осуществлять свои должностные обязанности будущий и потенциальный сотрудник ФСИН России должен пройти минимальную первоначальную подготовку либо поступить в высшее учебное заведение ФСИН России для получения высшего образования ...

Проблемы правового регулирования полномочий прокурора на стадии предварительного расследования

В статье рассмотрены проблемные вопросы прокурора на стадии предварительного расследования. Как правило, споры среди учёных и практиков ведутся относительно необоснованности изъятия у прокурора тех функций, которыми он обладал на стадии предварительн...

Особенности административной ответственности государственных служащих

Совершение административных правонарушений государственными служащими может осуществляться как в результате исполнения функциональных обязанностей, так и в результате иных причин, связанных с обычной жизнедеятельностью такого служащего. При этом вопр...

Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: проблемы и пути их решения

В данной статье рассмотрены некоторые проблемы касающиеся исполнения наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью. Проанализированы конкретные особенности применения специальных технических ...

Проблемы правового регулирования материальной ответственности сотрудников органов внутренних дел РФ и пути их решения

Статья посвящена проблемам правового регулирования материальной ответственности сотрудников органов внутренних дел РФ, также в статье предложены пути их решения. Указано, что требуется вносить изменения и дополнения в действующее законодательство, в ...

Актуальные проблемы квалификации превышения должностных полномочий

Данная статья посвящена актуальным проблемам квалификации превышения должностных полномочий. Автором рассмотрены некоторые вопросы квалификации действий должностных лиц, совершивших, так называемые, «общеуголовные» преступления, а также анализируются...

Основные проблемы применения огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы сотрудниками уголовно-исполнительной системы

Применение огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы является важной частью как только прибывших, так и уже работающих сотрудников уголовно-исполнительной системы. Несение службы в учреждениях осуществляется в экстремальных условия...

Правовое регулирование дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих в Российской Федерации и Украине

В данной статье рассматриваются некоторые особенности правового регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих в Российской Федерации и Украине. Проанализированы законодательные акты данных государств, и на их анали...

Похожие статьи

Проблемы реализации процессуальной самостоятельности следователя и взаимодействия следователя c руководителем следственного органа

В статье анализируются полномочия следователя с точки зрения его процессуальной самостоятельности. Оцениваются нормы уголовно-процессуального законодательства, которые существенно ограничивают процессуальную самостоятельность и независимость следоват...

Характеристика принципов и видов административного надзора, осуществляемого органами внутренних дел

В данной статье рассматривается многогранная сфера административного надзора, осуществляемого органами внутренних дел. Особое внимание уделяется его применению к лицам, освобожденным из мест лишения свободы. Автором обосновывается необходимость закон...

Наиболее распространённые проблемы при организации стрельб среди сотрудников и курсантов ФСИН России

Перед тем, как начать осуществлять свои должностные обязанности будущий и потенциальный сотрудник ФСИН России должен пройти минимальную первоначальную подготовку либо поступить в высшее учебное заведение ФСИН России для получения высшего образования ...

Проблемы правового регулирования полномочий прокурора на стадии предварительного расследования

В статье рассмотрены проблемные вопросы прокурора на стадии предварительного расследования. Как правило, споры среди учёных и практиков ведутся относительно необоснованности изъятия у прокурора тех функций, которыми он обладал на стадии предварительн...

Особенности административной ответственности государственных служащих

Совершение административных правонарушений государственными служащими может осуществляться как в результате исполнения функциональных обязанностей, так и в результате иных причин, связанных с обычной жизнедеятельностью такого служащего. При этом вопр...

Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: проблемы и пути их решения

В данной статье рассмотрены некоторые проблемы касающиеся исполнения наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью. Проанализированы конкретные особенности применения специальных технических ...

Проблемы правового регулирования материальной ответственности сотрудников органов внутренних дел РФ и пути их решения

Статья посвящена проблемам правового регулирования материальной ответственности сотрудников органов внутренних дел РФ, также в статье предложены пути их решения. Указано, что требуется вносить изменения и дополнения в действующее законодательство, в ...

Актуальные проблемы квалификации превышения должностных полномочий

Данная статья посвящена актуальным проблемам квалификации превышения должностных полномочий. Автором рассмотрены некоторые вопросы квалификации действий должностных лиц, совершивших, так называемые, «общеуголовные» преступления, а также анализируются...

Основные проблемы применения огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы сотрудниками уголовно-исполнительной системы

Применение огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы является важной частью как только прибывших, так и уже работающих сотрудников уголовно-исполнительной системы. Несение службы в учреждениях осуществляется в экстремальных условия...

Правовое регулирование дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих в Российской Федерации и Украине

В данной статье рассматриваются некоторые особенности правового регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих в Российской Федерации и Украине. Проанализированы законодательные акты данных государств, и на их анали...

Задать вопрос