Применение сотрудниками полиции мер административного пресечения и предупреждения при проведении массовых мероприятий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №41 (383) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 08.10.2021

Статья просмотрена: 2582 раза

Библиографическое описание:

Аверкиева, Н. С. Применение сотрудниками полиции мер административного пресечения и предупреждения при проведении массовых мероприятий / Н. С. Аверкиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 205-207. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84473/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье раскрыты особенности применения полицией таких мер принуждения как меры пресечения и меры предупреждения. Показаны особенности применения мер принуждения в ситуациях подготовки и проведения массовых мероприятий.

Ключевые слова: полиция, меры принуждения, пресечения, предупреждения, массовые мероприятий.

Принуждение в теории административного права признается методом воздействия на граждан. Он может применяться и при проведении массовых мероприятий. В большинстве случаев они являются средством противодействия каким-либо нарушениям установленного порядка, встречающимся при проведении праздников, митингов, развлекательных мероприятий.

Меры принуждения могут быть классифицированы по различным основаниям. По своему содержанию они делятся на меры административного предупреждения и меры административного пресечения, а также меры административной ответственности [1].

В зависимости от стадии организации и проведения массового мероприятия среди них можно выделить: 1) применяемые до проведения массового мероприятия; 2) во время массового мероприятия; 3) после его проведения.

Меры административного предупреждения на этапе подготовки носят профилактически характер и состоят в официальном предупреждении участников массового мероприятия о недопущении нарушений порядка подготовки и проведения массового мероприятия. Действенной мерой административного предупреждения является отказ в согласовании хода массового мероприятия [2]. Она соотносима с действиями по запрету проведения массового мероприятия. Основаниями для запрета являются проведение мероприятия в неположенном месте или в такое время, которое создаст препятствия движению пешеходов и водителей. Также орган внутренних дел не даст согласие на проведение массового мероприятия, если его организаторы являются недееспособными или ранее привлекались к ответственности за нарушение порядка проведения массовых мероприятий.

Меры административного предупреждения на этапе проведения массового мероприятия ориентированы на недопущение причинения вреда гражданам. Например, сотрудники полиции могут использовать опасную зону движения техники на параде или демонстрации. К участникам автомобильного движения может быть предъявлено требование объезда возникшего препятствия.

Еще одной мерой предупреждения, которая может быть применена во время проведения массового мероприятия, является требование прекратить проведение массового мероприятия, если имеется угроза нарушения общественной безопасности. Ее применение призвано не допустить массовых беспорядков [3].

С учетом складывающейся ситуации в случаях проведения массовых спортивных и политических мероприятий могут быть использованы следующие меры предупреждения индивидуального характера:

– запрет пройти на территорию места проведения соревнований;

– обращение к организаторам с требованием прекратить нарушение общественного порядка;

– удаление нарушителя общественного порядка.

На последующем этапе проведения массовых мероприятий необходимости применять меры предупреждения практически не возникает.

Чаще всего среди мер административного принуждения применяются меры пресечения, представляющие собой ряд действий, ориентированных на прекращение уже совершаемого противоправного действия или правонарушения. В Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» к мерам пресечения относятся: требование прекратить противоправные действия; требование оставаться на месте до прибытия сотрудников полиции; блокирование места проведения массового мероприятия; применения оружия или специальных средств и др.

Полиция имеет право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий от всех участников и организаторов массовых мероприятий. Значение данной меры пресечения состоит в возможность прекратить совершение правонарушений и иных противоправных действий.

Еще одной мерой пресечения является удаление, которое заключается в возможности удаления правонарушителя с места происшествия. Как правило, это делается для того, чтобы избежать жертв при проведении массовых мероприятий.

В качестве меры пресечения может быть применено требование оставаться на месте до прибытия сотрудников полиции, или доставить в отделение полиции для составления протокола.

В соответствии с п. 20 ст. 11 Федерального закона РФ «О полиции» полиции предоставлено право производить по решению начальника ОВД или его заместителя оцепление (блокирование) участков местности при пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений, организаций» [4].

В соответствии с Федеральным законом «О полиции» полиция также вправе применять следующие меры административного пресечения:

– доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации (п. 14 ч. 1 ст. 13);

– задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске (п. 20 ч. 1 ст. 13);

– отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 21 ч. 1 ст. 13);

– запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения (п. 21 ч. 1 ст. 13);

– изымать в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оружие, боеприпасы, патроны к оружию, основные части к ним и специальные средства; ограничивать в установленном законодательством Российской Федерации порядке деятельность соответствующих объектов и применять иные меры, предусмотренные Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (п. 22 ч. 1 ст. 13) [5].

Сотрудники полиции имеют право применять специальные средства, стоящие на вооружении полиции в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 21 Закона «О полиции». Цель их применения — прекращение «действительного» преступного или административно наказуемого посягательства. Их применение имеет вынужденный характер, так как предполагает прямое физическое воздействие на нарушителей общественного порядка.

Сотрудники полиции имеют право применять специальные средства для отражения нападения на граждан и сотрудников полиции; для пресечения оказываемого сотруднику полиции сопротивления; для задержания лица, застигнутого при совершении преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться; для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление; для доставления задерживаемых лиц в полицию, конвоирования и охраны задержанных, а также лиц, подвергнутых административному apecтy, и заключенных под стражу, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе или оказывают противодействие сотруднику полиции.

В качестве специальных средств для пресечения нарушений проведения массовых мероприятий могут применяться резиновые палки, слезоточивый газ, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, водометы и бронемашины.

Посредством психологического или физического воздействия, связанного с личным, организационным или имущественным ограничением, правонарушитель лишается фактической возможности продолжить неправомерные действия, побуждается к исполнению определенных обязанностей.

О выявленных нарушениях общественного порядка и принятых к ним мерах сотрудники полиции докладывают в оперативный штаб, который является основным органом управления и организации взаимодействия на месте проведения массовых мероприятий.

Таким образом, органами внутренних дел применяются в большинстве случаев правоприменительные формы управления. В качестве методов воздействия используются меры административного принуждения. Среди мер принуждения при проведении массовых мероприятий применяются меры административного пресечения и предупреждения.

Литература:

  1. Конин Н. М., Маторина Е. И. Административное право: учеб. для бакалавров. М., 2020. С. 126.
  2. Косяченко В. И., Пахомов М. Е. Взаимодействие нарядов патрульно-постовой службы с другими правоохранительными органами и организациями в сфере охраны общественного порядка // Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник материалов Внутриведомственного круглого стола. М., 2018. С. 44.
  3. Ярковой С. В. Формы осуществления административной правоприменительной деятельности // Административное право и процесс. 2016. № 12. С. 18.
  4. Трофимова Н. С. О роли руководителя патрульно-постовой службы полиции в обеспечении эффективности деятельности по охране правопорядка во время массовых мероприятий // Труды академии управления МВД России. 2015. № 4. С. 65.
  5. Геккиева Л. Р. Деятельность полиции в обеспечения прав и свобод граждан // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 7 (41). С. 14.
  6. Шкиль, Е. С. Формы и методы деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий / Е. С. Шкиль. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 351–353. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69268/ (дата обращения: 07.10.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): массовое мероприятие, мера, мера пресечения, административное предупреждение, мера предупреждения, мероприятие, общественный порядок, административное пресечение, Российская Федерация, сотрудник полиции.


Ключевые слова

полиция, меры принуждения, предупреждения, пресечения, массовые мероприятий

Похожие статьи

Формы и методы деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий

В статье рассмотрены формы и методы, применяемые органами внутренних дел, в процессе обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности в период проведения массовых мероприятий

Реализация принципов достаточности и своевременности профилактики правонарушений при избрании следователем меры пресечения

В статье авторы рассматривают вопросы о профилактической деятельности следователя при решении вопроса об избрании меры пресечения. Авторы делают акцент на реализацию принципов достаточности и своевременности в ходе указанной деятельности.

Роль органов внутренних дел по охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий

В статье определена роль органов внутренних дел в обеспечение общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий. Проанализированы задачи, стоящие перед сотрудниками органов внутренних дел, для обеспечения общественного порядка ...

О некоторых особенностях подготовки сотрудников МВД к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

В статье авторы исследуют отдельные проблемные вопросы подготовки сотрудников полиции к применению мер принуждения (физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия), как одного из важнейших элементов обеспечения общественной безопасности...

Прокурорский надзор за законностью проведения оперативно-розыскных мероприятий

В статье рассмотрены общий порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, критерии оценивания законности проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Применение законодательных положений при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий в местах лишения свободы: особенности и правомерность

В статье рассматриваются отдельные законодательные положения, касающиеся соблюдении прав человека и гражданина при проведении отдельных ОРМ и особенности при их осуществлении в отношении осужденных в местах содержания под стражей.

Проверка документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, как один из видов административно-предупредительных мер

В статье рассматриваются правовые основы осуществления проверки документов сотрудниками полиции, описываются основания для проверки документов, анализируются нормы право процедуры проверки документов.

Некоторые проблемы квалификации превышения должностных полномочий, совершенного сотрудниками органов внутренних дел (по материалам судебной практики)

В статье рассмотрены отдельные проблемы квалификации превышения должностных полномочий, совершенных сотрудниками органов внутренних дел. Приведены результаты изучения материалов уголовных дел. Сформулированы предложения по совершенствованию действующ...

Прокурорский надзор за соблюдением законности при применении мер административного принуждения

В статье рассматривается роль прокуратуры при соблюдении законности при применении мер административного принуждения.

О некоторых вопросах использования «личного сыска» сотрудниками ППСП при обеспечении общественной безопасности и охране общественного порядка

В статье рассматриваются реализуемые в ходе обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка возможности «личного сыска» как способа предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений и административных правонарушений.

Похожие статьи

Формы и методы деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий

В статье рассмотрены формы и методы, применяемые органами внутренних дел, в процессе обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности в период проведения массовых мероприятий

Реализация принципов достаточности и своевременности профилактики правонарушений при избрании следователем меры пресечения

В статье авторы рассматривают вопросы о профилактической деятельности следователя при решении вопроса об избрании меры пресечения. Авторы делают акцент на реализацию принципов достаточности и своевременности в ходе указанной деятельности.

Роль органов внутренних дел по охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий

В статье определена роль органов внутренних дел в обеспечение общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий. Проанализированы задачи, стоящие перед сотрудниками органов внутренних дел, для обеспечения общественного порядка ...

О некоторых особенностях подготовки сотрудников МВД к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

В статье авторы исследуют отдельные проблемные вопросы подготовки сотрудников полиции к применению мер принуждения (физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия), как одного из важнейших элементов обеспечения общественной безопасности...

Прокурорский надзор за законностью проведения оперативно-розыскных мероприятий

В статье рассмотрены общий порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, критерии оценивания законности проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Применение законодательных положений при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий в местах лишения свободы: особенности и правомерность

В статье рассматриваются отдельные законодательные положения, касающиеся соблюдении прав человека и гражданина при проведении отдельных ОРМ и особенности при их осуществлении в отношении осужденных в местах содержания под стражей.

Проверка документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, как один из видов административно-предупредительных мер

В статье рассматриваются правовые основы осуществления проверки документов сотрудниками полиции, описываются основания для проверки документов, анализируются нормы право процедуры проверки документов.

Некоторые проблемы квалификации превышения должностных полномочий, совершенного сотрудниками органов внутренних дел (по материалам судебной практики)

В статье рассмотрены отдельные проблемы квалификации превышения должностных полномочий, совершенных сотрудниками органов внутренних дел. Приведены результаты изучения материалов уголовных дел. Сформулированы предложения по совершенствованию действующ...

Прокурорский надзор за соблюдением законности при применении мер административного принуждения

В статье рассматривается роль прокуратуры при соблюдении законности при применении мер административного принуждения.

О некоторых вопросах использования «личного сыска» сотрудниками ППСП при обеспечении общественной безопасности и охране общественного порядка

В статье рассматриваются реализуемые в ходе обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка возможности «личного сыска» как способа предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений и административных правонарушений.

Задать вопрос