Задержание и применение огнестрельного оружия — две меры административного пресечения. Основание и порядок их применения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (285) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 21.11.2019

Статья просмотрена: 734 раза

Библиографическое описание:

Карпенко, Н. А. Задержание и применение огнестрельного оружия — две меры административного пресечения. Основание и порядок их применения / Н. А. Карпенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 291-294. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64242/ (дата обращения: 19.12.2024).



Понятие мер административного пресечения вытекает из определения цели пресечения. Поэтому решением для их применения служит конкретная цель (желаемый результат) пресечения — прекратить противоправное деяние и не допустить новое. Основанием пресечения, как правило, является правонарушение, но меры пресечения используются и для прекращения невиновных действий, совершаемых невменяемыми, неделиктоспособными людьми. Поэтому одной из особенностей мер административного пресечения является широкий круг субъектов, в отношении которых они применяются. Их могут применять и к лицам, не достигшим 16-летнего возраста, и к невменяемым, и к военнослужащим, работникам системы МВД при совершении ими нарушений.

Система мер пресечения очень разнообразно. Исходя из цели и способа воздействия выделяют: общие, специальные и процессуальные меры пресечения.

К общим мерам следует отнести превентивное задержание, предписание, запрещение эксплуатации и др.

К специальным мерам относятся: средства против физического воздействия (приемы боевой борьбы, использование служебных собак), воздействие с помощью технических средств (дубинок, светозвуковых средств, газов, водометов, наручников и т. д.), использование огнестрельного оружия, боевой техники [7].

Процессуальные меры пресечения перечислены в ст. 27.1 КоАП РФ. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

1) доставление;

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

7) задержание транспортного средства;

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

9) привод;

10) временный запрет деятельности;

11) залог за арестованное судно;

12) помещение иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

13) арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 настоящего Кодекса [1, с.425–426].

Важность мер административного пресечения трудно переоценить. Это наиболее динамичная составляющая административного принуждения, которая обладает мощным наступательным потенциалом. Благодаря своевременному применению мер административного пресечения решаются многие правоохранительные задачи: задерживаются правонарушители, изымаются наркотические вещества и оружие, запрещается эксплуатация механизмов и производств, которые представляют опасность для жизни и здоровья людей, пресекаются правонарушения в области природоохранного законодательства и т. д.

Полномочиями по применению мер административного пресечения наделены практически все органы исполнительной власти, которые осуществляют контрольно-надзорные функции. Именно на этих сотрудниках лежит ответственность за своевременное и законное применение мер административного пресечения.

Пресекательная деятельность в России регламентируется многими законами и подзаконными актами. Довольно обширен и список лиц, наделенных государством полномочиями применять меры административного пресечения.

В рамках настоящей статьи рассмотрим довольно непростые меры административного пресечения, такие как задержание и применение огнестрельного оружия, и определим круг лиц, которых государство наделило полномочиями их применять.

Административное задержание — это наиболее распространенное процессуальное действие, с которого, очень часто начинаются все самые серьезные неприятности и испытания, связанные с нашими правоохранительными органами, в особенности — с полицией. Вообще, это понятие может быть применено только к гражданам с 16-тилетнего возраста, т. к. само по себе административное задержание не существует, а является лишь мерой обеспечения рассмотрения дела об административном проступке. А ответственность за административное правонарушение наступает с 16 лет. С принятием нового КоАП изменились условия административного задержания, а также претерпел изменения круг лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание. В статье 27.3 КоАП РФ дано определение административному задержанию — это есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении [1, с. 429].

Также в данной статье перечислены должностные лица, имеющие право осуществлять административное задержание. К ним относятся: должностные лица органов внутренних дел (полиции), старшее на месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, должностные лица военной автомобильной инспекции, должностные лица пограничных органов, должностные лица таможенных органов, военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации. Следует отметить, что список должностных лиц установлен в статье 27.3 КоАП и не может толковаться расширительно. Служащие иных органов таким правом не обладают.

При этом необходимо учитывать, что административное задержание имеет свой, установленный законодательство порядок проведения, который должен соблюдаться должностными лицами, осуществляющими задержание. Во-первых, если задержание проводит сотрудник правоохранительных органов, то он должен представиться, показать документы, сообщить свою должность, основания и цель задержания. Во-вторых, лицу, которого задерживают, обязаны на месте разъяснить его права и обязанности, и только после этого составить протокол. В-третьих, в обязанности представителей власти входит уведомление родственников, адвоката и работодателя о произошедшем в течение 3 часов с момента задержания. Период, на который могут принудительно ограничить свободу правонарушителю, строго определен ст. 27.5 КоАП РФ — от 3 до 48 часов. При этом установленный предел превышать нельзя.

Поэтому при применении такой меры административного пресечения как административное задержание, от должностных лиц, наделенных правом его осуществлять, требуется строгое соблюдение принципов законности и не допустить превышения служебного положения.

Следующей мерой административного пресечения, применение которой влечет за собой серьезные последствия — является применение огнестрельного оружия.

Если административное задержание посягает на права и свободы человека, то применение огнестрельного оружия угрожает уже непосредственно здоровью и жизнь человека и должно иметь очень веские основания для применения.

Единого правового акта, регламентирующего применение огнестрельного оружия нет. О применении огнестрельного оружия в целях пресечения говорится в ряде российских законов.

Чаще всего огнестрельное оружие применяется сотрудниками полиции, военнослужащими Росгвардии, пограничных органов и войск ФСФ России, сотрудниками органов наркоконтроля. Так же применять огнестрельное оружие имеют право инспекторы охотнадзора, охранники высшей квалификации.

Очевидно, что эти полномочия, как никакие другие, глубоко вторгаются в сферу основных прав человека и сопряжены с высоким риском наступления тяжких и необратимых последствий вплоть до лишения человека жизни. Тем не менее, пока развитие науки и техники не позволит оснастить вышеперечисленных должностных лиц, а в особенности сотрудников полиции специальными средствами пресечения, не уступающими по своей эффективности боевому оружию.

Допуская применение огнестрельного оружия, государство, во-первых, ограничило его объем необходимым минимумом, а во-вторых, полно и четко урегулировало все основные вопросы применения огнестрельного оружия в законодательном акте, известном населению. Именно таким законодательным актом является ФЗ РФ № 3 от 07.02.2011 года «О полиции», в котором глава № 5 посвящена «Применению полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия».

В настоящее время российский Закон «О полиции» является единственным действующим нормативным актом, содержащим правила применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции. Эти правила по существу контролируют общие положения законодательства о необходимой обороне, задержании правонарушителей и крайней необходимости.

Огневая подготовка является важнейшим компонентом профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных структур.

Целью огневой подготовки является научить умелому владению табельным оружием, ведения меткого огня в различной обстановке, обеспечить выполнения служебных обязанностей, связанных с ношением, хранением, применением огнестрельного оружия, формирование готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных задач.

В заключении необходимо отметить, что система мер административного пресечения очень обширная и разнообразная, чтобы с ней ознакомиться следует обращаться не только к Кодексу об административных правонарушения, но также и к другим законодательным актам. Нет единого нормативного правового акта, регламентирующего систему мер административного пресечения, основания и порядок их применения. Эта особенность значительно затрудняет работу по их изучению.

Поэтом в ближайшее время целесообразно было бы пересмотреть и систематизировать в одном нормативно-правовом акте меры административного пресечения, способы их применения, более четко определить круг лиц, имеющих право их применять.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: текст с изменениями и дополнениями на 17 марта 2019 г. — Москва: Эксмо, 2019. — 544 с.
  2. О полиции: федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ //СПС КонсультантПлюс. Дата обращения: 05.11.2019 г.
  3. Административное право: учебник для бакалавриата /Н. М. Конин, Е. И. Маторина, — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 574 с.
  4. Административное право России: учеб. пособие /В. И. Кайнов. — Ростов н/Д: Феникс, 2018. — 332 с.
  5. Административное право. Учебное пособие для вузов/Н. В. Макарейко. –М.: Юрайт, 2016.-336с.
  6. Административное право Российской Федерации. Курс лекций. Учебное пособие/Л. А. Гречина.-М.: Проспект, 2017.-112с.
  7. Административное право России. Учебник. 5-е издание. Д. Н. Бахрах, -М.: Издательство Эксмо, 2010.- 608 с.
Основные термины (генерируются автоматически): административное пресечение, огнестрельное оружие, административное задержание, административное правонарушение, лицо, Российская Федерация, круг лиц, мера, РФ, транспортное средство.


Задать вопрос